Урок по технологии для девочек в 5-6 классах «Маленькие секреты большого искусства. Защита творческого проекта»
Урок по технологии для девочек в 5-6 классах «Маленькие секреты большого искусства. Защита творческого проекта»
Урок по технологии для девочек в 5-6 классах
«Маленькие секреты большого искусства. Защита творческого проекта»
Цели: приобретение опыта творческой деятельности через организацию защиты учебных проектов.
Задачи урока:
-образовательная
контроль и закрепление знаний и умений учащихся по темам
-развивающая
развитие логического мышления и творческих способностей (воображение, память, внимание), навыков публичного выступления, коммуникативных качеств учащихся
-воспитательная
воспитание коммуникативной культуры и культуры речи, воспитание отношения к результатам труда другого человека и к своему делу
Оборудование: картины известных художников о вышивке, кассета с музыкальным сопровождением, схемы для вышивания, журналы и книги для вышивки, набор для вышивания, листы в клетку, цветные карандаши, скотч, макет для показа технологических приемов, вышитая работа с неполным крестом, вышитые работы для выставки
Дидактический материал: схема выполнения творческих проектов, карточки с заданием №1 и №2, дневники проектной деятельности
На доске записана тема урока «Маленькие секреты большого искусства», стихотворение Л.
Татьяничевой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по технологии для девочек в 5-6 классах «Маленькие секреты большого искусства. Защита творческого проекта» »
Урок по технологии для девочек в 5-6 классах
«Маленькие секреты большого искусства. Защита творческого проекта»
Цели: приобретение опыта творческой деятельности через организацию защиты учебных проектов.
Задачи урока:
-образовательная
контроль и закрепление знаний и умений учащихся по темам
-развивающая
развитие логического мышления и творческих способностей (воображение, память, внимание), навыков публичного выступления, коммуникативных качеств учащихся
-воспитательная
воспитание коммуникативной культуры и культуры речи, воспитание отношения к результатам труда другого человека и к своему делу
Оборудование: картины известных художников о вышивке, кассета с музыкальным сопровождением, схемы для вышивания, журналы и книги для вышивки, набор для вышивания, листы в клетку, цветные карандаши, скотч, макет для показа технологических приемов, вышитая работа с неполным крестом, вышитые работы для выставки
Дидактический материал: схема выполнения творческих проектов, карточки с заданием №1 и №2, дневники проектной деятельности
На доске записана тема урока «Маленькие секреты большого искусства», стихотворение Л. Татьяничевой
На стенде с проектными работами:
Пословица «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»
Вышитые проектные работы
Оформлена выставка « Из истории рукоделия»
Сообщение темы урока.
Вступительное с л о в о учителя.
Дорогие гости, вашему вниманию представлена выставка творческих работ учащихся. Какое из находящихся изделий вы хотели бы получить в качестве подарка к празднику?
Основой жизни на Земле
Можно труд назвать вполне.
Человек трудом гордится,
Другой же может лишь его стыдиться.
Без стараний и умений
Не жди успехов, достижений.
Сегодня у вас по технологии зачет –
Творческого проекта защита-отчет.
Работали вы над ним увлекательно,
Давайте слушать друг друга внимательно.
Сегодня на уроке вы поделитесь с нами результатами работ над своими творческими проектами. Эти работы покажут, насколько хорошо вы овладели знаниями по теме «Рукоделие. Художественные ремесла».
Защита творческих проектов
Выполняя работу над этими проектами, переходя от одного этапа проектирования к другому, мы постепенно поднимались по ступенькам лестницы мастерства.
1 ступенька
Откуда появилось желание выполнить именно эти работы? Как в своих дневниках проектной деятельности вы описали проблему, которую захотели решить?
Работа с дневником пр. деятельности
2 ступенька
Работая над проектами, вы убедились, что любая проблема может иметь много вариантов решений! Нужно выбирать оптимальный с точки зрения технологии изготовления, экономии используемых материалов, экологичности, а также нужно учитывать: кому вы подарите свою работу?
Сегодня отдельные виды работ мы будем выполнять в группах.
Работа в группах.
Перед вами много схем. Выберите подходящий рисунок вышивки, который украсит подарок для папы или брата (это делает первая группа) и для малыша (это задание для второй группы) и обоснуйте свой выбор.
3ступенька
Работа с выставкой «Из истории вышивания»
Некоторые из вас на уроках выступали с сообщением «Из истории вышивания». С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные вещи.
В первой половине 19 века Венецианов изображал «Крестьянскую девушку за вышиванием»,
известны полотна В. А. Тропинина «За прошивками. Швея», «Золотошвейка».
В журналах для рукодельниц 50-х, 80-х годов мы тоже видим схемы для вышивки.
Мы можем сказать, что вышивка популярна и востребована.
4ступенька
Следующая ступенька - четвертая. Поднимаясь на нее, мы назовем материалы и принадлежности для вышивания. Карточка №1.
Кроссворд «Выбор материалов» (см. Приложение 1)
5. 6.
Итак, какие материалы и принадлежности вы использовали при выполнении проекта? Лишний предмет - у вас не возникло никаких вопросов?
5 ступенька
Девочки, мне очень приятно, что при выполнении проекта вы смогли внести в готовую схему что-то свое.
