План-конспект урока по технологии Дата проведения: 20.03.2014 г. Класс: 9 «Б» Вид занятия: комбинированный урок Тема: Традиционное декоративно-прикладное искусство и ремесло казахского народа. Цель урока: Развивающая – создать условия для развития способности детей к изготовлению изделий, творческую фантазию, мышление; Воспитательная – воспитать у детей чувства достоинства за свои народные традиции, самостоятельность, трудолюбие; Образовательная – познакомить с декоративно прикладным искусством древних Казахов, способы создания украшений, предметы домашнего обихода.
Задачи урока: Познакомить с ДПИ древних казахов; Закрепить знания, умения и навыки учащихся.
Оборудование урока: Для учителя: образцы готовых изделий. Для учащихся: ткань, нитки, иголки. План урока:
1. Организационный момент – 2 минуты. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. 2. Повторение, закрепление – 5 минуты. Фронтальный опрос: Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве нашего народа? Какие изделия вы знаете? 3. Сообщение нового учебного материала – 10 минут. 4. Практическая работа- 20 минут. 5. Подведение итогов работы – 5 минут. Опрос учащихся. Что вы поняли? Какие можно привести примеры? 6. Уборка рабочего места – 2 минуты. 7. Домашнее задание – 1 минута. Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Эмоциональный настрой класса. Сообщение темы и задач урока. 2. Повторение, закрепление. Фронтальный опрос: Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве нашего народа? Какие изделия вы знаете?
3. Сообщение нового учебного материала.
Декоративно-прикладное искусство Казахстана
История одной из важнейших областей народного творчества — декоративно-прикладного искусства — тесно связана с традициями, обычаями кочевого образа жизни, с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Мастера по дереву, ювелиры, рукодельницы изготавливали изделия, имеющие практическое назначение в быту. Для воинов мастера изготавливали оружие, военное снаряжение: копья, сабли, секиры, мечи и т.д. А мастера по дереву изготовляли детали войлочной юрты, домашнюю утварь: сундук, кебеже, асадал, чашки, половники, большие чаши и музыкальные инструменты: домбру, кобыз, шертер и др. Ювелиры изготовляли различные украшения: серьги, браслеты, кулоны, подвески, талисманы, украшения для женской одежды, кос и т.д. Народные умельцы вносили заметный вклад в развитие ремесел, осваивая и развивая различные технологические методы. Например, искусство изготовления седел, упряжи требует не только мастерства, но и умения применять различные материалы. Мастера по изготовлению седел не ограничивались лишь изготовлением седел и конской упряжи, они их украшали различными орнаментами. Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества у племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана. На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла ВО второй половине XIX — начале XX в. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев. Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар. Казахские ювелиры в основном изготовляли различные украшения из цветных металлов. Широким спросом пользовались украшения из серебра: украшения для саукеле (женский головной убор), серьги, подвески, колье, кулоны, пряжки, кольца, застежки, пуговицы, пояс, седла, отделанные серебряными и золотыми украшениями. Прикладное искусство развивалось в условиях кочевого и полукочевого хозяйства, удовлетворяя нужды людей. Домашние животные давали кочевнику не только пищу, но и сырье. Из изделий, изготовленных из шерсти, можно назвать ковер, текемет, сырмак, тускииз, торбу, веревку и др. Ковроделие является одним из древних ремесел. Мастера ковроделия внесли свою лепту в развитие прикладного искусства. Обогащали культуру казахского народа достижения мастеров, изготовлявших алашу, гобелен, ши и др. Каждая эпоха оставила свой след на предметах, изготовленных народными умельцами, имевших свое художественное видение. Изделия народных умельцев проходят испытание временем, продолжают совершенствоваться и в наши дни. Народные мастера не ограничились только лишь удовлетворением потребностей людей, а внесли большой вклад в развитие национального искусства. Из народных умельцев прошлого столетия можно назвать таких, как Жусип, Махамбет, Абдигали, Шаяхмет, Сейтен, Аяган. Мырзахмет Еликбаев, Хамза Жанбосынов, Садык Ибраев, Гани Ильясов, Омар Нуржаубаев внесли заметный вклад в развитие прикладного искусства. Кобан Аманжолов является профессионалом в ювелирном искусстве, Салима Азербаева известна как мастер ковроделия. 4. Практическая работа. -инструктаж по выполнению практической работы; -повторить правила ТБ при работе с иглами, ножницами, утюгом; -повторить правила ТБ при работе на электрической швейной машине; -изготовление изделий. 5. Оценка выполненной работы, подведение итогов. - выбор лучших работ; - анализ характерных ошибок и их причины. 6. Домашнее задание: Подобрать образцы орнамента для салфетки под табак. |