kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Традиционное декоративно-прикладное искусство казахов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная работа знакомит с историей народного творчества казахов,  дает понятие о видах рукоделия и способах их применения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Традиционное декоративно-прикладное искусство казахов»

Класс: 5 класс.

Тема урока: «Традиционное декоративно- прикладное искусство казахов.»

Тип урока: получения новых знаний.

Цель урока: знакомство с историей народного творчества казахского народа.

Задачи:
1. Дать учащимся понятия о видах рукоделия и способах их применения. Углубить знания учащихся о казахском народном прикладном искусстве.
2. Развивать мелкую моторику рук, навыки пользования принадлежностями народного прикладного труда.
Развивать устную казахскую речь, внимание, логическое мышление.
3. Воспитывать любовь и уважение к народному творчеству. Воспитывать у учащихся эстетические чувства: понимание значения искусства в жизни каждого человека, её красоты.

Оборудование: необходимые материалы, инструменты и приспособления:
1. Бумага белая и цветная, ножницы, клей.
2. «Виды и названия орнаментов» – альбом.
3. Изображение ковра.
4. Музыка казахского народа.

Ход урока:

  1. Оргмомент

Учитель:  

Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же не капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

           Владимир Солоухин.

Отчего же сделалась радостней жизнь? от того, что мы с вами поздоровались.

  1. Сообщение цели и задач урока

  2. Актуализация знаний.



Звучит казахская народная музыка

- Учитель:

Народная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».


- Как понимаете эти слова?

Вся наша земля – это земля мастеров.

 Народные мастера создавали полезные и красивые вещи, декоративные изделия для своей семьи. Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы – он творил из подручных (дерево, глина, лен, железо). Все это становилось предметом творчества. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения прикладного искусства.


-Давайте послушаем сообщения учащихся, которые подготовили материал о видах ДПИ в Казахстане.

1 ученица: Анализ научно-искусствоведческой литературы показы­вает, что изучение народного декоративно-прикладного ис­кусства казахов началось в дореволюционный период и про­должается до настоящего времени. В исследование декора­тивно-прикладного искусства внесли огромный вклад такие ученые и искусствоведы как М. Алимбаев, У. Жанибеков, А.Маргулан, М. Муханов, Т. Тажимуратов, Т. Басенов, К. Ли, Л. Оразбекова и др.

2 ученица: Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в.

1 ученица: Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др.

2 ученица: Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.

3 ученица

Древним исконным ремеслом казахов является ковроткачество. Со стародавних времен и по настоящее время украшает стены домов ручной работы традиционный ковер - СЫРМАК. Скромен ковер по цвету, но узор его точен. Прост на вид, а делать его нелегко. Надо заблаговременно накосить в степи чий (солому), заготовить баранью шерсть, хорошо постирать ее и покрасить, каждую кипу шерсти в свой цвет. Затем раскладывают крашеную шерсть на циновке из чия, обдают горячей водой. Ковры больших размеров изготавливали коллективно. В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока - их древнее достояние, связанное с под­вижным скотоводством. Войлоком покрывали юрту, застила­ли ее пол, утепляли стену.

4 ученица : Орнамент и его история. Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские, русские, казахские. В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала.

По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая – это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т. е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий – более 200.


3 ученица :. Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение – они должны чередоваться в определенном порядке. Беспорядочное распределение цветов даже в самом оригинальном орнаменте может сделать его серым и невыразительным . . У казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет был всегда символом неба. Красный цвет – символом солнца, огня, желтый цвет – символом разума, тоски, печали, черный цвет – символом земли; зеленый цвет – символом молодости, весны.

Поэтому, когда для изделия выбирается один из этих цветов, определяется и его символическое значение. Очень широко применяются орнаменты в вышивке народных костюмов, в изготовлении головных уборов. А также в аппликации ковров, национальных костюмах.



  1. Работа в командах по теме урока


Учитель: - Сегодня работать будем в командах. Придумайте название своей команды, связанное с темой нашего урока.

А теперь поставьте для себя личную цель. Обратите внимание на плакат. (учащиеся читают и выбирают цель).

  1. Работать творчески и эффективно.

  2. Самостоятельно создавать придуманный образ.

  3. Научить высказывать и отстаивать собственное мнение.

  4. Уметь анализировать и оценивать свою работу и товарища.


Впереди испытания для команд.


Задание 1.


Блиц –опрос: (за правильные ответы команды получают жетоны)

Культура Казахстана

1. Женский жакет из бархата яркого цвета. (Камзол)

2. Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (Ювелир)

3. Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (Орнамент)

4. Шерстяной материал, используемый для утепления юрты. (Кошма)

5. Изделия из глины, закрепленные обжигом, гончарное искусство. (Керамика)

6. Мастер, создающий посуду из глины. (Гончар)

7. Безворсовый ковёр, сотканный из разноцветной пряжи. (Палас)

8. Мусульманское культовое сооружение. (Мечеть)

9. Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом. (Такия)

10. Узорчатое изделие из шерстяной ткани, выполненное из нитей разного цвета. Бывает ворсовые и безворсовые. (Ковер)

5.Физкультминутка.

Цель этапа: Снять усталость в процессе умственных занятий.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.




Задание 2: каждой команде найти слово, которое обозначает название вида ДПИ.

(на столах карточки -  составить слово )


Выкавши,  ниевяза,  письрос по девуре,  письрос по иткан, ткачествоковро

(ответы учащихся)

Вышивка, , Вязание, Роспись по дереву, Роспись по ткани, Ковроткачество.


Задание 3: А сейчас мы отправимся в «Мастерскую Ремесел», где вам предстоит создать эскиз сырмака, используя казахские орнаменты. Решите, каким цветом будет фон ковра и орнамент, учитывайте законы контраста и сочетания цветов.


При выполнении орнамента нужно соблюдать следующие правила:
1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.


Как вы думаете, легко ли ее выполнить?

Выберите необходимые инструменты.


Повторение правил техники безопасности.


6.Самостоятельная работа учащихся в группах


7.Выставка работ, подведение итогов.

(защита своей работы учащимися, подведение итогов конкурсов)


Учитель:

Девочки, давайте вернемся к теме и цели урока.

Как вы думаете, наша цель достигнута?

Ученик: (ответ…)


Учитель:

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-А все ли виды ДПИ мы рассмотрели? Какие вы знаете еще?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

-Какому виду вы хотели бы научиться делать?


Учитель:

Сегодняшний урок был значим для вас?

Скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?

Да, действительно, даже легкую, на первый взгляд, работу нужно продумывать. А нам с вами нужно это знать?


8. Заключительный этап. Рефлексия.

Учитель:

Девочки, огромное вам спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы. Я, считаю, что мы отлично справились с заданием.


9.Домашнее задание.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Традиционное декоративно-прикладное искусство казахов

Автор: Еремеева Ирина Викторовна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415983


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства