2. | Целеполагание и мотивация. | 1.Предлагает просмотреть видеофрагмент и ответить на вопросы: - Вам понравились цветы, которые вы сейчас увидели? - А хотели бы вы, чтобы такая красота окружала вас ежедневно, не только в садах, но и у вас в квартире? - А теперь отгадайте загадку: Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. - Наверное, вы уже и сами сейчас можете назвать тему нашего урока? Технология выращивания комнатых растении
2. Подводит учащихся к цели урока: Скажите, пожалуйста, можно ли представить жилище современного человека без единого комнатного растения? - Чем объяснить этот факт? -- Вы правы: ухудшается экологическая обстановка, и недостаток общения человека с природой заставляет людей создавать зеленые уголки у себя дома и на работе, что говорит об актуальности данного вопроса.
3. Ставит задачи: - Сегодня мы с вами должны: - ознакомиться с разновидностями комнатных растений и законами аранжировки; - научиться размещать растения в различных помещениях; - овладеть технологией выращивания комнатных растений. |
Отвечают на вводные вопросы и формулируют тему и цели урока. Тема: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИИ Познакомиться с ролью комнатных растений в жизни человека, со способами их размещения в интерьере, научиться выполнять пересадку растений. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
4. | Первичное усвоение учебного материала. | Роль комнатных растений в жизни человек Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с резко выраженной сменой времен года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы. История применения комнатных растений насчитывает более 3000 лет. Сначала в качестве комнатных растений применялись лишь те, которые произрастали лишь в этой стране. С развитием мореплавания стали завозиться растения из других стран (экзотические). Одними из первых заморских диковинок были лимонные и апельсиновые деревья. Для них создавали специальные помещения – теплицы (позднее они будут называться оранжереями), зимние сады. В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были князь Голицын и граф Шереметев. Олеандр, плющ – из Европы. Бегония, кактусы, традескация – из Америки. Алоэ, бальзамин, пелпргония – из Африки. Примула, цитрусовые, фикус – из Азии. Ребята, мы наглядно видим, что комнатные растения завезены к нам со всех континентов. В настоящее время в качестве комнатных применяются те растения, которые наиболее устойчивы к микроклимату жилища. |
Слушают учителя, взаимодействуют с ним в ходе беседы.
На карту прикрепляются названия растений | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию |
5. | Осознание и осмысление учебного материала. | Методики Плейсмэт консенсус и континиус раунд робин. Перед вами карта согласия. Тема команды № 1 Какую роль играют комнатные растения в жизни человека? Команды № 2 Какова роль комнатных растений в интерьере жилища? Команды № 3. Как влияют комнатные растения на организм человека? Ученики записывают максимальное количество идей по теме на своей части листа. Ученики по очереди обмениваются своими идеями. Если вся команда приходит к консенсусу («большой палец вверх»), один ученик записывает эту идею в центральный квадрат. Ученики продолжают до тех пор, пока все не поделятся своими идеями. Идей, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды. Попросим ответить команду №1, №2, №3 Молодцы, вы правильно ответили на вопросы. «Если хочешь быть счастливым – выращивай цветы» (Восточная мудрость)
Цветы – элемент убранства квартиры, поддающийся правилам фитодизайна. Уч. стр 17 найти и записать определение «Фитодизайн». | Ответ 1 комнатные растения улучшают микроклимат помещения, так как они поглощают пыль, очищают воздух от углекислоты, способствуют его увлажнению, уничтожают вредоносные микробы, радуют глаз пышной листвой, красивыми цветами
Ответ 2: комнатные растения создают иллюзию контактов с природой, служат украшением жилища, определенная расстановка растений не только зрительно меняет пространство помещения, но и позволяет разделить комнату на отдельные зоны, организовать уголок отдыха, жилище становится все более комфортным
Ответ 3: своей красотой, окраской, благоуханием комнатные растения благоприятно влияют на человеческий организм, снимают напряжение, гасят нервозность. Зеленый цвет действует успокаивающе на нервную систему, а это благотворно влияет на настроение и работоспособность) Работают с учебником | Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание, умение выделять необходимую информацию; |
6. | Систематизация знаний и умений. | Существует несколько правил расположения растений. Они должны соответствовать окружающей обстановке – крупные растения следует помещать в просторные комнаты, маленькие горшочки – на подоконниках. (уч. стр17 заполнить таблицу «Основные приемы размещения комнатных растений» (карточки с рисунками вклеить) При размещении растений следует учитывать их декоративную ценность и своеобразие. - Где ещё можно размещать комнатные цветы? Уч. стр 19. - Что такое «жардиньерка»? - Итак, как называется искусство оформления интерьера, создания композиций с использованием растений? - Как называется специалист, занимающийся составлением цветочных композиций? (Фитодизайнер) Прочитайте стр. 19 уч. Растения в больших помещениях. Чем просторнее помещение, тем крупнее должны быть цветы и тем больше их количество. Один-единственный декоративный зеленый цветок затеряется в широком пространстве. И, напротив, много мелких, но цветущих растений в корзинке или на подносе придадут ему необходимый красочный акцент. Исключительными декоративными качествами обладают древовидные растения, особенно такие крупнолистные их виды как драцена, фикус, бокарнея, которые прекрасно смотрятся в помещениях, где мало мебели, в холлах и прихожих. Растения в малых помещениях. Крупные растения подавляют пространство маленьких комнат, поэтому для таковых лучше подбирать средние или совсем небольшие экземпляры – с листьями пошире или понежнее. Но слишком много их быть не должно, иначе впечатление от каждого отдельного цветка потеряется
Разновидности комнатных растений Требования растений к окружающим условиям неодинакова. Одним необходимо много тепла (большинство тропических растений), другим – меньше (субтропические); некоторым достаточно малого количества света (теневыносливые), а многие требовательны к нему (светолюбивые растения). Учебник стр. 20 заполнить таблицу
Требования растений к окружающим условиям В зависимости от декоративных свойств растений, их морфологических особенностей и возможностей использования в интерьере все многообразие комнатных растений можно условно подразделить на несколько групп. Давайте назовём их. Уч. стр 20. Декоративно-цветущие растения. Это небольшая группа растений, которые выращивают исключительно ради красивого эффектного цветения. В остальное время эти растения мало привлекательны. К этой группе относятся азалии, цикламены, пеларгония и др. Декоративно-лиственные растения. К этой группе относится большинство комнатных растений. Они привлекают либо красивой формой листьев {пальмы, папоротники и др.) либо необычной яркой или пестрой их окраской (бегонии, кодиеумы и др.) Лианы. Эти растения для успешного роста нуждаются в постоянной опоре. