kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование. Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из животных  волокон;  создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей;  создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать   выводы.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию и развитию  умений и навыков сравнивать свойства шерстяных и шелковых тканей,   различать шерстяные и шелковые ткани.

Развивающие: способствовать формированию  эстетических взглядов, культуры речи, умения работать в группах.

Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желания добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование. Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. »

Технологическая карта урока технологии в 6 классе _____._____. 20____г.


Тема урока: Урок-исследование. Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей.


Тип 1 урока:

Урок усвоения новых знаний

Тип 2 урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока

Создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из животных волокон; создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей; создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию и развитию умений и навыков сравнивать свойства шерстяных и шелковых тканей, различать шерстяные и шелковые ткани.

Развивающие: способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи, умения работать в группах.

Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желания добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности.

Планируемые результаты

Предметные

Распознавание видов, назначения и материалов животного происхождения, организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов.

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда.

Метапредметные

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные

Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция;

оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.)

Межпредметные связи

Химия, физика, история.

Ресурсы урока

Таблицы определения дефектов тканей, карты дефектов ткани

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

УМК

Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.- М.: ДРОФА, 2014.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, _____ мин

Учитель должен настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Эмоциональный настрой на урок и т.д., проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.


Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм


2

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, _____ мин

Надо составить схему «Натуральные волокна» из карточек.


Из карточек составляют схему.


Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин

С первых дней появления на свет и до глубокой старости человек сталкивается с различными тканями. В зависимости от времени года: когда идет дождь, холодно, жарко или мороз, нам хочется, чтобы одежда что делала? (чтобы нам было тепло, прохладно, тело дышало, одежда впитывала влагу и быстро высыхала).

Как вы думаете, из каких тканей можно изготовить одежду, сохраняющую что…? (тепло и прохладу). Правильно из льняных и хлопчатобумажных тканей.

Давайте по отгадкам вспомним, что является сырьём этих тканей.

Из каких волокон производят эти ткани?

А какие ткани нас еще согревают?

Отгадайте загадку.

Какое отношение имеет овца к нашему уроку?

А какова природа происхождения шерсти?

К каким волокнам мы отнесем эту отгадку?

Зачем мы изучаем свойства волокон Как нам это пригодится в жизни?

Как вы думаете какова тема и цели нашего сегодняшнего урока?


Отвечают на вопросы учителя















( натуральные волокна растительного происхождения)

(шерстяные)


(С овцы получают шерсть, а шерсть - натуральное волокно).

( животного происхождения)


( натуральные волокна животного происхождения)



Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей.

Загадки

Голубой глазок,

золотой стебелек,

В высоком дворце,

Скромный на вид,

на весь мир знаменит,

Кормит, одевает,

и дом украшает. (Лен)


Маленькие ларцы,

Кто их открывает,

Белое золото добывает. (Хлопок)








По горам, по долам,

Ходит шуба да кафтан. (Овца) -

Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения.


Метапредметные: способность к рассуждениям.


Личностные: умение ясно излагать свои мысли.

4

Актуализация знаний, _____ мин

Тема нашего занятия: «Свойства ткани из натуральных и химических волокон». Вам сегодня предстоит выполнить серьезную исследовательскую работу, научиться определять волокнистый состав тканей, понять, как свойства ткани влияют на уход за изделиями и сделать выводы. Используя предложенную литературу, таблицы, реактивы, Интернет сайты, нужно найти необходимую информацию, исследовать образцы ткани, определить их волокнистый состав и свойства, и выработать рекомендации по уходу за одеждой сшитой из тканей данных волокон. Я очень надеюсь, что, выполнив работу вы поймете и возьмете на вооружение смысл китайской пословицы «Я слышу - я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю!» Желаю успеха.

До выдачи заданий группам учитель работает с классом фронтально, далее выступает в роли консультанта по возникшим вопросам. При подведении итогов занятия используется фронтальный метод работы.


Учитель выступает в роли консультанта.


Чтобы не терять время, класс разбит на три группы и роли распределены заранее. Организаторы выбирают задание для исследования в закрытых конвертах, после ознакомления распределяют работу между членами группы. Определение учащимися времени, за которое должно быть выполнено задание, не производится, так как оно ограничено рамками урока и определяется учителем заранее.


Организатор - распределяет образцы тканей, отслеживает, правильность выполнения работы.

Идеолог - отвечает за выдвижение гипотезы и ее доказательство при защите.

Председатель - следит за регламентом работы.

Сотрудник по внешним связям - задает учителю вопросы, возникшие в своей группе; анализирует проведение исследований других групп, готовит вопросы для оппонентов.

Сотрудник по снабжению – обеспечивает группу всем необходимым для работы.

Вместе с заданием в конвертах имеются наборы образцов ткани разного цвета и фактуры для каждой пары обучающихся.

Темы заданий для всех групп охватывают полный объем материала и примерно равноценны.

Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства

хлопчатобумажных и льняных тканей.


Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку.

Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи.

5

Первичное усвоение новых знаний, _____ мин

Задания для групп.

1 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из волокон натурального происхождения (хлопок, лен, шелк, шерсть). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах).

2 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из искусственных волокон (вискозных, ацетатных). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах).

3 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из синтетических волокон (капрон, лавсан, нитрон). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах).

Каждая группа должна (задания 1, 2, 4 и 5 выполняются в парах):

1.определить волокнистый состав образцов ткани способами приведенными в таблицах (приложения №. 5,7,8);

2.провести испытания на прочность, сминаемость, драпируемость, скольжение, усадку, осыпаемость и определить показатели основных свойств ткани;

3.провести обсуждение результатов исследования и дать теоретическое обоснование исследуемым явлениям с указанием источника;

4.составить таблицу по практическому применению результатов исследования;

5.изучить специальную литературу и определить степень влияния свойств ткани на уход за швейными изделиями;

6.по результатам исследовательский работы подготовить защиту.

См. в конспекте урока

Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения.


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

6

Первичная проверка понимания, _____ мин

Учитель сообщает учащимся, что итоговая оценка будет выставлена по результатам защиты и с учетом грамотности, полноты тех вопросов, которые учащиеся задают своим товарищам во время защиты.

Заслушиваются сообщения всех групп по результатам испытания образцов ткани (тема, актуальность исследования, гипотеза, ход исследования, результаты, выводы) с теоретическим обоснованием и указанием источника, практическим подтверждением.



Учащиеся остальных групп заслушивают сообщение, задают вопросы, анализируют результаты. Если выступающий затрудняется ответить на вопросы, учащиеся его группы помогают.





Группа дает оценку результату работы каждого.



Обоснование актуальности исследования: для чего нужно разбираться в волокнистом составе ткани.

Выдвижение гипотезы (предположительное отнесение образцов ткани к изучаемым видам тканей).

Проведение работы по подтверждению гипотезы (чтение информационных источников).

Проведение опытного исследования.

Запись результатов исследования.

Формулировка выводов.

Оформление работы.

Подготовка к защите.

Защита работы.

Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений


14

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин

Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению.

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Необходимо представить презентацию рекламы изделий из ткани, исследуемой в каждой группе на уроке.

Подготовить памятки «Способы распознавания пятен», «Правила безопасности при удалении пятен», «Как удалить пятна от зелени?», «Как удалить пятна от кофе?», «Как удалить пятна от чернил?»

Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом.

Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

15

Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин

«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»

Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:

«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать


Выступление учителя с анализом – оценкой работы в группах и объявлением итоговых оценок.

Выполняют задание рефлексии, анализируют продуктивность своей работы на уроке.


Предметные:

формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности.

Метапредметные: умение анализировать и делать выводы.

Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Побединская Наталья Рудольфовна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства