kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Производство ткани.Виды растительных волокон их свойства. Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из цикла работа с тканью.Урок приобретения новых знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Производство ткани.Виды растительных волокон их свойства. Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.»



Урок трудового обучения 5класс

Тема урока: Производство ткани .Виды растительных волокон их свойства.

Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.



Цели урока:

Ознакомить учащихся с производством ткани и их структурой. Профессиями прядильщика и ткача.

Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону ткани.

Развитие внимания ,наблюдательности.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала:

-Основные сведения о тканях и волокнах.

-Профессии прядильщика и ткача.

-Производство пряжи и её использование.

-Производство ткани.

-Нити основы и утка. Признаки определения нитей.

-Признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани.

-Полотняное переплетение.

3.Физкульт минутка.

4.Лабораторная работа: « Определение в ткани направления нитей основы и утка».

5.Рефлексия.

6.Подведение итогов занятия.

7.Д/з.

Ход урока.

Учитель. Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки, как в процессе шитья, так и при стирке и глаженье. По волокнистому составу ткани делятся на 4 группы: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.

Далее учащиеся отвечают на вопросы, учитель, обобщая ответы учащихся, расширяет и углубляет полученные от них сведения.

Как используют ткани в быту и на производстве? Что, кроме одежды, делают из ткани? (изготовление одежды, обуви, обивка мебели, игрушки, зонты, палатки, паруса, рюкзаки и т.д.)

Из чего состоит ткань? (из тонких между собой нитей)

Итак, ткань состоит из нитей. Учащимся раздаются образцы тканей. Вынимая толстой иглой нити, дети могут рассмотреть, как они переплетаются между собой.

Учащиеся, распушив концы нитей, убеждаются, что каждая нить состоит из отдельных тонких волокон, перекрученных между собой.

Далее учитель знакомит учащихся с классификацией волокон. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. К натуральным волокнам относят волокна растительного, животного и минерального происхождения. Волокна растительного происхождения – хлопок, лён, джут, конопля, кенаф.

Загадки

1. Голубой глазок, золотой стебелек,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и дом украшает. (лен)

2. В высоком дворце

Маленькие ларцы.

Кто их открывает,

Белое золото добывает. (хлопок)

Волокна животного происхождения – коконы тутового шелкопряда, шерсть животных.

К волокнам минерального происхождения относят асбест. Асбестовые нити и ткани используют как изолирующий материал.

Химические волокна – это волокна, созданные искусственным путем из древесины, нефти, природного газа и каменного угля.

Производство ткани.

Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

Производство ткани состоит из следующих операций: прядение, ткачество, отделка. Первым этапом в производстве ткани является получение пряжи из волокон.

Пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.

Волокна, поступающие на прядильную фабрику – разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. Цель прядения - получение длинной, равномерной по толщине пряжи. Готовую пряжу наматывают на шпули. На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства прядильщик. Прядильщики обслуживают одновременно несколько прядильных машин. Они ликвидируют обрыв ровницы и пряжи, меняют бобины, выполняют работу по уходу за оборудованием.

Пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань.

Ткань – это материал, который изготовляют путем переплетения нитей. Процесс получения ткани называется ткачеством. На ткацких станках работают ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы. Нити, расположенные поперек называют нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки.

Кромка – неосыпающийся край ткани.

Определение в ткани направления нитей основы и утка.

Учитель. Умение определять направление нитей основы и утка имеет важное значение при раскрое ткани и шитье.

Нити основы можно определить по следующим признакам:

по кромке (нить основы проходит вдоль кромки)

по степени растяжения (нить основы растягивается меньше)

по виду нитей (нить основы прямая, нить утка – извитая)

по звуку (нить основы- звонкий при резком растяжении, нить утка – глухой).

Физкультминутка: Упражнение «Ванька-встанька»:

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора.

Лабораторно – практическая работа.

2 образца ткани: один с кромкой, другой без неё. Работа с образцами Учащиеся получают образцы хлопчатобумажной ткани.

ткани. Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.

Тема: Изучение отличительных признаков нитей основы и утка.

Работа в малых группах: Сравнить нити основы и утка, исследовать их структуру.

Полученные данные записать в таблицу. Время выполнения

10 минут.

Вывод: нить основы - тонкая, гладкая, ровная, прочная;

нить утка - толстая, пушистая, неровная, менее прочная.

Нити основы и утка имеют различные свойства, это необходимо

учитывать при раскрое и изготовлении швейных изделий. Поэтому

нужно уметь определять направление нитей основы и утка в тканях.

Работа в малых Задание: выполнить лабораторную работу.

группах. Тема: Определение в ткани направления нитей основы и утка.

Задача: Выявить характерные особенности и свойства нитей основы

и утка, полученные данные записать в таблицу. Время

выполнения работы 10 минут.

Вывод: по основным нитям растяжение малое, звук звонкий, эти

нити направлены вдоль кромки;

по утку растяжение больше, звук глухой, нити направлены

поперек кромки.

На доске термин:

Cуровая ткань снятая с ткацкого станка называется суровая. (Образец).

Вопрос: Что происходит с тканью дальше?

С какой целью это делают?

Обобщение ответов: Ткань подвергают отделки. Отделка ткани состоит из ряда

разнообразных процессов. Цель отделки - улучшение свойств ткани

и придание ее товарного вида.

Виды ткани по способу отделки: отбеленная (белая),

гладкокрашеная (голубая, розовая, зеленая), набивная (в цветочек),

пестротканая (в полоску, клетку). Демонстрация образцов ткани.

Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную.

Вопрос: Чем они отличаются?

Задание: выполнить лабораторно-практическую работу.

Тема: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Задача: Определить признаки лицевой и изнаночной сторон

ткани по образцам. Время выполнения 5 минут.

Вывод: Характеристика сторон.

Лицевая сторона - четкий, яркий рисунок, блестящая поверхность,

длинный ворс, гладкая поверхность.

Изнаночная сторона - нечеткий, бледный рисунок, матовая

поверхность, короткий ворс, технические узелки на поверхности.

Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Рефлексия:

Из чего состоит ткань?

По каким признакам определяют направление нитей основы?

Как чередуются нити в полотняном переплетении?

По каким признакам определяют лицевую сторону ткани?

Что такое кромка?

Итог урока: выставление оценок.

Домашнее задание. Подготовить образцы ткани.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Картамышева Татьяна Леонидовна

Дата: 29.01.2017

Номер свидетельства: 385231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства