Есіл ауданының білім бөлімі
Чириковка орта мектебі
Есильский районный отдел образования
Чириковская средняя школа
9- сыныптағы практикум сабақ
Тақырыбы: « Біз таңдайтын мамаңдық»
Урок- практикум в 9 классе
Тема: «Профессии, которые мы выбираем»
мұғалім: Копотилова И.А.
учитель:Копотилова И.А
Чириковка селосы
С. Чириковка
2013 жыл
Тема: Профессии, которые мы выбираем
ЦелЬ: привлечение учащихся к рабочим профессиям, развитие профессиональных, творческих способностей, умения работать в коллективе
Задачи:
Углубить знания учащихся о профессиях (швея, повар, автослесарь)
Умение применять полученные сведения
Воспитывать уважение к рабочим профессиям, нравственные, эстетические и духовные ценности среди учащихся во время общения, умение работать в коллективе, способствовать сплочению учащихся.
Наглядности: выставка «Что бы это значило? слайды на интерактивной доске, высказывания знаменитых людей о труде
Нетрадиционный обобщающий урок – практикум
Методы: словесный, наглядный, тестовый контроль знаний, КСО, взаимоконтроль учащихся, контроль со стороны учителя, практическая работа – связь теории и практики
Межпредметные связи: русский язык, история, информатика, биология
Ход и содержание занятия
Организационные вопросы
дежурные, отсутствующие
Психологический настрой
Учитель:
Сегодня у нас необычная встреча, урок-практикум. Но что за встреча без настроения.
Зеркало нашего настроения – лицо.
Лицо у много воспитанного человека – это открытый взгляд, приветливая улыбка. Бывает, человек, словно гоголевский персонаж, рожу такую состроит, что хоть «святых выноси». Начнем мы работу над лицом с церемонии приветствия.
Повернувшись к соседям, сидящим от вас справа и слева, посмотрите им приветливо, с улыбкой в глаза и громко скажите вместе со мной по команде: «Здравствуй, сосед»
Приготовились, сигнал: «Здравствуй сосед».
Постановка цели и задач урока.
Сегодня на встрече мы с вами обобщаем знания, полученные в ходе профориентационной работы. Вы должны показать не только знания, но и ответить на загадочные вопросы, показать свои творческие способности
Опорные знания
Согласно диагностики ДДО определяющей склонности к той или иной профессии мы определили 3 креативные группы, а представители, каких профессий сегодня встречаются мы определим по визитным карточкам.
1 этап
Визитная карточка 1-й команды
1-я команда под музыку «Девочка с севера», но без слов выходят 5 девушек
1-леди поет: ледишвей с севера
2-я леди поет: ледишвей ниоткуда
Все смотрят на нее удивленно (музыка смолкает)
1-я леди говорит: как ниоткуда? Бомжует что ли?
2-я леди говорит ой правда, что-то не то.
Звучит музыка. Все начинают сначала
1-я леди поет: ледишвей с севера
2-я леди поет: ледишвей с юга
3-я леди поет: Спрячь скорей испорченные вещи людей… музыка смолкает.
Теперь все удивленно и осуждающе смотрят на 3-ю леди
3-я леди говорит: ой опять не то. Давайте попробуем еще.
Звучит музыка
1-я леди поет: ледишвей с севера
2-я леди поет: ледишвей с юга
3-я леди поет: спрячь скорей ото всех
4-я леди поет: мысли свои - музыка затихает, все оборачиваются в ее сторону.
5-я леди говорит: а о чем же ты думаешь?
4-я леди хватается за голову.
4-я леди: ой давайте будем проще, и люди к нам потянуться со своими заказами.
1-я леди говорит: вы, наверное догадались мы - команда швей
Визитка 2-ой команды (в стиле РЭП)
1-й участник: Сидеть надоело нам, руки сложа
2-й участник: Слесарем быть - Вот моя мечта
3-й участник: Умею я ездить туда… и сюда
Любую машину. Чиню без труда
4-й участник:
Висит обьявление у школьных ворот
«Автослесарь, иди к нам». Это в мой огород!
5-й участник:
А правду сказать. Машин я боюсь, как огня; Но все же – Хочу стать автослесарем я!
Учитель: представители профессии автослесарей у нас в команде № 2
Визитка 3-й команды
Все вместе поют
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет, как нет.
Все мы отличные работники. Да.
И трудовой вам шлем привет!
По очереди:
- Сервировать стол,
- И приготовить разносол.
- Гуся запечь.
- И торт испечь
Все блюда у нас – высший класс
Учитель: представители поварской профессии у нас в команде № 3
2-й этап
«Экспресс – опрос»
Ребята показывают знания о профессии, представителями которой они являются
Вопросы для команды швей:
Что будет модным в новом сезоне? (хорошо постиранное старое)
Из какого металла был создан первый наперсток? (из золота)
В средневековье платье невесты было только красного цвета. Какая невеста первой надела белое платье? (Мария Стюарт)
Дубленка в стиле «ретро» (тулуп)
Манекен для демонстрации не модной одежды? (чучело)
Сигнальная система моды? (крик)
Когда впервые появились ножницы – эти незаменимые помощники швей и портных всего мира? (в 18 веке до нашей эры)
Многовековая история костюма (3500 лет) изобилует запретами и ограничениями в одежде. Кто и когда первой из женщин получила разрешение носить брюки? (19 век. Жорж Санд).
Головной убор, превращающий любую женщину в загадку? (паранджа)
Что значит выражение «костюм, который нельзя сносить»? (несносный костюм)
Задание для швей
«занимательная ситуация»
1.Что вы будете делать, если у вас на рабочем месте оборвалась верхняя нить, а вам необходимо выполнить работу?
2.нарисуйте за 5 минут в вашем представлении костюм будущего
Вопросы для команды автослесарей
1.«Зубилом» обзывают модель автомобиля: (В)
А) ВАЗ -2110 Б) ГАЗ -3110 В) ВАЗ- 2108 Г) ИЖ- 412
2. Рабочий объем двигателя измеряют в: (Г)
А) Килограммах Б) Паскалях В) Ньютонах Г) Литрах
3. Карбюратор предназначен для приготовления и подачи в цилиндры двигателя (А)
А) Горючей смеси Б ) Бензина В) Рабочей смеси Г) Воздуха
4. На такте «Впуск» в цилиндры дизельного двигателя поступает: (Б)
А) Метан Б) Воздух В) Дизельное топливо Г) Метан, воздух, дизельное топливо
5.Какую жидкость лучше всего залить в амортизатор, если предстоит часто и подолгу возить солидных дам: (Г)
А) тормозную Б) Солидол В) Трансформаторную Г) Рекомендованную заводом-изготовителем-амортизаторную
6. Муфту свободного хода стартера называют: (А)
А) Бендекс Б) Вертушка В) Задвижка Г) Отгонка
7. Прерыватель-распределитель системы зажигания называют: (В)
А) Бегунок Б) Бомба В) Трамблер Г) Примочка
8. «Кенгурятник» - это: (В)
А) Фургон Б) Трейлер
В) Решетка джипа Г) кожаный салон
9. Где находится «тещино место» в трехдверном автомобиле: (Г)
А) За рулем Б) рядом с водителем В) За водителем Г) правое заднее
10. Для преобразования какого-либо вида энергии в механическую работу служит: (А)
А. Двигатель Б) Карбюратор В) Трансмиссия Г) Ходовая часть
Задание для автослесарей
Разъясните ситуацию:
Очень красивая женщина, плохо разбираясь в правилах дорожного движения (у нее даже не было прав на вождение автомобиля), остановилась на железнодорожном переезде, что строжайше запрещено для всех видов транспорта, развернулась и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все происходило на глазах полицейского, но он не реагировал на это. Почему?
«Фантастическое авто»
За 5 минут участники должны нарисовать автомобиль, который доселе никто не видел.
Задание для команды поваров
«Кондитерская сказка»
Очень часто в названии сказки или повести указывается главная мысль, главная идея повествования. Эти названия начинаются словами: «О том , как …». Попробуйте сами сочинить такую сказку. Только ее героями пусть будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет например, такое
«О том, как порожное захотело стать тортом»,
«О том, как мармелад поссорился с шоколадом»,
«О том, как конфета потеряла свою обертку»,
«О том, как мороженое путешествовало по Африке»
Вопросы для команды поваров
При несоблюдении правил личной гигиены и санитарии возникают острые кишечные заболевания:
А) Бруцеллез Б) Туберкулез
В) Сальмонеллез Г) Ящур
2. Что нельзя пересолить?
А) Рассол Б) Яйцо
В) Тесто Г) Бульон
3. Что называют бланшированием?
А) Заливка холодной водой Б) Заливка горячей водой
В) Вымачивание Г) Замораживание
4. Какие в иды панировки вы знаете?
А) Мучная Б) Сахарная
В) Кляр Г) Льезон
5. Какая крупа содержит больше жира?
А) Пшено Б) Перловая
В) Манная Г) Гречневая
6. В какой витамин превращается каротин в организме человека?
А) Витамин А Б) Витамин В
В) Витамин Е Г) Витамин В1
7. Какой из перечисленных продуктов не относится к кисломолочным?
А) Простокваша Б) Варенец
В) Молоко Г) Кефир
8. Какую крупу из перечисленных просеивают?
А) Гречневую Б) Маннную В) Перлову Г) Рисовую
9. Какой корнеплод содержит больше сахара?
А) Морковь Б) Свекла В) Репа Г) Редька
10. Какой тепловой обработке подвергают рыбу перед консервированием шпрот?
А) Обжарка Б) Бланширование В) Копчение Г) Варка
А теперь хотелось бы вам предложить посетить нашу художественную выставку работ учащихся и определить, что своими рисунками они хотели нам сказать.
И так, рубрика «Что бы это значило?
Каждой команде предлагается равное число зарисовок. Мы посмотрим, насколько остроумны будут ваши ответы.
Устный журнал показ слайдов с комментариями о профессии
Заключительное слово учителя:
В мире существует более 50 тысяч профессий .Как найти среди них свою: Сколько из них мы себе более или менее представляем: На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессий очень сложна. Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча дала возможность чуть ближе познакомиться вам ребята с рабочими профессиями, так необходимыми нашему обществу.
И в заключении давайте мысленно нарисуем картинку из будущего
Я передаю чистый лист бумаги, а вы представьте себя на этой картине, на встрече выпускников через десяток лет. Каждый из вас выбрал какую-то профессию.
(ребята мысленно представляют себя на картине в образе профессионала своего дела)
Учитель – а чуть в сторонке стоят учителя, и гордятся своими выпускниками
На этой оптимистической нотке мы заканчиваем нашу встречу.
Всем спасибо!
Приложение