kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока:"Лоскутная кукла "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок формирования знаний. Цельурока

Просмотр содержимого документа
«Урок 7 класс»

Технологическая карта урока

Класс 7

Предмет технология

Тип урока: Урок формирования знаний

Тема урока:"Лоскутная кукла "


Цель урока



  • образовательная: сформировать у учеников определенные способности (рефлексия, анализ, планирование) по самосовершенствованию;

  • развивающая: развивать информационную и коммуникативную компетенции учащихся, развивать познавательный интерес и эмоции учащихся; развивать мышление- умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, развивать познавательный интерес, развивать сенсорные и моторные навыки;

  • воспитательная: воспитать учебную самостоятельность, добиться превращения ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и способного к нему; знание должно стать средством развития ;создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, воспитывать чувство ответственности и умение работать в группе

Задачи урока

  • образовательные: дать информацию о видах лоскутной куклы; обучить на практике изготовлению куклы; ознакомить с приёмами работы;

  • воспитательные: организация своего рабочего места, правила поведения, соблюдение эстетических норм и правил, бережное отношение к материалам, предметам труда, к культуре труда, чувство ответственности, аккуратности, заинтересованности в конечном результате труда, трудолюбие;

  • развивающие: профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • предметные: учащиеся ознакомятся с видами лоскутных кукол, обучатся навыкам изготовления лоскутной куклы;

  • личностные: умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратность и опрятность в работе; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • коммуникативные: умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь своих товарищей; признавать существование других точек зрения;

  • регулятивные: определять технологическую последовательность изготовления лоскутной куклы; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

  • познавательные: выбирать наиболее рациональные способы и проводить сравнительный анализ; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

  • предметные: ученик научится изготавливать куклу из набора необходимыхматериалов, действуя по алгоритму;

- ученик получит возможность научиться самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, использовать изученное правило в реальной жизни для решения практических задач.

  • метапредметные:

  • регулятивные: ученик научится самостоятельно ставить цели и планировать пути их достижения; самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- ученик получит возможность научиться построению жизненных планов во временной перспективе; адекватно оценивать свои возможности достижения цели в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • коммуникативные: ученик научится учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- ученик получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

  • познавательные: ученик научится создавать схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, давать определение понятиям.

- ученик получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента.

  • личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Основные понятия, используемые на уроке

Лоскутная кукла Параскева

Межпредметные связи

География, история

Ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация, инструкционные карты

Формы контроля

Самоконтроль

Взаимоконтроль


Методы обучения

Метод проблемно – диалогического обучения.

Технологии работы с информацией

Технология деятельностного обучения.



























Технологическая карта урока

Класс 7

Предмет технология

Тип урока: Урок формирования знаний

Тема урока:"Лоскутная кукла "



Этапы урока

Планируемые результаты

Частная задача этапа

Средства методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

предметные

УУД

Организационный этап


Личностные

формирование учебного мотива Регулятивные

Целепологание анализ ситуации

1Проверка готовности учащихся к уроку

2Постановка проблемных вопросов

1Наблюдения 2словестный

Наличие присутствующих на уроке заполнение журнала

1Приготовить инструменты для практической работы выложить всё на стол

2Правила безопасной работы

Актуализация прежних знаний

1 Постановка темы

2 актуализация техники безопасности и санитарно гигиенические требования

Личностные

Толерантное общение в бригадах

Познавании

Построение цепи рассуждения

Коммуникативные

Умение вести диалог



Структурирование выстраивание знаний к подготовке к новым способам действия

1Диагностические задачи

2беседа

1Оснащение учеников раздаточный материал

2Словестное структурирование знания для мотивирования детей определение темы урока и целей

1Построение цепи рассуждения сопоставление анализ поиск информации

2Анализ ситуации постановка темы и цели урока

Изучение новых понятий и способов действия

1Освоить способы способы изготовления тряпичной куклы

2Составление технологической карты

Личностные

Освоение личностного смысла учения, желание продолжить свою учёбу

Регулятивные

Целепологание планирование оценка коррекция саморегулятивные коммуникативные участвуют в обсуждении материала

1Ознакомить с последовательностью приготовления 2-х кукол

2 составление технологическую карту

1Словестные (беседа)

2Наглядно-иллюстративное

Проблемная беседа с использованием материала ЭОР определение 2-х кукол

Даю мастер класс

Работа с ЭОР определение 2-х видов лоскутных кукол

Учебно-тренеровочный этап

Отработка практических навыков способов

Личностные: формирование учебного мотива.

Регулятивные: умение оценивать свои знания с выделением и осознанием того, что известно и что ещё нужно узнать.

Познавательные: общеучебные - выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.


Самостоятельная работа с лоскутками

Продуктивный чатично- поисковый

Организует коррекцию и контроль практической работы

техника безопасности


Осуществлению сборки куклы

Отработка способов вязать узелки

Формирование умений и навыков

Изготовить лоскутную куклу

Личностные развивать и ответ

Качество своей деятельности

изготовление 2-х видов лоскутной куклы

продуктивный

Наблюдение и контроль по технике безопасности

Самостоятельная отработка умений и навыков по сборке куклы

Заключительная часть


Результат

Контроль,коррекция оценка, саморегуляция

Анализ и оценка результатов деятельности

Репродуктивный анализ проделанной работы

Подведение итогов Домашнее задание

Анализ уборка рабочего места















  1. Организационный этап

- Приветствие. Пословица: «Гость в доме – день особенный».

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний.

Сегодня вашему вниманию представлена презентация изделий. Что это за экспонаты и в какой технике они сделаны? Что вам понравилось и что бы вы хотели сделать сами? Кукла сохраняет самобытность и черты создающего ее народа. В этом ее главная ценность. Как вы думаете, эти куклы делал какой народ? На Руси среди народных игрушек не встречалось никчемных безделиц. Каждая, даже примитивная потешка имела определенное значение. И у этих тряпичных кукол, у каждой из них есть своя роль в жизни народа. Что похожего вы заметили в в этой коллекции кукол? Все куклы безликие, без лица. В древности люди считали, что кукла с нарисованным лицом приобретает душу и в нее может вселиться злой дух. Поэтому на куклах не делали лиц, боялись. Вам интересно узнать об этом? Какова будет тема нашего урока? Тема урока – русская тряпичная кукла в народной культуре. Какие задачи мы должны решить на уроке?

  1. Этап новых знаний.

  • За всю жизнь в русской семье набиралось более 100 кукол, их не выбрасывали, бережно хранили, передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, сколько лет кукле? Сколько существует человек. В древности куклы служили тотемами, обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях. При изготовлении таких кукол нельзя было пользоваться режущими и колющими предметами, чтобы не пораниться. Поэтому ткань и нитки нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались разные свойства: они могли защитить от злых сил, болезней и несчастья, помочь хорошему урожаю. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, народных праздников. Какие вам известны обычаи, праздники с участием куклы? (масленица, свадьба). В какие кукольные игры вы играли в детстве? А дети лет 100-200 назад? Тоже играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца, но только соблюдая народные традиции. Сейчас мы познакомимся с коллекцией кукол и посмотрим презентацию 1 «ЛОСКУТНАЯ КУКЛА». Кукла Параскева - берегиня женских ремёсел. Св.мч.Параскевы - это христианская покровительница женщин и женского труда.

В ноябре есть праздник - день Параскевы Пятницы. Святая Параскева Пятница на Руси почиталась как женская заступница, покровительница рукодельниц. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. В северных областях России было принято в этот день изготовлять куклу – Параскеву. Одевали куклу в русский народный женский костюм. На руки куклы девушки и женщины навешивали пояса, ленты, кружева, небольшие орудия женского труда: веретено, наперсток, ножнички, коклюшки, подушечку с иголками и т.д.

У каждой хозяйки раньше обязательно была кукла-работница Параскева, помогала в домашних хлопотах. Русская женщина часто говорит: — Как много дел, на все рук не хватает! Поэтому у Параскевы могло быть от восьми до шестнадцати рук, в каждой — какая-нибудь хозяйственная утварь.

Параскева является хранительницей мелких предметов рукоделия. Своеобразная игольница. На нее можно будет навязать кусочки тесьмы, жгутики, шнурочки, приколоть булавочки, иголки, может, пуговичек пришить - все мелочи, которые могут пригодиться в рукоделии. Размера она не большая (большую неудобно хранить и переносить), но и не маленькая (а то на ней места не хватит). Для изготовления кукол использовались и сейчас используются ткани и нитки натуральные, экологически чистые, не оказывающие вреда на здоровье человека. Какие? Эти куклы делаются с любовью, добрыми мыслями, а иногда и с молитвами. Работа эта способствует расслаблению, хорошему настроению. Вы заметили, что почти все куклы одеты в русский костюм? Скажите, какие элементы русского народного костюма вам уже известны? Это фартук ( занавеска, запон), понева, рубаха, лапти, сарафан, платок. Все они используются при изготовлении кукол. Русские тряпичные куклы можно разделить на обрядовые, обереговые и игровые.

Я вам рассказала только о нескольких тряпичных куклах из коллекции. Вы хотите узнать, какие еще были куклы и для чего их делали? Какими способами вы можете получить эту информацию? С 5 класса на уроках технологии вы начали делать творческие проекты. Одним из разделов проекта является исследование по теме, добывание информации. Как ее найти?





  1. Практическая работа.

Второй задачей урока будет следующее: используя разные исследовательские методы, найти необходимую информацию о русской тряпичной кукле, ее значении в быту или обрядах и самостоятельно изготовить куклу по изученной технологии.

Работать будете индивидуально:

У каждого ученика на парте находятся, материалы, инструменты и листы контроля «критерии оценки за урок». После завершения исследовательской и практической работы учащиеся должны обсудить полученную информацию и результаты изготовления кукол. Повторение ТБ с острыми предметами. Опрос.

Тряпичные куклы для изготовления не очень сложные. Они не сшиваются, а скручиваются, заматываются и завязываются. Для успешной работы вам нужно усвоить некоторые приемы. Демонстрирую прием завязывания узлов ниткой, закрепления юбки на образцах, а прием завязывания платка выполняют девочки.

Учитель делает целевые обходы для проверки организации рабочих мест, ТБ труда, определения темпа работы, дифференцированной помощи.

  1. Этап подведения итогов.

Для оценивания результатов работы вам были даны листы контроля. Пояснение учителя. Исходя из названных критериев, поставьте друг другу оценки за урок в каждой группе. Отметить лучшие работы.

Чему научились сегодня на уроке? Где можете применить эти знания?

Сегодня интерес к народному творчеству очень велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма и т.д. Знакомство с русской традиционной тряпичной куклой (объемным лоскутным изделием) позволило вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а вы сами научились делать эти куклы. Сделав их самостоятельно, можно украсить комнату или подарить близким или друзьям.

  1. Домашнее задание.

Доделать тряпичную куклу, украсив ее вышивкой, тесьмой. Узнать у бабушек, прабабушек - какими игрушками они играли в детстве.

  1. Рефлексия.

Как вам работалось на уроке? Мне хотелось бы узнать – каким был сегодня для вас урок - интересным, интересным и полезным, трудным или скучным? Перед вами 4 дома для кукол с одноименными названиями. Вам нужно выбрать один из них и оставить свою куклу в этом доме.

Критерии оценки за урок.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

рационально организовал рабочее место; полностью соблюдал правила техники безопасности; задание выполнил в отведенное время и раньше; правильно и аккуратно изготовил изделие; работал самостоятельно и творчески; умеет пользоваться литературой, наглядными пособиями, работать на компьютере; активно участвовал в подготовке

Оценка «4» ставится, если учащийся:

Допустил незначительные ошибки в организации рабочего места; полностью соблюдал правила техники безопасности; задание недовыполнил на 10-15%; в основном правильно и аккуратно изготовил изделие; работал самостоятельно; умеет пользоваться литературой, наглядными пособиями, работать на компьютере; участвовал в подготовке

Оценка «3» ставится, если учащийся:

Допустил ошибки в организации рабочего места; не полностью соблюдал правила техники безопасности; задание недовыполнил на 20-25%; не совсем правильно и неаккуратно изготовил изделие; требовалась помощь в работе; затрудняется самостоятельно пользоваться литературой, наглядными пособиями, работать на компьютере; без интереса участвовал в подготовке


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока:"Лоскутная кукла "

Автор: Федотова Светлана Викторовна

Дата: 19.07.2018

Номер свидетельства: 475146

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства