Тема раздела: Создание изделий из текстильных материалов. |
Тема урока | Ателье одной выкройки. |
Цель | Организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на решение ими задач урока. |
Планируемые задачи урока | Образовательные: - закрепление знаний учащихся о видах моделирования; -формирование навыков по различным способам технического моделирования (лучевое, параллельное, смешанное); -знакомство с образцами плечевых изделий и их отделкой; - применение приемов моделирования при изготовлении новых изделий; -работать с карточками-заданиями. Развивающие: -развитие у учащихся творческие способности, пространственное воображение, креативное мышление, внимательность, точность; -развитие умения самокритично относиться к выполненной работе; -приобретение навыков самоконтроля в процессе её выполнения; -развитие стремления к анализу и оценки своей работы; -формирование знания и умения об основных приемах моделирования; -развитие наглядно-образного мышления, навыков правильной организации рабочего места. Воспитательные: -воспитание аккуратности, самостоятельности; -воспитание требовательности к качеству выполнения своей работы; -творческое отношение к труду; -коллективизм, чувство взаимопомощи; -усидчивость; -воспитание чувства требовательности к себе; -ответственности за свою работу; -стремление доводить свою работу до конца. |
УУД | Личностные УУД: стимулирование способности иметь собственное мнение; сделать учёбу полезной, интересной, увлекательной; уверенность во взаимоотношениях с людьми; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения. Регулятивные УУД: мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельностьи. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; отражение в устной и практической форме результатов своей деятельности; признание права другого человека на иное мнение. Познавательные УУД: умение конструировать и моделировать изделие; анализ объектов с целью выделения признаков; исследование практических ситуаций; выдвижение предположения, понимание необходимости их проверки. Рефлексивные УУД: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности; формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию; поиск и устранение причин возникших трудностей осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. |
Основные понятия, термины | Художественное и техническое моделирование, художник - модельер, эскиз, модель |
Межпредметные связи | ИЗО, МХК, русский язык (связь терминов с профессией модельер), литература, история |
Ресурсы: | Учебник, рабочая тетрадь Цветная бумага, ножницы, карандаши, клей, скотч. |
Тип урока | Комбинированный |
Методы обучения | репродуктивный, частично – поисковый. |
Приёмы | Самостоятельная работа, беседа. |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | компьютер, мультимедийный проектор и экран |
Образовательные ресурсы Интернет | Картинки на Яндекс. |
Наглядные пособия | Пособия «Моделирование плечевых изделий», «Модели блузок», «Художественное оформление одежды» |
Планируемые результаты | Уметь выполнять техническое моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. |
Форма урока | Фронтальная, групповая |
Предмет, класс | Технология 6 класс |
Тема урока | «Ателье одной выкройки». 3 урок по теме «Конструирование и моделирование плечевой одежды с цельнокроеным рукавом» |
Этапы урока | Организационный момент | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Этап 1 Мотивация | Самоопределение к деятельности |
Длительность этапа | Время выполнения –2-3 минуты |
Форма организации деятельности учащихся | Здравствуйте! Давайте представим, что сегодня мы будем работать не в классе, а в ателье, где используя всего одну выкройку, мы сможем придумать модные и совершенно разные фасоны туник, блузок, маек и сарафанов. Нас ждёт очень интересная работа, выполняя которую хочется вспомнить слова известного французского художника-модельера Пьера Кардена «Модно одеваться – одеваться со вкусом» | Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе | Личностные : самоопределение; регулятивные : целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Функции преподавателя на данном этапе | Контролирующие | Включение в деловой ритм (А каких еще вы знаете знаменитых художников – модельеров?) | сообщение о многообразии плечевых изделий. | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Этап 2 Целеполагание | Введение в тему «Художественное и техническое моделирование » |
Длительность этапа | Время выполнения –10 минут |
Цель | Дать представление о моделировании плечевых швейных изделий. Научиться моделировать изделие, используя его эскиз. |
Изучение нового материала | - О чём же пойдёт сегодня речь? - Цель: Научиться моделировать изделие по выполненному ранее эскизу Вспомнить, из каких деталей состоит плечевое изделие. Научиться моделировать длину изделия, рукав, горловину и кокетку. Научиться, в зависимости от модели, видоизменять выкройку изделия. Поэтому сегодня на уроке мы будем с вами работать по следующему плану: «Я знаю и умею» - активизация знаний по предыдущим темам. Повторение знаний, которые были получены на уроке конструирования «Я наблюдаю и исследую» - постановки проблемы и ее анализ совместно учителем с учащимися. Исследование процесса «Моделирование» «Делаю вывод» - самостоятельная формулировка определения «Моделирование». «Применяю в работе» -выполнение модели выбранного изделия в соответствии с этапами моделирования. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока . | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Актуализация знаний | Промежуточный контроль | Игровой опрос |
в форме (игровой) опроса «Да» и «Нет» (5 вопросов): | 1.1 Промежуточный контроль 1). Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия? «Да или Нет»? 2). Основные элементы выкройки изделия называются: сгиб, срез, припуск? «Да» или «Нет»? 3). По назначению изделие можно использовать для вечеринки? «Да» или «Нет»? 4).Для построения чертежа изделия используют мерки? «Да» или « Нет»? 5). Нижний срез изделия расположен на линии талии? «Да» или «Нет»? | Организующая и информирующая | Закрепление знаний, опрос | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
| 2.1 Устный опрос (учащиеся задают друг другу вопросы) а) как называлась тема прошлого урока? (построение чертежа изделия) б) как называется процесс построения чертежа изделия? (конструирование) в) Чем занимается инженер – конструктор? (построением различных чертежей деталей изделия) г) Назовите срезы изделия? (боковой, плечевой, горловина, нижний) д)Почему чертеж изделия выполняют на половину фигуры? (вторая половина симметричная) е) Как называются детали имеющие линию середины? (передняя и задняя части, кокетка) ж) Что нам необходимо чтобы построить чертёж? (размерные признаки) з) Какие размерные признаки необходимо снять, чтобы построить чертёж изделия? (Сг2., Сш., Ди, Дтс, Ош) 2.2 Заполнить таблицу На бригаду даётся таблица – кто быстро и правильно восстановить текст. | Организующая и информирующая | Закрепление знаний, опрос, заполнение таблицы | Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
Актуализация знаний Изложение нового материала: | «Я наблюдаю и исследую» Учитель: - Конструирование и моделирование тесно взаимосвязаны между собой, в процессе этого решается задача создания новой модели. Вопрос: Что такое конструирование? Вопрос: А что такое модель? (рисунок, эскиз, образец, созданный художником-модельером). Учитель: - Термин «моделирование» происходит от слова «модель», то есть образец. Сегодня на уроке у нас часто будет звучать этот термин. Слайд . Учитель предлагает рассмотреть модели изделий, изготовленных по одной и той же выкройке, но отличающихся по назначению) Проанализируйте, чем они отличаются между собой. Вопрос: Что такое отделка? Учащиеся обсуждают, что такое обработка срезов и отделка изделия. Перечисляют виды отделок. Отделка – это различные виды украшения, используемые в украшении изделий. Учитель предлагает рассмотреть учащимся модели изделий, но с измененной формой основных элементов. Учащиеся анализируют, сравнивают и делают вывод, что они отличаются разной формой основных частей выкройки, отделкой, цветом. Вопрос: Значит, чтобы получить разные модели изделия, что надо сделать? (изменить основные элементы изделия). Моделирование – это разработка эскиза новой модели изделия с изменением его образца. Конструктор воплощает идеи художника в чертежах и выкройках. Технолог определяет способы изготовления изделия с учетом сложности фасона, свойств ткани, современной технологии пошива изделия. Оператор (швея) – выполняет швейные операции. Работа над созданием видов моделей одежды основана на реальных требованиях жизни и осуществляется по формуле: для кого – для чего - из чего. Анализ рисунков с измененными частями выкройки (кокетки, горловине, рукава). Какую форму они могут приобретать. И рассмотреть эскизы изделий с измененной формой частей. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Анализируют, обсуждают, рассматривают и сравнивают, делают выводы, отвечают на вопросы. На примере плечевого изделии учащиеся делают выводы, что оно по назначению может быть рабочим, нарядным, повседневным. Вывод: что измененные части изделия должны сочетаться между собой по форме. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы |
Этап 3 | Основной вид деятельности со средствами ИКТ. |
Длительность этапа | Время выполнения – 15 мин |
Актуализация знаний Новый материал Постановка учебной задачи | Учитель объясняет, что изменение основы чертежа называется техническим моделированием. Учитель объясняет, что моделирование проходит в три этапа Разработка эскиза – художественное моделирование. Внесение изменений в основу чертежа согласно эскизу. Получение выкроек нужной формы. На примере практической работы «Моделирование плечевого изделия»: Правила: Измененные части изделия должны сочетаться между собой. Если изделие шьется из пестрой ткани, отделку следует делать одноцветной и сочетаться она должна с одной из красок ткани. Ткань и фасон следует подбирать в соответствии с назначением. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Учащиеся исследуют эскиз. Учащиеся пробуют внести изменения в основу чертежа. Делают вывод, что изменив, таким образом, можно получить выкройку нужной формы. Если сшить по этой выкройке, то мы получим изделие в соответствии с эскизом. Работа оформляется в тетради. Учащиеся самостоятельно формулируют правила и определение моделирования. | |
Промежуточный контроль | Закрепление знаний |
| Чтобы дать определение и понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей (предлагаю рассмотреть разные фасоны изделия) Задание №1 (время выполнения – 1 минута). Заполнить таблицу: 1 группа находит сходные черты; 2 группа находит различия. Определение: Моделирование – это творческий процесс изменения основы чертежа согласно эскизу | Устанавливает осознанность ситуации. Показ, рассказ | Обсуждение демонстрационных материалов. Заполнение таблицы: | Универсальные действия |
Этап 4 | Практическая работа |
Длительность этапа | Время выполнения - 35 мин. |
Актуализация знаний Самостоятельная работа с самопроверкой | ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Заполнить таблицу На группу даётся таблица – кто быстро и правильно восстановить текст. Условие: каждый игрок, получивший карточку должен самостоятельно определить место её в таблице | Организует деятельность по закреплению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку | Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено. |
Этап 5 | Подведение итогов, рефлексия учащихся |
Цель | Дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока. Наметить перспективу последующей работы. |
Длительность этапа | Основной вид деятельности | Функции преподавателя на данном этапе | Форма организации деятельности учащихся | Универсальные действия |
время выполнения 5 – 7 минут | Контрольные вопросы рефлексии Беседа с учащимися по вопросам: 1). Что вы узнали нового на уроке? 2). Что научились делать нового? 3). Что такое модель? 4). С какими методами моделирования вы познакомились? 5). Что такое моделирование? 6). Задача моделирования? | Контроль результатов | Коллективная, индивидуальная | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
| Анализ и подведение итогов. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ * На завершающем этапе занятия демонстрирую наиболее удачные работы. * Предлагаю учащимся ответить, чему они научились и как полученные знания и умения могут быть ими использованы. Вопросы для закрепления: 1. Какие способы моделирования вы знаете? 2. Какие виды отделки можно применить при моделировании плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. 3.Как называется рисунок изделия, выполненный от руки, с соблюдением всех пропорций? 4. Как называется специальность человека, занимающегося моделированием одежды? *Проводим анализ допущенных ошибок. СООБЩЕНИЕ ОЦЕНОК ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ткань, выкройки, ножницы, и др. | Организует рефлексию. Анализ результативности урока | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |