3.4 Список используемой литературы……………………………………….стр.18
Введение
П ервый раз, увидев своими глазами картины на бересте, я не поверила, они были настолько живы и воздушны. И я задумалась, а почему бы самой не попробовать. Меня очень заинтересовал этот вид работы. Я за свою небольшую жизнь рисовала на многом, но на бересте попробовала первый раз. Это было незабываемо. Когда ты рисуешь на бересте, ты словно возвращаешься в древность, когда люди не изобрели бумагу, ты словно сливаешься с природой, становишься ее частью. Вот поэтому я решила нарисовать картину на бересте.
1.2 Историческая справка
Берёза - дерево, которое во Франции называют деревом Мудрости. Береза даёт нежность и красоту. Лечебными свойствами берёза превосходит все остальные деревья русских лесов и садов. На Руси береза всегда была любимым деревом. Наши предшествующие поколения почитали ее за то, что, по поверьям, она могла исполнять желания. По обычаю, девушки приносили березе угощение — собственноручно испеченные пироги, садились поддеревом и обращались к нему с заветной просьбой.
Бересте мы во многом обязаны и распространению письменности на Руси, и тем, что узнали целый ряд документов глубокой древности. Разделив бересту на более тонкие слои, наши предки получали нечто вроде прообраза современной бумаги. Достаточно вспомнить берестяные грамоты, найденные археологами при раскопках в древних русских городах Смоленске, Пскове, Новгороде, Старой Руссе, Витебске. Эти письмена, датируемые ХI-ХV веками, сохранились благодаря удивительному свойству березовой коры не поддаваться гниению, противостоять разрушительному действию времени. А поскольку береста - материал дешевый и доступный, Мы с легкостью можем использовать его как основы для картин и икон.
оспись по бересте известна на Руси с XV века, однако сегодня этим занимаются единицы - слишком тонка и необычна эта работа. Природа сама "расписывает" бересту по своему усмотрению, украшая
наплывами, завитками, сочетаниями штрихов. Поэтому сложно создать свое полотно, не нарушая гармонии естественного рисунка.
Сюжеты работ - богатая природа, жанровые композиции, православная тематика. При взгляде на картины не оставляет ощущение чего-то родного, близкого. Это и понятно, ведь береза издавна почитается как символ России и души русского народа.
Технологический процесс изготовления картин сложен, так как применяются старинные секреты и приёмы, а также требует много времени и навыков.
Береста имеет разную фактуру, цвет, наросты. Хорошо теснится. В среднем на одну картину уходит от 2-х до 3-х недель. Всё зависит от сложности сюжета. А сюжеты к картинам диктует сама природа, образую духовную связь с человеком. Это пейзажи, натюрморты, животные, люди.
Берёзы с древних времён были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - «Берегинями». Считалось, что иметь в доме берестяные изделия к здоровью и достатку.
Объёмные картины из бересты – это ещё одна тонкая ниточка, связывающая нас с естественной природой. Сегодня они являются изюминкой в современном мире.
1.3 Выбор изделия, описание внешнего вида
Так как картин в этой технике накопилось достаточно много и разных размеров, и разных тематик, захотелось сделать что-то интересное. И я решила нарисовать природу родного края, показать всю ее красоту. У меня было несколько вариантов, но я остановилась на варианте под номером 3 .
№1
№2
№3
1.4 Выбор материалов, инструментов, оборудования, подготовка их к работе.
Для выполнения работы нам потребуется:
1.Береста.
2.Краски,которыми вы будите рисовать.
3.Кисти разных форм и размеров.
4.Деревянная дощечка, на которой вы прикрепите
бересту.
5.Кнопки.
6.Тряпочка.
Техника выполнения картин на бересте может быть различна до такой степени, до какой хватит вашей фантазии. На бересте рисуют различными красками: Темпера (от лат. "темпераре" - смешивать) - краски, предшествующие масляным. Связующим темперных красок является природная или синтетическая эмульсия, в зависимости от которой различают темперы яичную, поливинилацетатную и другие.
Яичная темпера являлась основным живописным материалом вплоть до XVIII века. Шедеврами темперной живописи стала иконопись русских мастеров Феофана Грека, Андрея Рублёва, Семена Ушакова.
Темперные краски по своим свойствам сходны как с водными, так и с масляными. Высыхание темперных красок происходит в результате испарения воды; при этом краска образует стабильную эластичную плёнку, состоящую из пигмента и связующего вещества. В отличие от масляных красок, темпера характеризуется большей прочностью, её слой не образует трещин, поверхность не отслаивается. С течением времени темперная краска не морщинится и не тускнеет, она не восприимчива к воздействию нормальных перепадов температур и изменений условий влажности.
Темпера высыхает довольно быстро. Если работать тонким слоем, он высохнет так же быстро, как акварель. Масляные краски состоят из пигмента, то есть красочного порошка, очень тонко измельченного, и масла, которое связывает частицы пигмента, образуя в результате вязкую красочную массу. Они не изменяют своего цвета и светлоты после высыхания (если нет пожухания), на поверхность могут наноситься как толстым (корпусным) слоем, так и тонким лессировочным слоем (как в акварели). Их можно смешивать на палитре и непосредственно на поверхности холста.
В древнейшие времена художники применяли исключительно красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов: малахит, азурит, аурипигмент, лазурит (ляпис-лазурь) и всевозможные цветные земли. Кроме того, они использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывались из различных растений и простейших животных организмов - моллюсков, червячков.Но со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными. Так, например, синюю краску ультрамарин, ценившуюся дороже золота (ее получали из минералов лазурита), в ХIХ веке заменил дешевый искусственный ультрамарин. Акриловые краскисуществуют уже полувека, на сегодняшний день используются художниками чрезвычайно широко. Главным преимуществом акриловых красок над всеми остальными является простота их применения, быстрота высыхания и, конечно, их универсальность. Современные разработки акриловых эмульсий, включающие в себя чрезвычайно мелкие и светостойкие частицы, дают возможность получать краски все более и более высокого качества. Эти краски растворяются в воде, а высохнув, абсолютно не растворяются. Плюс к этому, акриловые краски весьма устойчивы к различного рода физическим и химическим воздействиям.
Технологический этап
2.1 Организация рабочего места
Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.
Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т т.д.
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:
1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо.
2. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место:
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.
2.2 Требования к правилам техники безопасности.
1.Аккуратно прикрепляйте бересту к дощечке, если вы используете молоток.
2.Проветривайте помещение во время работы.
3.Старайтесь выполнять работу при дневном освещении.
4.Мойте руки до и после работы.
5.Старайтесь делать перерывы во время работы.
2.3 Технология изготовления изделия.
№1 Прикрепление бересты к деревянному планшету.
№2 Выполнение работы.
№3Завершение работы.
Заключительный этап
3.1Анализ проделанной работы, самооценка
Весь процесс создания картины доставил мне огромное удовольствие. Картины выполнены аккуратно, обладает художественными достоинствами, соответствует эстетическому вкусу, может вписаться в любой интерьер.
Изделия соответствуют предъявляемым требованиям: эстетически оформлены; материалы оптимально подобраны, экологичны и гигиеничны; отсутствуют изъяны.
Данная работа дает возможность выразить себя, проявить творческую фантазию. В ходе работы над изделием серьезных трудностей не испытывается.
Работы получились очень красивыми, качественно выполненными. Они вставлены в рамки, что придает им еще большей аккуратности. Я очень довольна своим качественным выполнением работ.
Экологическая экспертиза.
Моя работа получилась экологически чистой и безопасной. Так как она выполнена из материалов, не оказывающих отрицательное воздействие на природу и человека. Береста, которая была фундаментом работы , является экологически чистым продуктом, ее создала сама природа. И краски тоже являются продуктом природы. В результате с этим, я могу сделать заключение, что моя работа не принесет никакого вреда окружающей природе, а будет лишь хорошим украшением интерьера.
Когда начинала работу, мне казалось, что она займет много времени и будет очень кропотлива. Но все трудности в изготовлении были сразу забыты, увидев, что все у меня получилось. Проанализировав выполненную работу, я сделала вывод, что вещь, сделанная своими руками дороже, чем купленная в магазине, потому что в нее вложена моя любовь и умения.
Готовые работы
3.2 Подсчёт себестоимости.
Затраты на этот вид рукоделия во многом зависят от качества материалов.
Затраты на электроэнергию не учитываем, т.к. работы проводились в дневное время.
№
Использ. материал
Цена (руб.)
Расход
Затраты (руб.)
1
Береста
О руб.
50:50см
0руб.
2
Краски
300руб. (набор)
набор
300 руб.
3
Рамка
150руб.
3шт.
450руб.
4
Кисти
130 руб., 60 руб.
2шт.
190 руб.
5
Кнопки (50 шт.)
30руб.
25 шт.
15руб
Сп = Мз + Роп, где
Сп- полная себестоимость;
Мз - материальные затраты; Роп- стоимость самой работы.