Учитель | Э.С.Зяблицкая, учитель технологии МБОУ СОШ №39, х.Трудобеликовского, Красноармейского района, Краснодарского края. |
Тема | «Классификация одежды. Снятие мерок» |
Педагогическая цель | Обучающая: организация учебной деятельности учащихся по освоению ими классификации одежды, по выработке умения снимать мерки, необходимые для построения чертежа фартука; Воспитательная: создать условия для формирования у детей трудолюбия, аккуратности, самостоятельности; Развивающая: способствовать отработке умения осуществлять мыслительную операцию анализа на материале урока. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные - знакомятся с классификацией одежды, учатся снимать мерки с фигуры человека, оценивают правильность снятия мерок для построения чертежа фартука. Метапредметные (УУД): - регулятивные – контролируют процесс и результаты деятельности; принимают и сохраняют цель и учебную задачу; планируют свои действия для решения задачи; учитывают инструкционную карту в планировании и контрольном способе решения. ---коммуникативные - умеют работать в группе при выполнении задания и вести сотрудничество с учителем, разрешают конфликтные ситуации, адекватно воспринимают и вырабатывают уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы. - познавательные - выбирают наиболее рациональные способы деятельности и проводят сравнительный анализ; приобретают навыки совместной продуктивной деятельности. - личностные – умеют провести самоанализ выполненной работы, проявляют интерес к творческому труду, работе на результат |
Межпредметные связи | История, ИЗО |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, практический. |
Методы проверки ключевых компетенций учащихся | Устный опрос, тестирование, выполнение и анализ практической работы. |
Формы работы учащихся | Индивидуальная, групповая |
Образовательные ресурсы | УМК по технологии учебник 5 класс Н.В. Синица, В.Д. Симоненко; рабочая тетрадь, инструкционные карты, плакаты, презентация «Классификация одежды. Снятие мерок». |
Оборудование | Компьютер, проектор, сантиметровая лента. |
Этап урока | Задача этапа | Дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Мотивационный этап | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Проверка выполнения домашнего задания. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | | Настраивает учащихся на урок. Добрый день, добрый час, Как я рада видеть Вас, Друг на друга посмотрели И тихонько, дружно сели. Проверяет выполнение практической части домашнего задания. - Кто дома потренировался в составлении кроссворда по изученной теме? Результаты вашего труда попрошу сдать мне на проверку. | Эмоционально настраиваются на урок. Отвечают на поставленные вопросы. | -Л.проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности -К. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. |
Актуализация знаний. | Создание проблемной ситуации. | Мультимедиа презентация, Загадки. | Организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; Отгадайте загадки. Скажите каким одним словом можно назвать все слова –отгадки? - А кто ответит почему? Что их объединяет? - Как вы считаете ,о чем пойдет речь сегодня на уроке? | Выполняют задание Высказывают предположения на поставленные вопросы | -П.формирование умения находить ответы на вопросы -Р.выполнение пробного учебного действия -К.учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -Л. дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
Практический этап | Выявление места и причины затруднения. | Фиксация новой учебной задачи. | Мультимедиа презентация, | Организует фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или его обосновании. - Что мы называем одеждой? Одеждой называют различные предметы из материалов растительного, животного и искусственного происхождения, которые – защищают человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды – поддерживают нормальное, здоровое состояние организма – служат украшением. | Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения. | П.анализ, синтез, обобщение, формулировка проблемы, структурирование знаний. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Построение проекта выхода из затруднения. 3 мин. | Поиск решения учебной задачи | | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые гипотезы, организует их обсуждение. | Самостоятельно определяют тему урока, определяют цель и задачи учебной деятельности. | П. Л.самоопределение, смыслообразование, самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. -П. выбор наиболее эффективных способов решения задач -Р. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Планирование, прогнозирование -К.аргументация своего мнения и позиции в коммуникаций, учёт разных мнений |
Реализация построенного проекта. | Проблемное изложение нового знания | Мультимедиа презентация , таблицы | Проблемное изложение нового материала по плану: Классификация одежды и требования, предъявляемые к ней. Исторические сведения. Правила снятия мерок. - Нам с вами предстоит создать спецодежду для уроков технологии. Фартук… Что это? Каким он был, каким он стал? - Предоставим слово вашему товарищу, который подготовил доклад по данной теме. Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения. Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре человека, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. - Из воды на берег выходит девочка – линия воды находится на линии шеи (точки пересечения основания шеи и линии плеча); - Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди. - Потом вода дошла до самого узкого места фигуры – это будет линия талии. - На 12 – 14 см. ниже линии талии будет располагаться линия бедер. - На уровне середины колена проходит линия колен. | Учащиеся работают по презентации, после каждого выполненного действия делают вывод. Воспринимают рассказ учителя, анализируют исходя из личного опыта. Заранее подготовленный ученик выступает с докладом. | -Л. смыслообразование, анализ, синтез, обобщение. -П.классификация, познавательная инициатива, выдвижение гипотез, и их обоснование, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -К.формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, достижение договорённостей и согласование общего решения. |
Физкультминутка | | | | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 3 мин. | | Карточка-задание № 1. | Организовывает усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. Организует взаимопроверку выполненных работ учащимися. | Выполняют задания №1. Выполняют взаимопроверку. | -П.анализ, синтез, обобщение, классификация. -К.формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. -Л. Осознание ответственности за общее дело. |
| Выполнение практической работы (в парах) 10 – 12 мин | Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Дополнительная литература, технологические карты, инструкционные карты. | Организация работы в парах учащихся. - Пользуясь технологическими картами, вам нужно самостоятельно снять со своего товарища мерки и заполнить ваши индивидуальные таблицы. Таким образом, каждый из вас побывает в роли клиента ателье по пошиву одежды и в роли мастера -закройщика, принимающего заказ. Помните, что клиенты не шумят, а работник ателье должен быть очень деликатным и не произносить в полный голос результаты измерений. | Выполняют практическую работу по технологическим и инструкционным картам. | - П., выполнение действий по алгоритму. -Р.контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. -Л. применение на практике полученных знаний |
Рефлексийно-оценочный этап | Включение в систему знаний и повторение. | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | | - Где могут пригодиться вам полученные знания? - Выполним задания, которые закрепят ваши знания и умения. Индивидуальные карточки-задания №2. (с проверкой по эталону). -
| Отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся дают оценку усвоения нового материала по этапам и в целом | -Л.нравственно-эстетическое оценивание усваемого содержания, применение на практике полученных знаний. -П. анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия. |
Уборка рабочих мест. 3 мин. | Формировать навыки самообслуживания | | Организует контроль за уборкой рабочих мест. | Убирают рабочие места, рабочую форму | |
Домашнее задание | Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Дополнительная литература, карточки-задания. | 1. Нарисовать эскиз фартука. 2. Заполнить таблицу «Знал, узнал, хочу узнать» | | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения нового знания. | | Возвращение к цели урока. - Что нового узнали на уроке? - Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли вы поставленной цели? Докажите. Что называется одеждой? Для чего служит одежда? По каким признакам классифицируют одежду? Какие требования предъявляются к одежде? Оцените свою работу на уроке пользуясь карточкой самооценки? Выставление оценок за урок. - Спасибо за урок! | Обобщают и систематизируют знания. Оценивают свою работу на уроке. | П.рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности. -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. -К.планирование учебного сотрудничества |
Приложение.
1. Мерки снимаются по правой стороне фигуры.
2. Талию предварительно опоясывают шнуром.
3. При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
4. Мерки снимаются сантиметровой лентой. При измерении, сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять. На измеряемом должна быть легкая одежда.
5. Мерки длины записываются полностью. Мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фартука
Сообщение по теме фартук.
Фартук, служит человеку очень давно. Из всех видов рабочей одежды он самый старший.
Во многих национальных костюмах фартук – это необходимый элемент. Пожалуйста, обратите внимание на русский народный костюм. Он состоит из рубахи, сарафана или юбки-понёвы и фартука-передника, который называли «завеска» или «запона» и считали, что она имеет магическую силу и защищает от всего дурного. Украшая фартук вышивкой с орнаментом, они выбирали образы солнца, огня, животных и птиц, символы земледелия. Красный цвет был не только красивым, он был символом солнца, преградой для злых сил, сил тьмы и ночи. Закрывая живот фартуком, думали, что оберегают свою жизнь. В переводе с древнерусского «живот» означает «жизнь». Таким образом, фартук был сильнейшим оберегом.