Просмотр содержимого документа
«Учебно-методический материал к циклу уроков технологии." в 5"Б" классе»
КГУ «Зерендинская средняя школа №1»
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по ВР Директор КГУ «ЗСШ № 1»
____________________ ___________________
Кенжебаев С.А. Нуртаева Ш.К.
Открытый урока
Тема: Комнатные растения
Подготовила: учитель технологии: Искакова Ж.Б.
5 «Б» класс
2016-2017 учебный год
Класс: 5 Открытый урок Дата: 03.03.2017г
Тема урока: Комнатные растения.
Цель урока: Расширить знания учащихся о комнатных растениях, о значении правил ухода за комнатными растениями.
Задачи урока:
Образовательная:
Расширить знания учащихся о комнатных растениях на примере тех растений, которые находятся в классе.
Обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растения\ми.
Воспитательная:
Воспитывать экологическую культуру; воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениями;
Прививать любовь к природе.
Развивающая:
Познакомить содержанием правил по уходу за комнатными растениями;
Научить приемам ухода за комнатными растениями.
Методы: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентаций при объяснении нового материала, тестирование, практическая творческая работа, блиц-опрос (работа в группах).
Меж-предметная связь: ИЗО, русский язык, история, экология, биология, информатика.
Наглядность:
Раздаточный материал: карточки содержанием о комнатных растениях, их изображениям, с тестом загадок;
Презентация к уроку;
Оборудование: таблицы, карточки; комнатные растения разных видов; инвентарь по уходу за растениями;
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.
Сообщение темы урока
Изложение нового материала.
Учитель: как вы думаете, почему комнатные растения, несмотря на изменения в неживой природе, с наступлением зимы по – прежнему остаются зелеными и даже цветут в домашних условиях? (Ученики высказывают свои предложения)
Учитель: чтобы содержать растения дома, надо знать условия их жизни, научиться за ними ухаживать, помогать им расти и радовать нас своей красотой. Необходимо внимательно наблюдать за их внешними признаками, знать, как можно помочь растению.
Вот сегодня на уроке и поговорим, как можно позаботиться о комнатных растениях?
Учитель: Известно, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют такие летучие вещества, которые влияют на различных микробов. Они создают благоприятную среду, хорошо влияют на настроение людей, придают помещению уют и комфорт и являются их украшением.
Давайте сегодня мы побудим натуралистами. Представим, что мы купили комнатное растение…
Сейчас поближе познакомимся с комнатными растениями.
Узнаем небольшую о нем информацию, для того чтобы найти ему место в квартире, как правильно за ними ухаживать. Для этого выполним следующее – задание №1 (раздать содержание о растении).
Найти ответ на вопрос:
Название комнатного растения, что оно обозначает
Родина этого растения, признаки внешнего вида
Условия содержания в квартире
-Ребята, определите, кто на какой вопрос будет давать ответ.
1группа -«ФИАЛОЧКИ»
(Название комнатного растения, что оно обозначает)
Хоть мы ростом низковатый
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем наш дом. ФИАЛКИ
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски.
(Родина этого растения, признаки внешнего вида)
Узамбарская фиалка. Фиалка появилась в 19веке, родом комнатная фиалка из Африки. На своей родине вырастает до 30см. В далекой и жаркой Африке, у подножья Узамбарских гор ежегодно расцветают фиолетовые красавицы. Отсюда и название «фиалки»
Условия содержания в квартире фиалок:
Фиалки любят много света, но не терпят солнечных лучей. Поэтому ставить их лучше на северное или западное окно.
Растение нужно беречь от сквозняков
Очень важно, в чем растет этот цветок. Горшок должен быть небольшим, Землю лучше брать специальную, легкую и рыхлую.
Земля в горшке с фиалкой должна быть влажной, чтобы корни не загляни. Поливать в поддон.
2группа – «ХЛОРОФИТИКИ»
( Название комнатного растения, что оно обозначает)
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом. ХЛОРОФИТУМ
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
(Родина этого растения, признаки внешнего вида)
Родина -Южной Африка.
(Условия содержания в квартире хлорофитики: )
А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.
Хлорофитум: неприхотливое комнатное растение. Хлорофитум быстро растет. Относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна.
Летом и весной комнатное растение хлорофитум требует обильного полива, а зимой – умеренного.
3группа – «АЛОЭ»
( Название комнатного растения, что оно обозначает)
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. АЛОЭ
(Родина этого растения, признаки внешнего вида)
Его родина – Африка. Вечнозеленое многолетнее растение. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60см.длиной.
(Условия содержания в квартире алоэ: )
Алоэ известен как «Столетник», название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней, переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Листья у алоэ мясистые, сочные.
В комнатных условиях Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлее теплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, поливать редко.
Мягкость листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и десен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудка и крови.
Учитель: учащиеся сообщили некоторые факты из жизни комнатных растений. Эти рекомендации можно использовать для ухода за растениями в домашних условиях.
Практическая работа
«Уход за комнатными растениями» Задание №2
Учитель: Чтобы комнатные растения всегда были здоровыми и красивыми, нужно правильно их размещать в комнате и хорошо за ними ухаживать.
Чтобы правильно это сделать познакомимся с Памяткой по уходу за комнатными растениями и только тогда приступим к выполнению заданию №3.
При этом мы будем выполнять следующие виды заданий:
Полив комнатных растений
Удаление пыли с листьев
Рыхление почвы
Памятка по уходу за комнатными растениями
Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.
Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.
Вода, который мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой – либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Поливать растения надо так: носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка понемножку. Ждать пока вода впитается.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
Растения с мелкими листьями и листьями опущенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.
Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корнях поступал воздух.
Будь осторожен – не повреди корни растения.
Каждое задание должны выполнить один из членов вашей группы: удаление пыли с листьев, опрыскивание растений, полив растения, рыхленые почвы.
1группа - «ФИАЛОЧКИ»
Как ты будешь ухаживать за фиалкой? (Фиалку нельзя опрыскивать, листья не любят воду, могут загнить. Поливать нужно через поддон)
Расскажи, как ты проводила свою заботу о растении? (Пыль с мелких листьев осторожно удаляют кисточкой)
Расскажи, как можно рыхлить землю в горшочке?
2группа – «ХЛОРОФИТИКИ»
Удаление пыли с листьев алоэ? (Мыть мокрой кисточкой или мокрой губкой, чтобы не обломать шипы.)
Как ты будешь поливать хлорофитум?
Когда и как можно рыхлить почву?
3группа – «АЛОЭ»
Напомни нам, пожалуйста, как правильно поливать растения? (Носик лейки поставить на край горшка, лишь по всей земле понемножку. Ждать пока вода впитается)
Как правильно надо рыхлить землю рыхлить землю в горшке? (Аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже)
Для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли)
Закрепление изученного материала
«Комнатные растения и уход за ними» - тест
Где надо ставить большинство комнатных растений?
А) в тени
Б) ближе к свету
В) в затененных местах
Как по – научному называется герань?
А) пеларгония
Б) сансевьера
В) аспарагус
Как надо поливать растение?
А) сильной струей сверху
Б) держа лейку сбоку
В) держа лейку сверху
Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
А) чтобы почва была мягкой
Б) чтобы к корням проходил воздух
В) чтобы земля не давила на корни
Почему комнатные растения весь год зеленые?
А) за ними хорошо ухаживают
Б) они находятся в теплом помещении
В) их привезли из стран, где нет зимы
Анализ и оценка урока
Учитель: ребята, вы хорошо потрудились. Полюбуйтесь нашими комнатными растениями. Какие они стали?
Ученики: чистые, ухоженные, красивые, блестящие и т д.
Домашнее задание: сделать кроссворд на тему «Комнатные растения».
Уборка рабочих мест.
Критерии
(оценки выставляются за каждый критерий. «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительное, «2» - неудовлетворительно
Ф.И.ученика
Работала с текстом «Комнатные растения»
Изучила памятку по ухожу за комнатными растениями, отвечала на вопросы
Количество полученных баллов за тест «Комнатные растения и уход за ними»
Уважала мнение других, даже если оно не совпадало с моим
Принимала активное участие в работе группы, делилась мнением и идеями
Итоговая оценка группы
Критерии
(оценки выставляются за каждый критерий. «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительное, «2» - неудовлетворительно
Ф.И.ученика
Работала с текстом «Комнатные растения»
Изучила памятку по ухожу за комнатными растениями, отвечала на вопросы
Количество полученных баллов за тест «Комнатные растения и уход за ними»
Уважала мнение других, даже если оно не совпадало с моим
Принимала активное участие в работе группы, делилась мнением и идеями
Итоговая оценка группы
Критерии
(оценки выставляются за каждый критерий. «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительное, «2» - неудовлетворительно
Ф.И.ученика
Работала с текстом «Комнатные растения»
Изучила памятку по ухожу за комнатными растениями, отвечала на вопросы
Количество полученных баллов за тест «Комнатные растения и уход за ними»
Уважала мнение других, даже если оно не совпадало с моим
Принимала активное участие в работе группы, делилась мнением и идеями
Итоговая оценка группы
(Название комнатного растения, что оно обозначает)
Хоть мы ростом низковатый
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем наш дом. ФИАЛКИ
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски.
(Родина этого растения, признаки внешнего вида)
Узамбарская фиалка. Фиалка появилась в 19веке, родом комнатная фиалка из Африки. На своей родине вырастает до 30см. В далекой и жаркой Африке, у подножья Узамбарских гор ежегодно расцветают фиолетовые красавицы. Отсюда и название «фиалки»
Условия содержания в квартире фиалок:
Фиалки любят много света, но не терпят солнечных лучей. Поэтому ставить их лучше на северное или западное окно.
Растение нужно беречь от сквозняков
Очень важно, в чем растет этот цветок. Горшок должен быть небольшим, Землю лучше брать специальную, легкую и рыхлую.
Земля в горшке с фиалкой должна быть влажной, чтобы корни не загляни. Поливать в поддон.
( Название комнатного растения, что оно обозначает)
Своими узкими листами
Озеленю ваш дом. ХЛОРОФИТУМ
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
(Родина этого растения, признаки внешнего вида)
Родина -Южной Африка.
(Условия содержания в квартире хлорофитики: )
А называют его хлорофитум, что переводиться как «зеленое растение с пучками». На концах каждой плети маленькое готовое растеньице, из которого можно вырастить новое.
Хлорофитум: неприхотливое комнатное растение. Хлорофитум быстро растет. Относится к светолюбивым растениям, предпочитает яркий рассеянный свет. Хорошо растет около восточного или западного окна.
Летом и весной комнатное растение хлорофитум требует обильного полива, а зимой – умеренного.
( Название комнатного растения, что оно обозначает)
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. АЛОЭ
(Родина этого растения, признаки внешнего вида)
Его родина – Африка. Вечнозеленое многолетнее растение. В Африке это растение достигает в высоту 20 метров, а листья до 60см.длиной.
(Условия содержания в квартире алоэ: )
Алоэ известен как «Столетник», название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней, переводится как «горький», потому что сок растения имеет горький вкус. Листья у алоэ мясистые, сочные.
В комнатных условиях Алоэ – нетребователен к уходу, он любит: светлее теплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой; небольшой горшочек, поливать редко.
Мягкость листа обладает целебными свойствами и используется при насморке, болезни полости рта и десен, глазных болезнях, заболеваниях кожи, туберкулёзе, заболеваниях желудка и крови.
Памятка по уходу за комнатными растениями
Комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенных местах.
Нужно поливать растения, чтобы почва всегда была влажной и не пересыхала. Если почва пересохнет, погибнут молодые корни растения. Если же воды будет слишком много, то корни могут сгнить.
Вода, который мы поливаем растения, должна быть комнатной температуры и ни в коем случае не холодной. Чтобы вода была нужной температуры, можно налить ее в какой – либо сосуд и оставить в помещении на 2 часа. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
Поливать растения надо так: носик лейки поставить на край горшка, лить по краю горшка понемножку. Ждать пока вода впитается.
Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.
Растения с мелкими листьями и листьями опущенными очищают от пыли мягкой кисточкой или опрыскивают водой.
Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Рыхлить землю нужно очень аккуратно по краю горшка и желательно после полива.
Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корнях поступал воздух.
Будь осторожен – не повреди корни растения.
«Комнатные растения и уход за ними» - тест
Где надо ставить большинство комнатных растений?
А) в тени
Б) ближе к свету
В) в затененных местах
Как по – научному называется герань?
А) пеларгония
Б) сансевьера
В) аспарагус
Как надо поливать растение?
А) сильной струей сверху
Б) держа лейку сбоку
В) держа лейку сверху
Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
А) чтобы почва была мягкой
Б) чтобы к корням проходил воздух
В) чтобы земля не давила на корни
Почему комнатные растения весь год зеленые?
А) за ними хорошо ухаживают
Б) они находятся в теплом помещении
В) их привезли из стран, где нет зимы
«Комнатные растения и уход за ними» - тест
Где надо ставить большинство комнатных растений?
А) в тени
Б) ближе к свету
В) в затененных местах
Как по – научному называется герань?
А) пеларгония
Б) сансевьера
В) аспарагус
Как надо поливать растение?
А) сильной струей сверху
Б) держа лейку сбоку
В) держа лейку сверху
Для чего рыхлят почву в цветочных горшках?
А) чтобы почва была мягкой
Б) чтобы к корням проходил воздух
В) чтобы земля не давила на корни
Почему комнатные растения весь год зеленые?
А) за ними хорошо ухаживают
Б) они находятся в теплом помещении
В) их привезли из стран, где нет зимы
Эссе «Мой первый урок»
Мне 24 года. Я проводила несколько уроков в 2012 году в 5-м и в 6-м классах, и даже в 9-м. Свой первый урок провела с 5-м «Б» классом в КГУ «ЗСШ №1». Это был урок технологии, который я буду помнить всегда!
Вечером, готовясь к проведению уроков, я задумалась: как я зайду в класс, как поздороваюсь с детьми, будут ли они меня слушать, такую хрупкую и маленькую! А вдруг они вообще не поймут, что я им буду рассказывать все 45минут?!
Прозвенел звонок, я подошла к двери и несколько раз повторила строгим голосом: «Здравствуйте! Садитесь!» Открываю дверь в класс, захожу и вижу... тринадцать пар сверкающих глаз, полных любопытства и интереса.
Я улыбнулась и сказала: «Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!» Ребята сели, и мы начали знакомится. Позже начала урок технологии. На уроке было так интересно, что ребята выпрашивали что-нибудь еще им объяснить. За один урок мы сделали все задания, которые я запланировала. Да, это хорошо! Раз они все так хорошо поняли, пусть выполняют задание посложнее.
Я подошла к учительскому столу и сказала: «Всем ли поняли тему?». Были вопросы и я старалась ответить.
Так прошел мой первый урок! Я поняла, что нельзя забывать, что сама была ребенком, были случаи, когда я что-то не понимала и мне объясняли одно и то же по несколько раз. Если я буду об этом помнить, то я буду хорошим учителем!