kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Декоративно-прикладное творчество – вязание крючком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока технологии Декоративно- прикладное творчество- вязание крючком, для 7 класса соотвествует ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Декоративно-прикладное творчество – вязание крючком.»

Тема урока: Декоративно-прикладное творчество – вязание крючком.

Класс 7.

Моринова Ольга Владимировна, учитель технологии г. Смоленск


Тип урока: комбинированный.


Цель урока: Познакомить учащихся с новым видом декоративно-прикладного творчества – вязанием крючком.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы с элементами вязания; обеспечить усвоение материала по теме.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса, усидчивости, приобщить к самодеятельному творчеству посредством вязания крючком, формировать у учащихся любовь к труду, интерес к культуре и искусству.

Развивающая: развитие моторных навыков, умений учебного труда (запоминать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); сенсорных навыков (умение работать с информацией).

Методы работы: объяснительно – иллюстрационный, репродуктивный, частично – поисковый.

Технологии: здоровьесберегающие.

Межпредметные связи: искусство, история, профориентация.

Материально – техническое оснащение: компьютер, демонстрационный стенд, наглядно – иллюстрационный материал.

У учащихся: учебник, тетрадь, рабочие коробки (крючок, нитки для вязания, ножницы).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте девочки! Давайте представим, что вы солнышки и улыбнёмся друг другу. Ваши улыбки, как лучики, засияли и переплелись между собой, и от этого в классе стало тепло так, что я это почувствовала. И в этой тёплой обстановке мы проведем занятие. На столе у Вас «маршрутный лист» урока (Приложение 1), на котором нужно нанести каждый этап урока, и если вы будете внимательны, то в конце, мы найдём правильный путь.

  1. Актуализация знаний

  1. Сегодня я познакомлю вас с одним из видов декоративно – прикладного творчества

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (О вязании) А о каком способе вязании? (Вязание крючком). Правильно!

 Фантазии полёт и рук творенье

 С восторгом я держу в своих руках...

 Не знает, к счастью, красота старенья,

 Любовь к прекрасному живёт в веках.

 Умелец может сделать из железки,

 Из камня, дерева – шедевры красоты.

 Из разноцветья бисера и лески,

 Как в сказке, чудеса творишь и ты.

 Я прикасаюсь к броши осторожно,

 Она чарует и ласкает взор.

 Представить трудно, как это возможно

 Создать невиданной красы узор.

 Как результат терпенья и уменья –

 Изящество, и цвета чистота,

 И совершенство формы... Нет сомненья,

 Наш мир спасут талант и красота!

 З. М. Торопчина


А теперь поднимите руку, кто уже знаком с этим способом вязания? Хорошо, вы будете мне сегодня помогать.

  1. Изучение нового материала.

И так, тема нашего урока «Вязание крючком». Перед нами стоят следующие цели и задачи: познакомиться с видом декоративно – прикладного творчества – вязание крючком; научиться читать схемы и вязать основные виды петель.

Вязание крючком – один из самых распространённых видов рукоделия. Каждая модница понимает, что лучше связать изделие своими руками, чем купить в магазине, кроме того не встретишь похожую вещь. Каждая мастерица – дизайнер своего изделия.(демонстрация коллекции изделий).

  1. А теперь познакомимся с историей вязания крючком.

Кто и когда придумал вязание крючком, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта техника задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. Причём вязание было мужским ремеслом. Лишь позднее им стали заниматься женщины. И всё равно мужчины не потеряли интереса к вязанию. В 1946 году на национальном американском конкурсе по вязанию «Золотой крючок» выиграл мужчина.

  1. Какие же инструменты и материалы необходимы для вязания крючком? (Крючки, нитки для вязания, ножницы). 

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком –хлопок. Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Изо льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.

Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов(памятка «Строение вязального крючка») Самые тонкие сделаны из сталиболее толстые – из алюминия, пластмассы и дерева. Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок.

  1. При вязании крючком, необходимо соблюдать правила и технику безопасности. Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи (раздаточный материал).

  2. Сегодня мы познакомимся с условными обозначениями и основными видами петель(памятка с условными обозначениями, наглядный материал).

Положение крючка в руке. Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Начальная петля.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

Воздушная петля.

Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.

Цепочка из воздушных петель.

Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля), в подсчет не включаются (рисунок).

Столбик без накида.

Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.

Столбик с накидом.

Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом. Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).

Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.

Мы рассмотрели все вопросы нашего урока, вы заполнили маршрутные карты, которые сейчас нужно сдать для осуществления контроля.

  1. Практическая работа.

Учитель проводит инструктаж по ТБ при вязании крючком.

Учащиеся выполняют основные приёмы вязания, пользуясь раздаточным материалом.

  • цепочка воздушных петель;

  • столбик без накида;

  • столбик с накидом.

Учитель проводит инструктаж, делает целевые обходы, следя правильной посадкой, за постановкой рук, положением крючка во время работы , контролирует приемы выполнения начальной петли, воздушных петель, столбика без накида.

  1. Физкультминутка.

А сейчас, девочки, отложите в сторону свои работы и выполните упражнения, которые снимут физическую и эмоциональную усталостью (снятие усталости шеи, кистей рук, глаз).

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  1. Как нужно держать крючок? (Как карандаш или как нож)

  2. Какие изделия можно связать тонкими, а какие толстыми нитками? (Тонкими изящные изделия похожие на плетёные кружева, толстыми – свитера, шапки, шарфы)

  3. Что означает номер крючка? (Толщину, чем больше номер, тем толще крючок)

  1. Заключительный этап.

  1. Подведение итогов.

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания. Подведение итогов заполнения маршрутного листа. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

  1. Выполнить и оформить на листе картона наглядное пособие “Основные виды петель”.

  2. Подготовить детали, связанные крючком по схеме для изготовления подставки под горячее.*


Приложение 1.

Маршрутный лист урока

  1. Чем интересен данный вид декоративно – прикладного творчества?


  1. Я узнала из истории вязания крючком…


  1. Что необходимо, для усвоения данной техники вязания?


  1. С какими основными видами петель познакомилась?


Приложение 2

Правила техники безопасности при вязании крючком

I. Общие требования безопасности

1. Вязальные крючки должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.

2. Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.

3. При вязании крючком возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:

· прокалывание пальцев рук острым крючком;

· поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;

· травмирование рядом сидящего человека;

· снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.

4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Убрать волосы под косынку.

2. Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.

3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы

1. Вязальные крючки использовать только по назначению.

2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.

3. Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком.

4. Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить учителю.

2. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.

V. Требования безопасности по окончании работы

1. По окончании работ снять спецодежду.

2. Привести рабочее место в порядок.

Приложение 3

Строение крючка





Номера крючков



Приложение 5


Подбор нитей по номеру крючка


№ КРЮЧКА

ДЛЯ КАКИХ НИТЕЙ

0,6 мм – 1,0 мм

Очень тонкие х /б нити

1,25 мм – 1, 75 мм

Тонкие х/б нити и прочая пряжа соответствующей толщины

2,00 мм – 3,5 мм

Пряжа средней толщины

4,00 мм – 5,00 мм

Пряжа средней толщины с двойной нитью

5,50 мм – 6,00 мм

Двойная пушистая нить

7,00 мм – 8,00 мм

Шерсть для гобеленов или двойная шерстяная нить

9,00 мм – 1,00 мм

Толстая крученая пряжа

Приложение 6



Приложение 7

Основы вязания крючком

Воздушна петля (ВП)






Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.





Цепочка из воздушных петель

Не сбрасывая первую получившуюся петлю, захватите нить и протяните её через свою петлю, эта петля называется воздушной. Проделывая эту операцию несколько раз, у Вас получится цепочка из воздушных петель.


Полустолбик (ПС)







Полустолбик часто применяется при вязании края изделия. Чтобы его связать крючок вводят в петлю предыдущего ряда или во вторую петлю цепочки, захватывают крючком нить и протягивают её через петлю ряда или цепочки и петлю, находящуюся на крючке.


Столбик без накида (СБН)







Крючок вводят в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают ее, образуя петлю. Не спуская предыдущих петель, захватите нить и протяните её через 2 имеющиеся петли.


Полустолбик с накидом (ПССН)







Сделайте накид своей рабочей нитью, введите крючок в петлю, захватите крючком нить и вытяните её образованную новую петлю, захватите нить снова и протяните её через 3 имеющиеся на крючке петли.

Столбик с накидом (ССН)



На крючок делают накид и вводят крючок в петлю предыдущего ряда или цепочки, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке образуется три петли: петля, накид и петля. После этого снова захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли на крючке, получается 2 петли на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через эти 2 петли.


Столбик с двумя накидами












Делают два накида на крючок, вводят крючок в петлю предыдущего ряда, захватывают нить и вытягивают новую петлю. На крючке имеется 4 петли. Захватывают нить и протягивают её через 2 первые петли лежащие на крючке. Снова захватывают нить и протягивают её через 2 петли, опять захватывают нить и протягивают её через 2 оставшиеся петли.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: Декоративно-прикладное творчество – вязание крючком.

Автор: Моринова ольга Владимировна

Дата: 24.12.2021

Номер свидетельства: 595993


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства