kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии на тему"Шитье из лоскутов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для учениц и учителей, желающих знать технологию шитья одеяла из лоскутов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок технологии на тему"Шитье из лоскутов"»

Тема урока: Шитье одеяла из лоскутов

Цели:

познакомить учащихся с историей развития лоскутной техники;

материалами и приспособлениями для шитья;

дать представление о композиционном и цветовом решении изделия;

научить изготавливать и пользоваться шаблонами для раскроя элементов орнамента;

развивать художественный вкус, точность, аккуратность, патриотизм через воспитание уважения к истории родного края.

Дидактическое обеспечение:

готовые образцы изделий, выполненные в технике лоскутного шитья; коллекция тканей для работы; журналы Мод».

Оборудование:

компьютер, проекционная система, мультимедийная презентация, картон, канцелярский нож, цветные карандаши.

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение, самостоятельные наблюдения учащихся, показ наглядностей, демонстрация трудового приёма, самостоятельная работа учащихся.

Тип занятия: изучение нового материала.

Ход занятия.

1. Организационная часть.

а) Приветствие.

б) Проверка готовности учащихся к занятию

Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Сегодня у нас необычный урок, а открытый. Тему сегодняшнего урока я объявлю чуть позже.

Ребята скажите какой сегодня день? А кто знает какой сегодня народный праздник?

30 октября (17 октября по старому стилю) День Осия Колесника. « На Осия — колесо с осью до весны расстаются, с осенью колесо прощается» - так говорили крестьяне. Телегу в сараи ставили, сани вытаскивали. Устанавливался санный путь.

Про этот день говорили так: «Быстро тает день - не привяжешь за плетень».

 

Гадали по скрипу тележных колес об урожае: если в этот день колеса едут тихо, не скрипят — к богатому урожаю.

Детям в этот день загадывали загадки о колесах и телегах. Известны, например, такие: «Барыня подкрашена, поперек подпоясана, а спина намазана»; «Четыре братца уговорились гоняться, как ни бегут, друг друга не догонят»; «Один идет, четверых за собой ведет, а пятый сидит, во все глаза глядит».

И еще в этот день не советовали мыться, а вот почему — неизвестно

Наступает глубокая осень. Урожай с полей убрали. День становится короче, вечера длиннее, свободного времени у людей становится больше. Любому человеку нужно себя занять чем то. Ведь впереди много свободных вечеров и всяких праздников. Гостей надо встречать и угощать, дарить подарки. Наступила пора заняться любимым делом, т. е. декоративно – прикладным творчеством.

Какие виды декоративно – прикладного творчества вы знаете? (Бисероплетение, макраме, плетение кружев, батик, витраж, мозаика, нитяная графика, роспись (жестов, хохлома, городецкая), вышивка, вязание (на вилке, крючком, на спицах), выпиливание, резьба по дереву, выжигание, декупаж, коллаж, лепка (пластилин, тесто, глина), чеканка.

ГОТОВЫЕ ПОДЕЛКИ С ВЫСТАВКИ.

Ребята, перед Вами - кроссворд, вы должны его разгадать, чтобы определить ключевое слово. Оно подскажет нам тему сегодняшнего урока.

Инструмент для ручной работы с тканью. (Игла)

Дефект ткани. (Утолщение)

Физическое свойство ткани. (Пылеемкость)

Вид волокна животного происхождения. (Шелк)

Вид первичной обработки текстильного волокна. (Сушка)

Специалист ткацкой фабрики. (Ткачиха)

Процесс отделочного производства ткани. (Окраска)

Технологическое свойство ткани. (Усадка)

Какое ключевое слово было зашифровано в кроссворде?

Правильно - “лоскуток”. И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет о лоскутном шитье.

Итак, тема сегодняшнего урока “Лоскутное шитьё – неиссякаемый источник творчества”. На уроке мы познакомимся...(Слайд…)

2. Изучение нового материала.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Как художественная работа, шитьё из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шиться девочкам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья. ().

Сейчас внимательно послушайте рассказ и постарайтесь ответить на вопросы, представленные на доске:

Что способствовало возникновению лоскутного шитья?

В какой среде (городской или крестьянской) лоскутное шитье появилось раньше и почему?

Когда в России начали складываться традиции лоскутного шитья?

Рассказ учениц.

1 ученица:

Слайд. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

Слайд. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

2 ученица:

Слайд Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла (Слайд ), коврики-кругляши (Слайд ), дорожки (Слайд ), сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, резные туеса, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Слайд. Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода.

В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

Важным элементом в доме были куклы – обереги. Куклами-оберегами не только украшали интерьер или в детстве играли, они всегда были очень сильным помощницами в быту, в социальной и личной жизни наших предков. Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви.

Учитель:

- Спасибо, девочки.

- Кто ответит на заданные вопросы?

(Ответы учащихся).

Учитель:

Лоскутное шитье - древний вид декоративно-прикладного творчества. Лоскутная техника – удивительное рукоделие, пришло к нам из глубокой древности. В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и зарубежном проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения.

Сейчас лоскутное шитье переживает новое рождение, оно стало для многих любимым занятием. Из разноцветных лоскутов можно получить оригинальные вещи: жилеты(СЛАЙД,,, ), юбки (СЛАЙД,,, ) , сумки (СЛАЙД,,, ) одеяла, подушки, покрывала и сделать подарок своими руками.

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства, которое неуклонно растёт.

Создавать изделия в лоскутной технике может любой человек, кто этого желает. В работу может пойти не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева – все, что найдется под рукой и, конечно, ваша фантазия.

Учитель:

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками.

К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж, текстильная мозаика. (СЛАЙД )

Печворк. «Пэчворк» в переводе на русский язык означает «лоскутная работа» (от англ. patch – заплатка (кусочек ткани) и work - работа), и в его истоках лежит штопка, лоскуты для которой брали из старой одежды.

Квилт. «Квилт» («quilt» переводится как стегать, простёгивать; подбивать ватой ) сшивать; зашивать (что-либо внутрь чего-либо) ». Поскольку таким образом шили чаще всего одеяла, то этим словом стали именовать стеганое или сшитое из отдельных лоскутов одеяло. В настоящее время «квилтом» называют любую стеганую вещь, будь то одеяло, панно или жилет.

Текстильный коллаж. В переводе с французского – наклеивание. Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, создавая определённый рисунок.

Текстильная мозаика – орнамент, выполненный из отдельных, пригнанных друг к другу разноцветных лоскутков. Это современная техника, в которой лоскутки соединяются между собой с помощью машинного шва “зигзаг”.

Учитель:

Какие необходимы инструменты и оборудование для изготовления изделий из лоскутков? (СЛАЙД )

Для работы необходимо иметь: иглы, ножницы, нитки, сантиметровую ленту, линейку, портновские булавки, картон, мел портновский, карандаш, утюг, швейную машину.

Как вы думаете, какие ткани нужно использовать для работы в лоскутном шитье?

Для работы лучше использовать ситец, сатин, бязь, хлопок, лён и т. п. Прокладочные материалы: синтепон, ватин. Пригодятся: тесьма, лента, шнуры, кусочки меха и кожи, пряжа, пуговицы. Не используйте ветхие ткани, так как в изделии они быстро протрутся!

Как подготовить материал к работе? (СЛАЙД )

Подготовка материалов к работе включает следующие этапы:

1. Определение прочности окраски (уголок ткани проутюживают через мокрую ткань). Если на ней останется след, значит, краски линяют. Такой материал использовать можно после стирки.

2. Стирка и накрахмаливание тканей. Изделия из лоскутов хорошо выглядят и меньше пачкаются, если ткань, из которой оно выполнено, накрахмалить.

3. Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и эта деформация может испортить всю работу.

Весь материал - в документе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок технологии на тему"Шитье из лоскутов"

Автор: Мамедова Земфира Алиевна

Дата: 19.05.2016

Номер свидетельства: 328551


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства