Тема урока: Производство ткани.Виды растительных волокон их свойства. Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.
Тема урока: Производство ткани.Виды растительных волокон их свойства. Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.
Урок из цикла работа с тканью.Урок приобретения новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Производство ткани.Виды растительных волокон их свойства. Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.»
Урок трудового обучения 5класс
Тема урока: Производство ткани .Виды растительных волокон их свойства.
Определение направления долевой нити и утка лицевой стороны ткани.Виды переплетений.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с производством ткани и их структурой. Профессиями прядильщика и ткача.
Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону ткани.
Развитие внимания ,наблюдательности.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала:
-Основные сведения о тканях и волокнах.
-Профессии прядильщика и ткача.
-Производство пряжи и её использование.
-Производство ткани.
-Нити основы и утка. Признаки определения нитей.
-Признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани.
-Полотняное переплетение.
3.Физкульт минутка.
4.Лабораторная работа: « Определение в ткани направления нитей основы и утка».
5.Рефлексия.
6.Подведение итогов занятия.
7.Д/з.
Ход урока.
Учитель. Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки, как в процессе шитья, так и при стирке и глаженье. По волокнистому составу ткани делятся на 4 группы: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.
Далее учащиеся отвечают на вопросы, учитель, обобщая ответы учащихся, расширяет и углубляет полученные от них сведения.
Как используют ткани в быту и на производстве? Что, кроме одежды, делают из ткани? (изготовление одежды, обуви, обивка мебели, игрушки, зонты, палатки, паруса, рюкзаки и т.д.)
Из чего состоит ткань? (из тонких между собой нитей)
Итак, ткань состоит из нитей. Учащимся раздаются образцы тканей. Вынимая толстой иглой нити, дети могут рассмотреть, как они переплетаются между собой.
Учащиеся, распушив концы нитей, убеждаются, что каждая нить состоит из отдельных тонких волокон, перекрученных между собой.
Далее учитель знакомит учащихся с классификацией волокон. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. К натуральным волокнам относят волокна растительного, животного и минерального происхождения. Волокна растительного происхождения – хлопок, лён, джут, конопля, кенаф.
Загадки
1. Голубой глазок, золотой стебелек,
Скромный на вид, на весь мир знаменит,
Кормит, одевает и дом украшает. (лен)
2. В высоком дворце
Маленькие ларцы.
Кто их открывает,
Белое золото добывает. (хлопок)
Волокна животного происхождения – коконы тутового шелкопряда, шерсть животных.
К волокнам минерального происхождения относят асбест. Асбестовые нити и ткани используют как изолирующий материал.
Химические волокна – это волокна, созданные искусственным путем из древесины, нефти, природного газа и каменного угля.
Производство ткани.
Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.
Производство ткани состоит из следующих операций: прядение, ткачество, отделка. Первым этапом в производстве ткани является получение пряжи из волокон.
Пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.
Волокна, поступающие на прядильную фабрику – разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. Цель прядения - получение длинной, равномерной по толщине пряжи. Готовую пряжу наматывают на шпули. На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства прядильщик. Прядильщики обслуживают одновременно несколько прядильных машин. Они ликвидируют обрыв ровницы и пряжи, меняют бобины, выполняют работу по уходу за оборудованием.
Пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань.
Ткань – это материал, который изготовляют путем переплетения нитей. Процесс получения ткани называется ткачеством. На ткацких станках работают ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы. Нити, расположенные поперек называют нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки.
Кромка – неосыпающийся край ткани.
Определение в ткани направления нитей основы и утка.
Учитель. Умение определять направление нитей основы и утка имеет важное значение при раскрое ткани и шитье.
Нити основы можно определить по следующим признакам:
по кромке (нить основы проходит вдоль кромки)
по степени растяжения (нить основы растягивается меньше)
по виду нитей (нить основы прямая, нить утка – извитая)
по звуку (нить основы- звонкий при резком растяжении, нить утка – глухой).
Физкультминутка: Упражнение «Ванька-встанька»:
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали,
Ванькой - встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора.
Лабораторно – практическая работа.
2 образца ткани: один с кромкой, другой без неё. Работа с образцами Учащиеся получают образцы хлопчатобумажной ткани.