Тема урока: Машиноведение. Виды соединений деталей в узлах БЭШМ. Двухниточный машинный стежок. Получение простой и зигзагообразной строчки. Машинные швы. | Тип урока: комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) | |
Цель урока | Научить подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх. Выполнять прямую и зигзагообразную машинные строчки с различной длиной стежка по намеченным линиям по прямой и с поворотом под углом с использованием переключателя вида строчек и регулятора длины стежка. |
Задачи урока: | Образовательные: Способствовать формированию представления рабочих органах швейных машин, имеющих челночный механизм. Способствовать осознанию технологического процесса: принципу образования двухниточного челночного стежка. Способствовать формированию и развитию знаний, умений и навыков выполнения соединительного шва – двойного. |
Развивающие: Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету, развитию двигательной сноровки, развитию глазомера. |
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность и бережное отношение к оборудованию. |
Планируемые результаты | Предметные | Знание устройства бытовой универсальной шв. машины, назначения основных узлов шв. машины, организации рабочего места, правил подготовки к работе, устройства моталки, классификации машинных швов. Понимание значения правильной подготовки швейной машины к работе. |
Личностные | оценивание ситуации на уроке с точки зрения важности образования; положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
Метапредметные | Коммуникативные | Задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее, учится подтверждать аргументы фактами. |
Регулятивные | Учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. |
Познавательные | осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из не-скольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников: знает назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Умеет выполнять соединительные и краевые машинные швы. Учится овладевать безопасными приёмами труда. |
Межпредметные связи | Физика, история. |
Ресурсы урока | Анаграммы, задание «Восстанови текст», тесты по машиноведению, викторина «Верите ли вы, что…?», Упражнение «Плюс – минус – интерес-но», презентация «Устройство БШМ». |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, … |
УМК | Учебник: Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд. 7 кл.- М.: ДРОФА, 2014. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 2 мин. | Организовывает актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Создает условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Организовывает рабочее место в соответствии с требованиями ТБ и С-Г требований. | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, 3 мин. | Организовывает актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. Мотивирует учащихся к учебному действию. Организует выполнение учащимися учебного действия. Фиксирует учебные затруднения (групповое или индивидуальное). | Учащиеся демонстрируют коллекции тканей и других текстильных изделий по темам: «Разновидности тканей по волокну», «Разновидности тканей по назначению», «Разновидности тканей по способу отделки» и т. д. •Подобрать или нарисовать иллюстрации к теме: Хлопчатобумажные и льняные ткани». •Выступают с интересными сообщениями по данной теме. •Читают загадки, пословицы, поговорки о тканях. | | Знания о видах и свойствах тканей, умения определять по свойствам тканей вид тканей, знание современных технологий производства ткани | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин | | | | | Поз н а в а т е л ь н ы е: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений. Р е г у л я т и в н ы е: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. К о м м у н и к а т и в н ы е : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее. |
4 | Актуализация знаний, 5 мин | (повторение раздела “Машиноведение” 5 -6 кл) 1) Перечислите виды приводов швейных машин. 2) В чем преимущество каждого из вида приводов? 3) Перечислите основные детали швейной машины. 4) Для чего предназначена швейная машина? 5) Что такое стежок? Чтобы ознакомится с выполнением стежка на швейной машине мы должны ознакомится с теми деталями от которых зависит образование стежка – это рабочие органы швейной машины | Дети отвечают на вопросы учителя. | | Знания о приводах и устройстве БШМ | Поз н а в а т е л ь н ы е: осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая ин-формация нужна для решения предметной учеб-ной задачи. Р е г у л я т и в н ы е: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. |
5 | Первичное усвоение новых знаний, 20 мин | Учитель предлагает задание «Восстанови текст», в котором дана последовательность подготовки БШМ к работе, в каждом правиле пропущены ключевые слова, которые детям надо вставить, используя параграф учебника. | Работают с учебником, выполняя задание «Восстанови текст». 1-я подгруппа работает с заданием «Подготовка швейной машины к работе», 2-я - « Последовательность установки машинной иглы», 3-я – «Последовательность заправки нижней нити» | задание «Восстанови текст» (см. дидактические игры и упражнения к уроку). | -Знать: организацию рабочего места, правила подготовки к работе, устройство моталки, классификацию машинных швов. -понимать: значение правильной подготовки швейной машины к работе. -уметь: наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выполнять машинную строчку с различной длиной стежка, выполнять соединительные и краевые машинные швы. -использовать: при самостоятельной работе на шв. машине. | Поз н а в а т е л ь н ы е: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников: знает назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Учится овладевать безопасными приёмами труда. Р е г у л я т и в н ы е: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. К о м м у н и к а т и в н ы е : задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения. |
6 | Первичная проверка понимания, 10 мин | Учитель предлагает выполнить тесты по материалу урока. | Учащиеся выполняют тестовые задания по теме урока. | Тесты по машиноведению по вариантам: Определить последовательность заправки верхней нити. Определить последовательность заправки нижней нити. Определить последовательность намотки ниток на шпульку. (см. тесты по машиноведению). | -Знать: организацию рабочего места, правила подготовки к работе, устройство моталки, классификацию машинных швов. -понимать: значение правильной подготовки швейной машины к работе. | Познавательные: Сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи,. Регулятивные: Оценка и самооценка, волевая регуляция. |
7 | Первичное закрепление, 5 мин | Учитель предлагает викторину «Верите ли вы, что…?» | Учащиеся отвечают на задания викторины. | Викторина «Верите ли вы, что…?» (см. с36-37 «Занимательных уроков технологии, 6 класс», М.: «Школьная пресса», 2005). | | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения |
8 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, практическая работа, 35 мин | Текущий инструктаж учителя: проверка организованности начала работы учащихся; проверка организации рабочих мест; проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены; инструктирование по выполнению задания; целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию). | Выполняют тренировочные упражнения в шитье на машине на лоскуте ткани. | 1) Выполнение тренировочных упражнений в шитье на машине на лоскуте ткани. Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе. Задание: 1. Подготовь швейную машину к работе. 2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья. 3. Выполни машинные строчки. 2) Выполнение контрольного образца. Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол Задание:1.Соединение двух деталей. | Знания: о подготовке БШМ к работе. Умения: подготовить БШМ к работе, выполнять образцы швов, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выполнять машинную строчку с различной длиной стежка, выполнять соединительные и краевые машинные швы. -использовать: при самостоятельной работе на шв. машине. | Познавательные: знает назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины. Умеет выполнять соединительные и краевые машинные швы. Учится овладевать безопасными приёмами труда. Регулятивные: сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин | Предлагает разноуровневое д/з, проводит инструктаж по его выполнению. | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Выучить устройство машинной иглы, шпульного колпачка. Ответить на вопросы параграфа учебника. Принести ткань белого цвета, х/б – 0,5 м, иглу, нитки | Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в со-держании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия, 5 мин | Учитель предлагает заполнить таблицу из трёх граф: плюс, минус, интересно. | Учащиеся заполняют таблицу рефлексии. | Упражнение «Плюс – минус – интересно». В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. | | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |