kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по технологии « Традиции и обычаи. Правила приема гостей»(Семейный бюджет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Образовательная – расширить кругозор учащихся, познакомить со славянским фольклором, народными традициями и обычаями, обучить правилам приема гостей и семейным бюджетом семьи актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

2.  Развивающая – развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;

3.  Воспитательная – воспитание уважения к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Тип урока - комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии « Традиции и обычаи. Правила приема гостей»(Семейный бюджет)»

Учитель технологии:Шушантаева Ляззат Дюсеновна

КГУ «Троебратская средняя школа»

Урок технологии Класс:5 Дата:

Тема урока технологии « Традиции и обычаи. Правила приема гостей»

(Семейный бюджет)

1.  Образовательная – расширить кругозор учащихся, познакомить со славянским фольклором, народными традициями и обычаями, обучить правилам приема гостей и семейным бюджетом семьи актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;


2.  Развивающая – развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;

3.  Воспитательная – воспитание уважения к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Тип урока - комбинированный

Ход урока

1.  Организационный момент (2-3мин.)

Проверка присутствия учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2.Работа по карточкам по тете экономике (Семейный бюджет)

3.Теоретическая часть.

Сообщение нового материала.

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, об их попытках понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.

Народные обычаи менялись со временем вместе с изменениями в культуре народа.

Давние обычаи и поверья славян позже соединились с христианскими ценностями и заповедями. Христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.

На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Люди верили, что они охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей и разных напастей.

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг, менялся быт, утварь, жилье, но неизменным оставалось свойственное людям желание уберечь свой дом и членов семьи от невзгод.

В защите нуждались не только обитатели дома, но и сам дом. Наши предки защищали его с помощью правильного расположения на местности, соблюдали специальные ритуалы при выборе места и строительстве.

Наши предки прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для строительства, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. Эти убеждения берут начало в глубокой древности, и сегодня некоторые из них могут показаться обычными суевериями, а другие – полными глубокого скрытого смысла.

Так в древности нельзя было строить дом на месте, куда попала молния, покинутым людьми из-за стихийных бедствий или болезней, где найдены человеческие останки, совершены тяжкие преступления, кто-то получил тяжкие увечья, где опрокинулась телега или сломалась оглобля.

Стены дома, дверь служили естественным оберегом. Дома украшали символической резьбой, на дверь вешали специально вытканные шторы, обводили проем по контуру красной глиной.

Наибольшей обереговой силой наделялся порог.

Считалось, что нельзя передавать что-либо через порог, разговаривать, здороваться, стоять на пороге.

Батюшка-домовой.

В Древнем Риме они именовались «ларами» и «пенатами». Англичане называют их «фэйри», испанцы – «дуэнде». В польских домах за порядком следят «хованцы», в украинских хатах – «хатний дидко», в чешских – «скржитеки». Уют индейских вигвамов хранят «шводы». Норвежские «ниссе» принадлежат к роду гномов и носят остроконечные красные шапочки.

Речь идет о домовых – озорных и шкодливых духах вашего дома. Могут они сладости или вещицу какую - нибудь утащить, пошуметь по ночам – хозяев запугать. Но если домового уважишь, угощение ему выставишь – лучше помощника не найти.

Веник. 

Веник - древнейший оберег. На венике - домовушке размещают природные символы здоровья, любви, достатка и долголетия.

Множество примет и поверий связано с веником. Веник, подвешенный вверх метелкой, - к деньгам, а повешенный возле двери метелкой вниз, выметал из дома нечистую силу, болезни, горе и напасти.

Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы дома по часовой стрелке. Такой веник украшали, считалось, что. чем он нарядней, тем большей силой обладает. Если в дом приходили напасти, обрядовый веник, вобравший в себя всю отрицательную энергию, закапывали на перекрестке, чтобы все беды ушли в землю. III. Повторение правил гостеприимства.

  1. Вводная беседа:

Русский человек всегда считался и считается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы,  придуманные народом.

  пословица «Много гостей – много новостей» 

  • Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.

Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт.Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.

  • В переднем углу избы находился духовный центр дома.  Для того, чтобы  поделится  своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми  полотенцами.

  • Печь – кормилица, защитница от  холода, лекарь от болезней. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным.  На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.

С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.

Виды самоваров. 

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него  усаживали  дорогих гостей для душевной беседы. На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные

Гостей и близких  привечаем

Ароматным, сладким чаем.

Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён . Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.

 – А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):

  1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.

  2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.

Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?

Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.

Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том ,чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.

Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.

Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.

Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.

– Молодцы.

IV.  Правила хозяина.

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правильно угостить. Он не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

  • Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опрокинет вазу или разобьет что-нибудь?

  • А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

  • Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?

  • Если  гостю не нравится  телевизионная передача, как должен поступить хозяин?

  • Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?

Учитель.

Прочитайте основные правила поведения  для хозяина.

1.Встречай гостей в нарядной одежде.

2.Обязательно угости гостя.

3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.

4.Познакомь гостей друг с другом.

5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.

6.Поблагодари гостей за визит.

V. Правила для гостей.

Правила поведения гостя 1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.

2. Приходи точно в назначенное время.

3.Поддерживай общую беседу или игру.

4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.

5. В гостях долго не засиживайся.

6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.

VI. Сервировка стола.

– Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).

Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.

Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье). Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки.На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.

– Запомнили?

VII. Повторение правил поведения за столом.

- Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
- Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
- Как сидим за столом?
- А кушаем как?
- Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?

Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:

  • не разваливайся на стуле;

  • не клади локти на стол;

  • ешь аккуратно;

  • не нависай над тарелкой;

  • не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;

  • не ешь слишком быстро;

  • не бери в рот сразу очень много еды;

  • рот вытирай салфеткой;

  • не разговаривай во время еды.

Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.

Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.

Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.

VIII. Закрепление

Вопросы:  Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

  • Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:

придешь пораньше, придешь вовремя или немного опоздаешь?

  • Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?

  • Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?

  • Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?

  • Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

  • Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?

  • Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?

  • Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином  игры?

  • Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

  • Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?

  • Как долго следует ждать опаздывающего гостя?

  • Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за столом громко икнул:

начнешь хохотать, чтобы и другие посмеялись вместе с тобой;

постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?

X. Уход гостей.

Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.

XI. Подведение итогов.

 - Что значит быть гостеприимным человеком?

Что мы наз. Семейным бюджетом?

Что в него входит? Что наз. Затратой?

Как ты думаешь встреча гостей это затраты? Какие? Объясни

XII. Оценка деятельности детей. 

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

 - Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно  быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы!

Д.з составить ваш семейный бюджет (3а 1 месяц)в рабочей тетради.











 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по технологии « Традиции и обычаи. Правила приема гостей»(Семейный бюджет)

Автор: Шушантаева Ляззат Дюсеновна

Дата: 12.03.2017

Номер свидетельства: 399398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства