Тема урока: Урок-исследование. Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. Уход за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. | Тип 1 урока: Урок усвоения новых знаний | Тип 2 урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) |
Цель урока | Создание условий для освоения технологическими знаниями о производстве и свойствах тканей из животных волокон; создание условий для формирования умений в определении волокнистого состава тканей; создание условий для воспитания культуры одежды и эстетического вкуса, умения работать в парах, развитие умений сравнивать и делать выводы. |
Задачи урока: | Образовательные: способствовать формированию и развитию умений и навыков сравнивать свойства шерстяных и шелковых тканей, различать шерстяные и шелковые ткани. |
Развивающие: способствовать формированию эстетических взглядов, культуры речи, умения работать в группах. |
Воспитательные: способствовать воспитанию взаимопомощи, активности, желания добиваться высоких результатов, ответственности, дисциплинированности. |
Планируемые результаты | Предметные | Распознавание видов, назначения и материалов животного происхождения, организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов. |
Личностные | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда. |
Метапредметные | Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Регулятивные | Целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
Познавательные | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) |
Межпредметные связи | Химия, физика, история. |
Ресурсы урока | Таблицы определения дефектов тканей, карты дефектов ткани |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, _____ мин | Учитель должен настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Эмоциональный настрой на урок и т.д., проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, _____ мин | Надо составить схему «Натуральные волокна» из карточек. | Из карточек составляют схему. | | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, ____мин | С первых дней появления на свет и до глубокой старости человек сталкивается с различными тканями. В зависимости от времени года: когда идет дождь, холодно, жарко или мороз, нам хочется, чтобы одежда что делала? (чтобы нам было тепло, прохладно, тело дышало, одежда впитывала влагу и быстро высыхала). Как вы думаете, из каких тканей можно изготовить одежду, сохраняющую что…? (тепло и прохладу). Правильно из льняных и хлопчатобумажных тканей. Давайте по отгадкам вспомним, что является сырьём этих тканей. Из каких волокон производят эти ткани? А какие ткани нас еще согревают? Отгадайте загадку. Какое отношение имеет овца к нашему уроку? А какова природа происхождения шерсти? К каким волокнам мы отнесем эту отгадку? Зачем мы изучаем свойства волокон Как нам это пригодится в жизни? Как вы думаете какова тема и цели нашего сегодняшнего урока? | Отвечают на вопросы учителя ( натуральные волокна растительного происхождения) (шерстяные) (С овцы получают шерсть, а шерсть - натуральное волокно). ( животного происхождения) ( натуральные волокна животного происхождения) Сравнительная характеристика свойств хлопчатобумажных, льняных, шёлковых и шерстяных тканей. | Загадки Голубой глазок, золотой стебелек, В высоком дворце, Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает, и дом украшает. (Лен) Маленькие ларцы, Кто их открывает, Белое золото добывает. (Хлопок) По горам, по долам, Ходит шуба да кафтан. (Овца) - | Предметные: закрепление знаний о производстве нитей из волокон растительного происхождения. | Метапредметные: способность к рассуждениям. Личностные: умение ясно излагать свои мысли. |
4 | Актуализация знаний, _____ мин | Тема нашего занятия: «Свойства ткани из натуральных и химических волокон». Вам сегодня предстоит выполнить серьезную исследовательскую работу, научиться определять волокнистый состав тканей, понять, как свойства ткани влияют на уход за изделиями и сделать выводы. Используя предложенную литературу, таблицы, реактивы, Интернет сайты, нужно найти необходимую информацию, исследовать образцы ткани, определить их волокнистый состав и свойства, и выработать рекомендации по уходу за одеждой сшитой из тканей данных волокон. Я очень надеюсь, что, выполнив работу вы поймете и возьмете на вооружение смысл китайской пословицы «Я слышу - я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю!» Желаю успеха. До выдачи заданий группам учитель работает с классом фронтально, далее выступает в роли консультанта по возникшим вопросам. При подведении итогов занятия используется фронтальный метод работы. Учитель выступает в роли консультанта. | Чтобы не терять время, класс разбит на три группы и роли распределены заранее. Организаторы выбирают задание для исследования в закрытых конвертах, после ознакомления распределяют работу между членами группы. Определение учащимися времени, за которое должно быть выполнено задание, не производится, так как оно ограничено рамками урока и определяется учителем заранее. Организатор - распределяет образцы тканей, отслеживает, правильность выполнения работы. Идеолог - отвечает за выдвижение гипотезы и ее доказательство при защите. Председатель - следит за регламентом работы. Сотрудник по внешним связям - задает учителю вопросы, возникшие в своей группе; анализирует проведение исследований других групп, готовит вопросы для оппонентов. Сотрудник по снабжению – обеспечивает группу всем необходимым для работы. | Вместе с заданием в конвертах имеются наборы образцов ткани разного цвета и фактуры для каждой пары обучающихся. Темы заданий для всех групп охватывают полный объем материала и примерно равноценны. | Предметные: формирование понятий :ткачество, материаловедение; овладение способами определять свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. | Метапредметные: умение выстраивать технологическую цепочку. Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, _____ мин | Задания для групп. 1 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из волокон натурального происхождения (хлопок, лен, шелк, шерсть). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах). 2 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из искусственных волокон (вискозных, ацетатных). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах). 3 группа. Проведя исследование, докажите, что среди данных образцов есть ткани из синтетических волокон (капрон, лавсан, нитрон). Обоснуйте методы определения волокнистого состава ткани, их свойства и возможные области применения, а так же правила ухода за изделиями сшитыми из этих тканей. К каким группам относятся оставшиеся образцы? Обоснуйте. (Работа выполняется в парах). | Каждая группа должна (задания 1, 2, 4 и 5 выполняются в парах): 1.определить волокнистый состав образцов ткани способами приведенными в таблицах (приложения №. 5,7,8); 2.провести испытания на прочность, сминаемость, драпируемость, скольжение, усадку, осыпаемость и определить показатели основных свойств ткани; 3.провести обсуждение результатов исследования и дать теоретическое обоснование исследуемым явлениям с указанием источника; 4.составить таблицу по практическому применению результатов исследования; 5.изучить специальную литературу и определить степень влияния свойств ткани на уход за швейными изделиями; 6.по результатам исследовательский работы подготовить защиту. | См. в конспекте урока | Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
6 | Первичная проверка понимания, _____ мин | Учитель сообщает учащимся, что итоговая оценка будет выставлена по результатам защиты и с учетом грамотности, полноты тех вопросов, которые учащиеся задают своим товарищам во время защиты. Заслушиваются сообщения всех групп по результатам испытания образцов ткани (тема, актуальность исследования, гипотеза, ход исследования, результаты, выводы) с теоретическим обоснованием и указанием источника, практическим подтверждением. | Учащиеся остальных групп заслушивают сообщение, задают вопросы, анализируют результаты. Если выступающий затрудняется ответить на вопросы, учащиеся его группы помогают. Группа дает оценку результату работы каждого. | Обоснование актуальности исследования: для чего нужно разбираться в волокнистом составе ткани. Выдвижение гипотезы (предположительное отнесение образцов ткани к изучаемым видам тканей). Проведение работы по подтверждению гипотезы (чтение информационных источников). Проведение опытного исследования. Запись результатов исследования. Формулировка выводов. Оформление работы. Подготовка к защите. Защита работы. | Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений | |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, _____ мин | Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Необходимо представить презентацию рекламы изделий из ткани, исследуемой в каждой группе на уроке. Подготовить памятки «Способы распознавания пятен», «Правила безопасности при удалении пятен», «Как удалить пятна от зелени?», «Как удалить пятна от кофе?», «Как удалить пятна от чернил?» | Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия _____ мин | «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ» Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать Выступление учителя с анализом – оценкой работы в группах и объявлением итоговых оценок. | Выполняют задание рефлексии, анализируют продуктивность своей работы на уроке. | | Предметные: формирование интереса к предмету «Технология», получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. | Метапредметные: умение анализировать и делать выводы. Личностные: Умение адекватно оценивать свою работу. |