kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - Счетные швы. Односторонняя счетная гладь - «кирпичики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока - Счетные швы. Односторонняя счетная гладь - «кирпичики»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - Счетные швы. Односторонняя счетная гладь - «кирпичики»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Темниковская школа искусств им. Л.И.Воинова»



















Тема урока

Счетные швы. Односторонняя счетная гладь - «кирпичики»

Учебная дисциплина – «Ручная вышивка»











Разработала преподаватель

декоративно-прикладного творчества

Варламова Г.В.











г. Темников, 2019

Учебная дисциплина «Ручная вышивка»

Тема урока: Счетные швы. Односторонняя счетная гладь – «кирпичики».

Тип урока: Комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока: Познакомить учащихся с художественными особенностями геометрического орнамента вышивки мордвы. Научить выполнению вышивки односторонней счетной гладью – «кирпичики».

Задачи урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с вышивкой односторонней счетной гладью – «кирпичики», её особенностями; совершенствовать умения и навыки при вышивке счетной гладью.

2. Развивающая: развитие навыков вышивки по счету нитей в ткани. Развитие таких качеств, как творческое и логическое мышление, аккуратности, самостоятельности, умению анализировать.

3.Воспитывающая: воспитание чувства прекрасного; формирование навыков совместной деятельности учащихся, взаимопомощи при выполнении работ; умение применять полученные знания на практике; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Материалы, оборудование: эскиз, схема, канва К-27 (в 10 см – 106 нитей), пяльцы, игла, мулине 4 цветов одного тона, ножницы, сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, демонстрационные вышитые образцы и изделия.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Изложение нового материала.

3.Вводный инструктаж, практическая работа.

4.Заключительный инструктаж.

5.Уборка рабочих мест.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих, готовности к уроку. Объявление темы и цели урока.

2. Вышивка – один из древнейших способов украшения не только предметов быта, но и в первую очередь одежды. Вышивать в старину умела каждая женщина и учились вышивке с детства. Сейчас этот вид декоративно-прикладного искусства возрождается, становится вновь популярным.

Вы уже знакомы с различными видами вышивок и знаете, что швы, применяемые в ручной вышивке, можно разделить на две группы: счетные швы, это когда вышивка выполняются по счету нитей в ткани и свободные швы, когда вышивка выполняется по свободному, заранее нарисованному контуру.

Счетные вышивки, тоже подразделяются на две группы: сквозные или строчевые, которые расположены не на поверхности ткани, а в самой ткани, например, мережки, цветная перевить и другие, и на вышивки, которые выполняются по поверхности ткани, называемые глухими, например, набор, крест, «роспись», счетная гладь и другие.

Швы, выполняемые счетной гладью бывает двусторонние и односторонние. При выполнении швов двусторонней глади лицевая и изнаночная стороны выглядят одинаково, к таким швам относятся – швы «роспись», «атласники» и т.д., а в вышивках, выполняемых односторонним шитьем, узор выполняют только на лицевой стороне, на изнаночной стороне создается пунктир из отдельных стежков по контуру узора, это такие швы как, «козлик», крест, «кирпичик» и т.д.

Сегодня, вы познакомитесь с одной из техник счетной вышивки – гладь по счету нитей – «кирпичики». При изучении этого вида шва, мы обратимся к орнаменту мордовской вышивки, который используется в вышивке мордовского народного костюма Торбеевского, Зубово-Полянского районов. Геометрический узор (ромб) выполнен счетной гладью, такой узор, как правило, располагался на подоле или оплечье рубахи. Вышивка у мордвы велась на льняном или конопляном холсте полотняного переплетения. Мы берем для вышивки плотную х/б канву К-27 (в 10 см – 106 нитей).

Счетная гладь «кирпичики» – глухой, односторонний, счётный шов, выполняется парными или одинарными параллельными, горизонтальными или вертикальными стежками. Каждый отдельный стежок или пара параллельных стежков сдвинуты относительно предыдущего на половину стежка. Как правило, этой техникой выполняются геометрические орнаменты.

3. Прежде чем приступить к вышивке, необходимо повторить правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Какие правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками вы знаете?

Ответ учащихся:

1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.

2. Не шить ржавой иглой.

3. При работе с иглой пользоваться наперстком.

4. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

5. Передавать ножницы кольцами вперед.

6. Сломанные иглы, булавки нужно утилизировать.

Для вышивки нам необходим эскиз, схема, нитки мулине 4 цветов одного тона, пяльцы, игла, канва, ножницы.

Вышиваем нитками мулине в 4 сложения. Длина стежка равна 4 нитям переплетения ткани, следующий стежок сдвинут относительно предыдущего на половину стежка или на 2 нити в переплетении ткани.

Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться выполняемый стежок вышивки.

Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

При вышивке необходимо следить за равномерным натяжением нитей ткани захватываемых стежком, так как неравномерное натяжение стежка может привести к разной его длине, что может изменить форму орнамента.

При выполнении вышивки будьте внимательны, особенно при счете нитей, если нити ткани будут неверно отсчитаны, то орнамент исказится.

Изнаночная сторона вышитого изделия должна быть аккуратной и состоять из коротких стежков.

Демонстрация приемов выполнения шва учителем и выполнение учащимися практической работы.

Практическая работа:

1) определите середину у ткани, путем ее сложения по горизонтали и вертикали;

2) запяльте ткань в пяльцы;

3) вышивание начинаем с центрального стежка, самыми светлыми нитками. Отрежьте нить от пасмы мулине длиной 35 см. и отделите от нее 2 нити, сложите пополам и срезами нитей вденьте в иглу;

4) закрепите нить в ткани, отступив от центра одну нить в переплетении, выведите иглу на лицевую сторону на 2 нити в переплетении ткани от центра влево и выполните стежок вправо, захватывая 4 нитки в ткани;

5) выведите иглу вверх в следующим ряду переплетения нити, сместив иглу влево на 2 нити переплетения и выполните стежок вправо, захватывая 4 нити в ткани;

6) далее вышивайте по схеме, смещение иглы может быть, как влево, так и вправо, относительно предыдущего стежка;

7) при выполнении элемента орнамента этим цветом ниток, нить заделывается, следующим образом: иглу выводим в начало выполненного стежка на лицевую сторону вышивки и протягиваем под 3-4 выполненными стежками этого же цвета нити;

8) продолжайте вышивание орнамента следующим цветом ниток по схеме.

Самоконтроль учащихся:

a) длина стежка, схождение углов орнамента по стежкам;

b) аккуратность закрепления нити в начале и по окончанию вышивки;

c) направление стежков и их длина на изнаночной стороне.

4.Заключительный инструктаж. Деятельность учителя по ходу практической работы учащихся: целевые обходы рабочих мест учащихся по оказанию помощи при выполнении правильности техники вышивания и помощи в устранении допущенных ошибок, а так же сбор материала для анализа заключительной части урока. Самостоятельная работа учащихся. Оказание индивидуальной помощи и контроль качества.

Рефлексия.

а. Чему вы научились на уроке?

б. Объясните технику выполнения счетной глади «кирпичики»?

в. Какие трудности были при выполнении вышивки?

Анализ выполненных работ учащимися. Рассмотреть типичные ошибки, их причины, способы устранения. Вопросы к учащимся. Демонстрация работ. Обобщение приобретенных знаний. Выставление оценок. Задание к следующему уроку.

5. Уборка рабочих мест учащимися.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок - Счетные швы. Односторонняя счетная гладь - «кирпичики»

Автор: Варламова Галина Васильевна

Дата: 23.09.2020

Номер свидетельства: 558248


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства