kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА в кабинете технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с планом работы учебный год, и творческими проектами. Проинструктировать по охране труда в кабинете технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА в кабинете технологии.»

Тема: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Цели: познакомить учащихся с планом работы на учебный год, с творческими проектами, которые необходимо будет выпол­нить; проинструктировать по охране труда; воспитывать мотива­цию к учебной деятельности.

Оборудование: лучшие творческие проекты учащихся.

Ход урока

I. Организация урока.

  1. Приветствие.

  2. Проверка г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

II. Вступление.

Учитель. Как много значит в жизни каждого из нас дом. Дом - это нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это уклад жизни, традиции, привычки. Это события и происшест­вия, которые и через годы не надоедает перебирать в памяти, это встречи и расставания, которые наполняют нас впечатлениями. От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи миром, где каждому тепло и уютно? Существует много мнений по поводу то­го, каким должно быть жилище человека. Но каждый из нас свой дом создают самостоятельно.

Семья, дом - это школа трудовых навыков. И не только для взрослых, но прежде всего, для вас - подрастающего поко­ления. Жизнь учит: если ничего не умеешь, то ничего не имеешь. Ведь жилье - это не только квадратные метры, обои, светильни­ки. Это прежде всего отношения между живущими в нем людь­ми, отношения между людьми и вещами. Чем больше труда вложено в строительство (в прямом и переносном смысле) дома, тем большую радость вы доставите себе, своим близким. Именно человек, семья превращают квадратные метры в дом.

Сплоченная семья та, где каждый в доме несет свою долю обязанностей, где все помогают друг другу. Такой семье интересно жить, потому что ее членов объединяет множество дел. Дом - это огромная сфера человеческой деятельности. Все, что вы будете изучать в этом учебном году, так или иначе будет учить вас тому, как создать свой - единственный и неповторимый - домашний очаг, такой, чтобы каждый член семьи чувствовал себя дома легко и непринужденно, отдыхал душой.

III. Ознакомление с планом работы на учебный год.

Учитель. Целью обучения на уроках технологии в этом учебном году является передача вам знаний и навыков, необхо­димых в сегодняшней повседневной практике и будущей само­стоятельной жизни: планирование семейного и личного бюдже­та, грамотное пользование электроприборами, умение правильно организовать интерьер своей квартиры, делать мелкий ремонт и т. д.; развитие ваших личных качеств, которые понадобятся для осознанного выбора будущей профессии и проектирования жиз­ненной карьеры.

Совершенство технологий, как известно, проверяется их эко­номичностью. Осваивать базовые понятия экономики вы будете на примере экономики семьи.

Как преобразить интерьер своего дома, сделать его неповто­римым, удобным, вы узнаете при изучении темы «Дом, в котором мы живем».

А какие красивые изделия могут украсить ваше жилище, если вы освоите технологию художественной вышивки!

Электротехника - это традиционно удел мужчин. Но наши квартиры, дома так электрифицированы, что знание основ электро­техники необходимо и женщине, чтобы пользование электропри­борами было для вас лично безопасно, а для вашего кошелька не разорительно. Поэтому большое внимание мы уделили вопросам охраны труда при проведении ремонтных работ и эксплуатации электроприборов.

Выполнение творческой работы - это важная проба сил, по­зволяющая реализовать ваши замыслы и проверить возможности. По сравнению с предыдущими, сложность проектов увеличивается. Вам будет предложено выполнить творческие проекты по каждому из разделов технологии: «Семейная экономика», «Художественная обработка материалов», «Дом, в котором мы живем», «Электротех­нические работы».

    1. Просмотр лучших творческих проектов учащихся.

Учитель показывает лучшие творческие проекты учащихся, выполненные в предыдущие годы, и кратко знакомит с основными требованиями к проекту.

    1. Инструктаж по охране труда.

1. Прове дение первичного инструктажа по ох­ране труда учащихся в кабинете «Технология».

Первичный инструктаж учитель проводит по следующей программе:

  • ознакомление учащихся с назначением, оборудованием ка­бинета, опасными и вредными производственными факторами;

  • наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты для занятий в кабинете;

  • анализ травматизма учащихся в кабинете за прошедший год и рассказ о правилах безопасного поведения в кабинете, общих требованиях безопасности оборудования;

  • действия учащихся в различных аварийных ситуациях, при возникновении несчастных случаев;

  • основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

  • порядок обучения и проверки знаний учащихся по охране труда;

  • санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете «Технология».

2.Проверка знаний у ч а щ и х с я по охране труда.

Опрос учащихся может проводиться по карточкам (см. При­ложение к уроку).

По окончании опроса учащиеся расписываются в журнале регистрации инструктажей учащихся по охране труда.

VI. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

Многое вы сможете узнать на уроках технологии в этом учебном году: как рационально организовать домашний труд, вести домашнее хозяйство экономно, как быстро и красиво обставить свою квартиру, выполнить мелкий ремонт.

Итак, к делу! Будем учиться создавать пространство для се­мейных радостей, дом, в котором будет тепло вам и всем вашим родным. Ведь дом, квартира - это вселенная, которую человек строит для себя и своей семьи. Ну а в помощь к знаниям, получен­ным на уроке, неплохо взять воображение, фантазию, творческий порыв.

Приложение к уроку 1

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда учащихся в кабинете «Технологии» 1 Общие положения

  1. Кабинет технологии предназначен для обучения учащихся, на­чиная с 5-го класса, изготовлению различных изделий из ткани и других материалов.

  2. Опасные факторы:

  • травмирование глаз;

  • порезы;

  • термические ожоги;

  • поражение электрическим током.

  1. Общие правила поведения учащихся в кабинете технологии:

  • входить в кабинет только с разрешения учителя, перед началом работы надеть спецодежду;

  • каждый учащийся должен работать только за своим рабочим ме­стом, менять рабочее место можно только с разрешения учителя;

  • начинать работу можно только с разрешения учителя и по его первому требованию немедленно заканчивать;

  • нельзя отвлекать работающих одноклассников;

  • после окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для этого место и убрать свое рабочее место;

  • при получении травмы учащийся должен немедленно обратиться к учителю.

  1. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

2 Требования безопасности перед началом работы

  1. Надеть спецодежду и установленные для данного вида работ средства индивидуальной защиты.

  2. Рабочий инструмент, приспособления и материалы разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.

  3. Проверить исправность оборудования.

3 Требования безопасности во время работы

3.1 Постоянно следить за исправностью оборудования и не рабо­тать при снятых или неисправных ограждениях, обеспечивающих безо­пасность труда.

    1. Не прикасаться к движущимся и вращающимся частям станков, оборудования, а также токоведущим частям электрооборудования.

    2. Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать за­громождения его материалами и инструментами, отходами и мусором.

    3. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

    4. Выполнять работу нужно согласно технологической карте или строго по указаниям учителя, соблюдая требования инструкции по охране труда.

    5. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • подходить к оборудованию без разрешения учителя; выносить из кабинета материалы, инструменты, работать без спецодежды и средств индивидуальной защиты.

4 Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При замеченных неисправностях применяемого оборудования и инструмента или создании аварийной обстановки при выполнении работ необходимо немедленно прекратить работу, поставить в известность учи­теля, предупредить работающих об опасности.

  2. При возникновении пожара сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации и покинуть помещение согласно плану эвакуации вместе с учителем.

  3. При получении травмы немедленно сообщить об этом учителю, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.

5 Требования безопасности по окончании работы

  1. Выключить электроприборы, оборудование.

  2. Привести в порядок рабочее место.

  3. Сложить инструменты и материалы в отведенные для этого

места.

  1. Снять спецодежду.

  2. Вымыть руки с мылом.

ИНСТРУКЦИЯ по оказанию первой помощи пострадавшему

Первая помощь при различных травмах оказывается с использова­нием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся в аптечке первой помощи. Аптечки первой помощи находятся:

  • в кабинетах СБО;

  • в школьных мастерских;

  • в спортивном зале;

  • в учительской и приемной.

    1. В случае поражения электрическим током необходимо:

      1. Освободить пострадавшего от действия тока:

  • отключить цепь с помощью рубильника или другого выключате­ля;

  • перерубить или перерезать провода (каждый в отдельности) ин­струментом с сухой ручкой из изолирующего материала;

  • отбросить сухой палкой или доской оборвавшийся конец провода от пострадавшего;

  • при невозможности выполнить вышеперечисленные пункты необходимо оттянуть пострадавшего от токоведущей части, взявшись за его одежду, если она сухая и отстает от тела. При этом распола­гаться надо так, чтобы самому не оказаться под напряжением.

      1. Вызвать скорую медицинскую помощь.

      2. Оказать первую медицинскую помощь:

  • уложить пострадавшего на подстилку;

  • распустить пояс, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт;

  • обрызгать лицо и шею холодной водой;

  • растереть грудь и конечности спиртом;

  • при необходимости сделать искусственное дыхание и массаж сердца.

    1. При отравлении угарным газом необходимо:

  • вынести пострадавшего на свежий воздух;

  • поднести к носу ватку, смоченную нашатырным спиртом;

  • при необходимости применить искусственное дыхание;

  • после восстановления дыхания дать валериановых капель.

  1. При порезах необходимо:

  • при порезах стеклом тщательно осмотреть рану, очистить ее;

  • промыть рану дезинфицирующим раствором (например, фураци- лином);

  • обработать рану йодом;

  • наложить повязку;

  • при сильном кровотечении перевязать жгутом выше места пореза, на рану положить давящую повязку.

  1. При ушибах:

  • положить на место ушиба холодный компресс;

  • забинтовать ушибленное место.

  1. Ожог термический:

  • смочить обожженное место спиртом или раствором соды;

  • наложить марлю, смоченную в растворе марганцовокислого ка­лия;

-забинтовать.

  1. Ожог едкими щелочами:

  • обильно смочить обожженное место нейтрализующим раствором соляной или лимонной кислоты;

  • смазать борным вазелином;

  • наложить марлю или вату;

  • забинтовать.

  1. Ожог кислотами:

  • обильно смочить обожженное место раствором соды;

  • наложить повязку, смоченную известковой эмульсией;

  • покрыть ватой, забинтовать.

Содержание аптечки и назначение лекарственных препаратов:

В аптечке должно находиться:

  1. Перевязочные материалы:

  • бинты;

  • вата;

  • индивидуальные перевязочные пакеты;

  • лейкопластырь;

  • пакеты со стерильными медицинскими салфетками.

  1. Кровоостанавливающий жгут.

  2. Нашатырный спирт (в ампулах). Применяется для возбуждения дыхания, обработки кожи при ожогах кислотами, при укусах насекомыми.

  3. Настойка валерианы. (Успокаивающее средство.)

  4. 5-% спиртовой раствор йода. (Для обработки ран.)

  5. Перманганат калия или марганцовка. (Для промывания желудка, обработки ран.)

  6. Питьевая сода. (Для промывания желудка, обработки кожи при ожогах.)

  7. Борный вазелин. (Для смазывания медицинских салфеток при за­крытии проникающих ранений, смазывания кожи.)

  8. Активированный уголь. (Для лечения различных острых отрав­лений.)

  9. Борная кислота. (Для промывания глаз, обработки кожи.)

  10. Нитроглицерин или валидол. (При болях в сердце.)

  11. Анальгин, амидопирин. (При различных болях, ранениях.)

  12. Папаверин. (При гипертоническом кризе, болях в сердце.) Перевязочный материал и лекарственные препараты следует пе­риодически заменять и пополнять. Их количество должно соответствовать числу работающих в данном подразделении.

Карточка № 1/ТБ

    1. Перед началом работы на швейной машине с электропри­водом необходимо проверить:

а) электрический шнур;

б) платформу;

в) иглу;

г) заправку нити.

    1. При работе с элекгроутюгом нельзя:

а) ставить утюг на подставку;

б) включать утюг мокрыми руками;

в) ставить утюг вертикально;

г) оставлять утюг без присмотра.

    1. При работе с иглой нельзя:

а) работать прямой иглой;

б) хранить иглу в одежде;

в) отрывать нитку руками;

г) хранить иглу в подушечке;

д) работать ржавой иглой;

е) хранить иглу с ниткой.

Карточка № 2/ТБ

      1. Какую первую помощь необходимо оказать пострадавше­му от ожога?

а) наложить стерильную повязку;

б) проколоть вздувшийся пузырь;

в) промыть пораженный участок кожи под струей холодной

воды;

г) обратиться к врачу.

      1. Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать при порезе?

а) промыть рану водой;

б) смазать поврежденные места раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

      1. Какую помощь оказывают при ушибе?

а) приложить к ушибленному месту холодный предмет;

б) смазать ушибленное место раствором йода;

в) наложить стерильную повязку.

4. Что нужно сделать со сломанной иглой?

а) выбросить;

б) собрать сломанные части, показать учителю;

в) сообщить учителю о поломанной игле.

Дополнительный материал.

Безопасность на уроках трудового обучения

Формирование знаний, умений и навыков при выполнении различ­ных видов работ, подготовка к будущей профессии происходят на уроках технологии (трудового обучения). Трудовая деятельность школьников на уроках технологии строго регламентируется правилами, положениями и инструкциями по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии. Несмотря на это, занятия по технологии отличаются повы­шенной потенциальной опасностью для школьников. На практических уроках учащиеся нередко получают различные травмы, большинство из которых незначительны. Некоторые травмы способны нанести серьезный урон здоровью и даже привести к летальному исходу.

Основные причины травматизма на уроках трудового обучения:

  • плохая организация урока, недостаточный контроль со стороны преподавателя;

  • несоблюдение правил техники безопасности и нарушение трудо­вой дисциплины;

  • недостаточный уровень теоретической и практической подготов­ки учащихся;

  • несоответствие технологического процесса нормам по охране труда: заранее непригодные заготовки, отсутствие приспособлений безо­пасности, опасные технологии;

  • отсутствие, неисправность, несоответствие условиям работы или не использование спецодежды и средств индивидуальной защиты;

  • недостаточная требовательность преподавателя в вопросах со­блюдения инструкций и требований техники безопасности;

  • ошибки в организации рабочего места: нарушение норм прохо­дов, рабочих зон, несоответствие высоты основного оборудования росту учащихся, недостаточная освещенность;

  • отсутствие на станках и машинах ограждений, защитных приспо­соблений;

  • необеспеченность мастерских защитными устройствами от пора­жения учащихся электрическим током.

Наибольшее количество травм на уроках труда школьники полу­чают по причине своей невнимательности, баловства, нарушений инст­рукций и требований техники безопасности.

3 апреля 2001 года. Приморский край. На уроке труда в щколое № 74 города Владивостока произошла трагедия. Учащиеся 6-го класса уби­рали спортивную площадку. Школьники повисли на сетке футбольных ворот и стали раскачиваться на ней. Неожиданно металлическая конст­рукция ворот упала на них. 12-летний мальчик умер в больнице, его одно­классник получил перелом основания черепа.

11 мая 2001 года. Москва. От электротравмы на уроке труда погиб учащийся 6 класса. Занятие проходило в учебно-воспитательном комплексе на улице Исаковского. 13-летний школьник взялся за оголен­ные провода, торчавшие из слесарного станка, которые были под напря­жением. Подросток скончался на месте.

5 декабря 2001 года. Краснодарский край. В средней школе № 16 поселка Первомайский скончался мальчик, получивший травму в школе на уроке труда. На некоторое время дети остались в мастерской без при­смотра педагогов. Школьники начали баловаться. В суете одного из них толкнули, и он при падении пробил голову о верстак. Школьник умер в реанимации.

К числу основных профилактических мероприятий по снижению травматизма на уроках труда относится соблюдение школьниками инст­рукций и требований техники безопасности.

Общие требования безопасности на уроках трудового обучения

  • Соблюдать правила пожарной безопасности, электробезопасно­сти и поведения, требования техники безопасности, инструктажей, инст­рукций.

  • Не заходить в учебные и производственные помещения без раз­решения преподавателя.

  • Приступать к выполнению работы только после прохождения ин­структажа.

  • При необходимости использовать специальную одежду: халат, фартук, берет, косынку и средства индивидуальной защиты.

  • Выполнять только ту работу, на выполнение которой получено задание.

  • Не покидать учебное, рабочее место без разрешения преподава­теля.

  • Не мешать работе других школьников.

  • Не баловаться, не бегать, не нарушать дисциплину, не совершать действия и поступки, способные привести к несчастному случаю.

  • О случаях травмирования, ухудшении самочувствия, при появле­нии опасностей необходимо немедленно сообщить преподавателю труда или другим взрослым.

  • При возникновении ЧС не поддаваться панике, действовать орга­низованно, оказывать помощь пострадавшим.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ПЕРЕМЕНАХ

Отдых учащихся в течение учебного дня обеспечивается в переры­вах между занятиями на переменах. Результаты анализа школьного трав­матизма показывают, что большинство травм в школе происходит во вре­мя перемен. В основном травмы являются следствием нарушений дисциплины и невоспитанности учеников. После малоподвижных уроков школьники «взрываются» на переменах: бегают, падают, толкаются, бьют друг друга сумками. Эти «безобидные» забавы часто приводят к травмам и трагическим последствиям.

Общие требования безопасности на переменах

  • Не нарушать дисциплину.

  • Быть внимательным и осторожным при активном передвижении по лестницам, бетонному, асфальтовому и ледовому покрытию. Даже не­значительное падение на таком твердом покрытии может привести к серь­езной травме: перелому конечностей, черепно-мозговой травме, ушибам, растяжениям.

  • Не применять самодельных пиротехнических изделий, карбид­ных и магниевых взрывных устройств. По статистике, именно эти «шало­сти» являются главной причиной потери зрения школьниками.

  • Не бросать друг в друга камни, палки и другие предметы, а также не фехтовать на «шпагах». Такие действия могут привести к потере зре­ния, травмам лица, головы и внутренних органов.

  • Не пытаться самостоятельно проникнуть на территорию хозяйст­венной и учебно-опытной зоны, в подвалы, люки, на чердаки, в техниче­ские помещения. В этих местах обычно расположены коммуникации, ко­тельная, трансформаторная подстанция, устройства и механизмы, представляющие опасность для здоровья школьников.

  • Не лазать по деревьям, заборам, крышам зданий и сооружений, вы­сотным конструкциям. При нахождении на высоте достаточно одного неловко­го движения, чтобы произошло падение, которое может привести к ушибам, ссадинам, переломам, черепно-мозговой травме, гибели упавшего.

  • Не дразнить животных, оказавшихся на территории школьного участка.

  • Не подходить близко к котлованам, траншеям, открытым люкам,

ямам.

  • Не выбегать на проезжую часть близлежащих улиц.

  • Не провоцировать конфликты с окружающими, не участвовать в них.

  • Избегать опасностей, прогнозировать их развитие и выживать в них.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА в кабинете технологии.

Автор: Гузенко Галина Александровна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства