МКОУ С(К)ШИ № 116 г. Новосибирск
учитель технологии Аникеева Л. М.
Аннотация:
На уроках Технологии при изучении темы «Интерьер кухни-столовой» обучающиеся знакомятся с понятиями «интерьер», «дизайн», «функциональные зоны», изучают варианты планировки кухни, способы декоративного оформление кухни. Для закрепления изученного материала предлагается деловая игра «Юные дизайнеры». Урок - игра позволит обучающимся закрепить полученные знания. Представленный вариант урока можно проводить и в 6 классе по соответствующей тематике.
Класс: 5 класс
Раздел: Интерьер жилого дома
Тема урока: Деловая игра «Юные дизайнеры»
Тип урока: урок-игра закрепления знаний
Межпредметные связи: ИЗО.
Цель урока: Закрепление знаний обучающихся по теме «Интерьер кухни-столовой» в практической деятельности.
Задачи:
- сформировать представление о технологии оформления кухни (детской комнаты, спальни для 6 кл.), обучение умению принимать решения по разработке эскизов интерьера, декоративного оформление окна, формировать у обучающихся положительные эмоции, связанные с результатом их практической деятельности;
- развивать творческие способности обучающихся, познавательный интерес, пространственное воображение;
- воспитать воспитывать сознательное отношение к труду, требовательность к работе, самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, бережливость.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепление знаний о стилях интерьера кухни (детской комнаты для 6 класса), особенностях отбора необходимого стилевого и цветового решения при оформлении кухни (детской комнаты для 6 класса), научатся устанавливать взаимосвязь по применению теоретических знаний в практической деятельности, получат опыт создания интерьера в практической деятельности, осознавать ответственность за качество результатов труда, осуществлять контроль проделанной работы.
Метапредметные: научатся самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; излагать своё мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию; осуществлять поиск способов решения проблем творческого характера; получат опыт применения способов деятельности, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; научатся осуществлять самооценку и взаимооценку, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
Личностные - готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; осознание личностной и практической значимости учебного материала, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Формы и методы: урок- игра с закреплением пройденного материала в практической деятельности, использование презентации, практическая творческая работа (работа в группах).
Наглядно-демонстрационный материал:
Компьютерная видео-ряд интерьеров кухни, плакаты по технике безопасности при работе с ножницами, инструкционные карты, образцы ранее выполненных работ по данной теме.
Оснащение: компьютер, проектор, экран, альбом для рисования, журналы по интерьеру (вырезки из журналов по интерьеру), цветная бумага; цветные карандаши, краски, ножницы, кисть для клея, клей ПВА, шаблоны.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (автор Синица Н.В.) § 3.
Участники: руководитель игры – учитель; «дизайнеры» - ученики.
План - конспект деловой игры «Юные дизайнеры»
1-й этап – подготовительный.
Организационно- мотивационный этап.
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний и постановка целей и задач.
Учитель: Ребята! На уроках технологии мы с вами изучили интересную тему «Интерьер кухни -столовой». Вы ознакомились с понятиями интерьер, дизайн, планировка кухни, функциональные зоны. Сегодня у нас заключительный урок, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке давайте подумаем вместе и послушаем стихотворение.
Чтоб уютным сделать дом,
Мы дизайнера зовём.
Он идеи воплощает,
Интерьер нам обновляет.
Учитель: Так что делает дизайнер? (ответы учащихся). Так значет чем мы будем заниматься на уроке? (ответы учащихся)
Учитель: Сегодня на уроке вы являетесь дизайнерами и каждый получите заказ: выполнить дизайн кухни, с использованием журналов по интерьеру. Итогом вашей работы должен получиться коллаж. Коллаж (от фр.coller - приклеивание) - приём в искусстве, произвольное соединение в одном произведении разнородных элементов, которые наклеиваются на какую-либо основу, отличающихся по цвету, фактуре. Работа в техники коллаж представляет собой сборку на бумаге или в компьютерной программе на одном листе нескольких иллюстраций, которые, по мнению автора, отражают заявленную интерьерную композицию.
Преимущества техники коллаж:
Коллаж поможет вам более наглядно увидеть ваш будущий интерьер. И хотя это далеко не 3D, это вполне доступное средство выражения интерьера и его концепции. - далеко не каждый человек умеет рисовать, а вот сделать интерьерный коллаж может абсолютно каждый. - с помощью коллажа можно задать настроение дома, определить стиль, понять, как сочетаются между собой элементы помещения, цвета и отделочные материалы. - для составления красивого коллажа нужно всего лишь следовать определённым правилам. Но давайте обо всё по порядку: 1. Вдохновение и идеи для коллажа берём конечно же из журналов. Интересные для вас красивые картинки, интерьерные решения, красивые вещи не только послужат вдохновением, но и помогут в выборе цветовой гаммы. 2. Анализ материалов: проанализируйте все что объединяет все понравившиеся вам элементы. Возможно, это будет общий стиль или цветовая гамма – найдите нечто общее. 3. Соедините всё что вы отобрали: элементы интерьера, картинки с мебелью, посудой.. в одну общую композицию. Не приклеивайте картинки сразу к основе! Сначала посмотрите вырезки на белом листе, посмотрите, как сочетаются предметы интерьера между собой, нужно ли что-то добавить, или наоборот, убрать. Может случиться так, что ваш любимый диван никак не будет сочетаться с торшером или столиком, который вы выбрали.
Вводный инструктаж:
Объяснение учителем правил игры, правил техники безопасности при работе с ножницами, с клеем, красками, инструктирует технологическую последовательность выполнения и оформления коллажа см. Приложению №1. Демонстрирует «Банк идей декоративного оформление кухни» см. Приложение №2, «Банк идей декоративного оформление окна кухни» см. Приложение №3. Информирует о том, что оформление эскиза окна выполняется с помощью трафарета Приложение № 7.
Учитель так же знакомит обучающихся с критериями оценивания дизайнерских работ: за дизайнерское и цветовое решение разработки, качество и аккуратность оформления; за выполнение эскиза штор для окна; представление рекламы; устные ответы обучающихся. Ведомость критериев оценивания представлена в Приложении №8.
Если урок проводится для 6 класса то соответственно «Банк идей оформление детской комнаты, спальни» см. Приложение №4; «Банк идей оформления окна комнаты, спальни» см. Приложение №5, Приложение № 6.
Учитель объявляет, что игра началась и раздает творческие задания:
- разработать коллаж кухни;
- разработать и зарисовать вариант декоративного оформление окна кухни по шаблону.
2-й этап – практический.
Ученики - «дизайнеры» приступают к обдумыванию дизайна интерьера, выполняют эскиз по декоративному оформлению окна, дают описание и обоснование своего мини- проекта.
Учитель наблюдает за работой «дизайнеров», при необходимости консультирует учащихся, дает указания по соблюдению правил техники безопасности и организации рабочего места, ставит в оценочную ведомость необходимые баллы: за организацию рабочего места; соблюдение правил техники безопасности, подбор и сочетание цвета в интерьере, соотношение пропорций и качество оформления работы, наличие рекламы, устные ответы. По ходу работы, при необходимости, проводится текущий инструктаж.
Учитель объявляет «дизайнерам», что игра заканчивается через 5 минут, тем самым напоминая, что практическая часть завершается. Ученики просматривают свои работы, исправляют недочеты.
Учитель объявляет об окончании игры и просит учащихся сдать работы для подведения итогов.
3-й этап – проверочно-оценочный.
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель вместе с учащимися проводит анализ выполненных работ, выставляются и подсчитываются баллы в оценочную ведомость. В процессе анализа проводится обсуждение возникших в процессе работы затруднений, отмечаются наиболее удачные работы.
Итоги игры учитель оценивает по количеству набранных баллов:
5 баллов – эскиз и чертеж оформлены правильно с применением соответствующих инструментов; имеется качество декоративного оформления при помощи картинок, красок и других материалов; эскизные работы интерьеров отличаются оригинальностью формы, оригинальными элементами, целостностью композиции и перспективы; нет отклонений в организации рабочего места; соблюдены правила безопасности; ученик участвовал в ответах, правильно ответил на устные вопросы;
4 балла – эскиз и чертеж оформлены правильно; есть незначительные нарушения (в расстановке мебели не соблюдены Правила ТБ, нарушение цветовой гармонии), подборе красок, сочетании отдельных материалов; есть отклонения в организации рабочего места; соблюдались правила безопасности; ученик принимал участие в ответах, правильно ответил на 3 устных вопросы;
3 балла – при оформлении эскиза и чертежа были допущены ошибки; подбор и расстановка мебели не соответствует Правилам ТБ, эскизы декоративного оформления интерьеров комнаты не имеют качества, нет соответствия в подборе красок. Работа выполнялась при помощи учителя, в организации рабочего места допущены ошибки; ученик соблюдал правила безопасности; правильно ответил на устные вопросы;
4-й этап – заключительный.
Учитель задает вопросы:
- Как называется профессия связанная с дизайном жилых помещений? (Дизайнер)
- От чего зависит выбор цветового решения при проектировании интерьера? (От того на какую сторону север-юг выходит комната).
- Какое значение в интерьере имеет цвет? (Цвет в интерьере имеет большое значение, т.к. влияет на настроение, самочувствие и красоту убранства и оформления комнаты).
- Какую роль в интерьере играет декоративное оформление комнаты? (Важную. От декоративного оформления интерьера зависит уют, красота и настроение).
Учитель задает вопросы:
- Что вам понравилось сегодня во время игры?
- Хотели бы вы стать дизайнерами?
- Какие новые навыки вы приобрели?
- Какие эмоции вы получили?
- Как вы думаете, а нужна ли в современном мире профессия дизайнер интерьера?
Учитель показывает обучающимся газеты, журналы, рекламные проспекты о приглашении на работу на по профессии дизайнер.
Учитель объявляет обучающимся баллы, оценки за урок, отмечает лучших, лидеров, вручает призы.
Домашнее задание: Подумайте а как бы вы оформили свою комнату к какому либо празднику?
Учитель организует уборку рабочих мест, назначает дежурных. Все материалы, инструменты и другое учащиеся убирают в методический шкаф.
Литература: Технология. 5-8 классы. Деловые и ролевые игры на уроках технологии автор-составитель С.П.Шурупов.
«Как сделать коллаж» Интернет-ресурс: https://vita-designer.ru/kak-sdelat-kollazh-interera-5-pravil-dizayna/
Интерьер кухни, фотографии. https://kitchendecorium.ru/design/photo-kuhni-design.html
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «Последовательность выполнения практического задания».
1. Выбор стиля и цветового решения для оформления кухни: определяя цвет кухни, необходимо учитывать освещенность помещения, влияние цвета, рисунка и выбранного материала на человека.
2. Работа с журналами и цветной бумагой (вырезать, наклеить и оформить);
3. Дать краткое описание-обоснование выбранного варианта с использованием учебника (автор Синица Н.В.) § 3;
4. Выполнение эскиза по оформлению окна на кухне;
5. Реклама готового проекта по интерьеру кухни.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 «Шаблоны для оформления окна»