Тамбовская область Рассказовский район  
  МБОУ Платоновская средняя общеобразовательная школа
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 Урок технологии в 8 классе
 по программе В.Д. Симоненко
    
  Тема урока :    
  «Расходы  на питание и составление меню. 
  Организация рационального питания» . 
   
   
   
   
   
   
   
 учитель технологии Бузанова Татьяна Владимировна
  
   
 Тема урока : «  Расходы на питание и составление меню. 
  Организация рационального питания». 
   
 Цели урока:  Научить составлять рациональное меню на семью.
 Задачи урока: 
 обучающая –  обобщить и систематизировать знания о  
  рациональном питании, калорийности пищи, питатель
  ной ценности продуктов, нормы потребления продуктов,  
  научить составлять меню, экономить денежные средства.
 воспитывающая  - формировать всесторонние интересы, гармонически
  развитую личность.
 развивающая -    логическое и творческое мышление, умения рациональной
  деятельности; умение работать с литературой;  
  волевых и эмоциональных качеств: инициатива, самостоятельность.
 Тип занятий:  обучающий.
 Вид занятий:  комбинированный
 Методы преподавания:  информационно – обучающий
   
 Материально-техническое оснащение:  таблицы:  
 № 1 «Рациональные нормы потребления продуктов питания на душу населения в год»;
 № 2 «Суточная потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях»;
 № 3 «Суточная потребность (г.) в белках, жирах и углеводах для детей, подростков и взрослых людей»;
 № 4 «Калорийность 100 г. продукта»
 Карточки - опросники.
   
 Ход урока: 
   
  Организационная часть :
    проверка явки учащихся
  проверка готовности к уроку
  организация рабочего места  
  раздача таблиц, учебников.  
  Сообщение темы и цели, мотивации урока. 
 Вводный инструктаж. 
      
  Проверка домашнего задания: 
   Назовите функции семьи
 Что такое домашняя экономика и ее задачи.
 Что такое ресурсы? (примеры)
 Из чего состоит структура семейного бюджета?
 Виды семейного бюджета: 1,2,3.
 Назовите источники доходов семейного бюджета: 1,2,3,4,5,6.
 Бюджет семьи:
 доход?
 расход?
 Что такое потребность? (примеры)
       
 Итоги проверки (выставление оценок)
   
 2. Объяснение новой темы. 
  Важной расходной частью семейного бюджета – расходы на питание
   Смотрим в таблицу «Структура семейного бюджета»
 Сколько у вас расход на питание в % содержании?
 Делаем вывод 40 – 45 % - восьмая часть семейного бюджета.
     Питание д.б: РАЦИОНАЛЬНЫМ – полноценное питание людей с учетом их возраста, характера труда, пола
  сохранить здоровье
 поддержка физической, умственной, работоспособности
 повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.
     
  ПИЩЕВОЙ РАЦИОН: 
   
 Покрывать энергетические затраты восполнять потребность: белков, жи-  
 (см. таблицу) ров, углеводов, витаминов, микро  
  элементов ( см. таблицу)
   
  Режим питания – это время и число приемов пищи (интервал времени)
   четырехразовый режим питания  
 трехразовый режим питания
      ЗАВТРАК – 25 – 30 %
 ОБЕД 35 – 40 %  
 ПОЛДНИК 15 %
 УЖИН 15 – 20 %
     
  Как же связать два понятия экономия + питание?
  на юге, подсобное хозяйство: овощи, фрукты, зелень.
    
 Рациональное ведение домашнего хозяйства – это хорошо продуманные запасы. Какие запасы дома делаете вы?
    Каждый день покупаете – молоко, фрукты, овощи, молоко.
 1 раз в неделю (2, 1 раз в месяц)
         
 Книга домашнего учета – точно продумать сколько продуктов нужно купить на месяц.  
 Чтобы правильно и рационально кормить человека, экономно расходовать продукты и время, средства заранее составлять меню:
   
    Т Р Е Б О В А Н И Я 
   
   
 Полезность; полноценность; разнообразие; пища должна легко и полностью усваиваться
   
 определённый набор продуктов,
 определённое количество продуктов
 калорийность продуктов
   
 Определены рациональные нормы потребления продуктов питания(см. таблицу)
 Питательная ценность продуктов определяется не ценой, а содержанием в них: жиров, белков, углеводов, минеральных солей.
   
 Задача домашней экономики - экономия денежных средств
  пути экономии:
  экономия на питании
  экономия на услугах
  приобретение качественных товаров
    
 Народная мудрость: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи».
  Практическая работа 
    Составление меню на день. Расчёт калорийности пищи.
 -текущий инструктаж: цель, корректировка деятельности учащихся по выполнению задания
 -раздаточный материал:
 № 2 «Суточная потребность детей, подростков и взрослых людей в килокалориях»;
 № 3 «Суточная потребность (г.) в белках, жирах и углеводах для детей, подростков и взрослых людей»;
 № 4 «Калорийность 100г. продукта»
  
 пример: завтрак- хлеб пшеничный 100г-115 ккал.
  колбаса 100г-300ккал.
  творог100г-80 ккал.
  сметана 50г-140 ккал.
  чай- 50 ккал.
  всего:685ккал.
 X= 685:2760*100=24,8% девушка 14 лет – 2760ккал.- 100%  
  всего:685ккал. – x %
   
   
  обед:
  полдник:
  ужин:
   
 5. Закрепление изученного 
  1. Каким должно быть питание?
  2. Приведите примеры пути экономии семейного бюджета
   
  - подведение итогов урока
  - выставление оценок
  
 6 Домашнее задание:  параграф №5, стр. 28-31, оценить стоимость питания за неделю.
   
  Таблица № 1 
 РАЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В ГОД
           № п/п
     НАИМЕНОВАНИЕ ПРОДУКТОВ
    НОРМА, КГ.
       1.
    Мясо и мясные продукты ( в пересчете на мясо. Включая сало и субпродукты в натуре)
    78
       2.
    Молоко и молочные продукты ( в пересчете на молоко)
    406
       3.
    Рыба и рыбопродукты
    18,5
       4.
    Картофель
    110
       5.
    Фрукты и ягоды
    91
       6.
    Хлебные продукты (хлеб, макаронные изделия в пересчете на муку, крупу, бобовые)
    115
       7.
    Яйца, шт.
    263
       8.
    Сахар
    37
       9
    Овощи и бахчевые
    130
     
  
   
 Литература для учителя: 
   
 1.  Рукоделие в школе 5-9 класс Авторы: Власова А.А., Карельская И.Ю., Ефременко Л.В. Санкт- Петербург 1996 год
   
 2.  Энциклопедия рукоделия Автор: Каченаускайте Л. АСТ 2002 год
   
 3.  Уютный дом Автор: Лапина С.И. Клуб семейного досуга.2009 год
   
 4.  Журнал «Школа и производство» №6 2002 год Проектирование по технологии в 9 классе стр. 52-54.