А теперь я предлагаю вам небольшое практическое задание. Вы сами можете придумать рисунок для вышивки: возьмите лист бумаги в клетку и заштрихуйте квадратики цветными карандашами так, чтобы получилась небольшая схема.
Представляем ваши схемы общему вниманию. Чья схема понравилась больше всего, какой рисунок вы захотите использовать в своих работах?
Скажите, пожалуйста, какие знания помогли вам так хорошо составить эти схемы?Ответы детей.
нужно уметь составлять различные композиции, знать законы цветоведения;
обладать хорошим вкусом и чувством меры.
Какими еще качествами должна обладать вышивальщица? Ответы детей.
иметь хорошее зрение, быть аккуратной и терпеливой;
знать свойства тканей и ниток;
строго соблюдать правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
«Что в порядке лежит, само в руки бежит».
На этой ступеньке мы задерживаемся и проверяем свои знания по охране и безопасности трудовых дел. Выполняем задания на карточках №2. Подчеркните правильный ответ
Нитку для вдевания в иглу можно отмерять любой длины.
ДА НЕТ
Утюг включают и выключают сухими руками, держась за корпус вилки.
ДА НЕТ
Нить откусывают зубами. ДА НЕТ
По окончании работы иголку необходимо вколоть в одежду. ДА НЕТ
Расстояние от глаз до работы должно составлять 30 см.
ДА НЕТ
Свет должен падать с правой стороны. ДА НЕТ
В процессе работы не обязательно менять положение корпуса.
ДА НЕТ
8. Перед работой и после ее окончания руки можно не мыть, если они на ваш взгляд кажутся чистыми.
ДА НЕТ
Ответы проверяем по цепочке. 1-й вопрос, ответ. Все согласны?
6 ступенька
Какие технологические приемы мы использовали при выполнении проектных работ?
Ученица. Свою работу я выполняла, используя прием «полный крест». Он выполняется двумя диагональными стежками. Крестик — наиболее популярный шов. Быстрый и простой в исполнении, он может быть вышит один или в ряд. Один крестик полностью заполняет небольшой квадрат, поэтому узоры для вышивки создаются на основе клетки. В отличие от шитья в вышивании не принято делать узелков.
А нашим гостям не захотелось овладеть техникой вышивки «крестом»? Сейчас наши
девочки выступят в роли консультантов.
Музыка.
Уважаемые гости! Помогли ли вам объяснения наших консультантов познакомиться с вышивкой «крестом»?
Ученица 7-го класса в своей работе «Дед Мороз вокруг Земли» использовала два технологических приема. Земной шар вышила обыкновенным крестиком; для придания ему точных очертаний применила шов «назад иголку». А чтобы космическое пространство было на втором плане, она вышивала его неполным крестом. Получилась вот такая интересная работа.
Очень часто бывает так, что мало изготовить какое-либо изделие, но, для того чтобы оно заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно поместить в определенную оправу. В этом смысле интересна мысль В. А. Фаворского о роли рамы в художественном произведении: «Рама, ограничивая изображение, создает как бы замкнутый мир, и делает изображение вещью, предметом другого пространства, предметом интерьера, можно сказать мебелью, живущей наряду со стульями, столами и т. п.» На нашей выставке есть работы, помещенные в рамы разной формы.
7 ступенька
В дневнике проектной деятельности мы сделали все экономические расчеты, чтобы узнать каких затрат стоили нам проектные работы. Провели экологическую экспертизу. Что же мы выяснили в ходе экспертизы? Работа с дневником проектной деятельности. Ответы детей.
Мы выяснили, что изделия выполнены из экологически чистых материалов, отходов было немного. Поэтому их производство не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.
С какими трудностями вы встретились при работе над проектом?
Девочки, а оценили ли результаты труда ваши близкие?
Может быть, кто-то захотел научиться вышивать, глядя на ваш труд?
Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Из многих ремесел вышивка, пожалуй, самое древнее и самое привлекательное, очень женское и очень духовное, требующее не только усидчивости, терпения, хорошего вкуса, но и качеств художника: умение видеть вокруг себя красоту, пользоваться всей палитрой красок
- и тогда стежки словно заменяют мазки. И тот, кого увлекла живопись иглой и ниткой, еще не раз займется этим искусством. А я желаю вам дальнейших творческих успехов. Вас ждет создание еще многих интересных вещей. Дерзайте! Проявляйте инициативу, фантазию, умения и навыки, полученные на уроках технологии, и тогда ваши работы будут успешными и красивыми, а от результатов своего труда вы сможете получать громадное наслаждение и радость.
- Не можешь - сумей,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной, Пробуй, ищи.
Сверкай, достигай,
Чтобы жизнь твоя стала песней. Л. Татъяничева
Задание на оставшееся время «Подарок одиннадцати внучек».
Одиннадцать внучек условились украсить своими вышивками бабушкино одеяло. Каждая внучка вышила по одному квадратному куску материи. Бабушка решила сшить сама из них один большой квадрат. Она долго раскладывала их то так, то эдак, но квадрат не получался. А между тем это можно сделать.
Как сложить из одиннадцати маленьких квадратов большой квадрат?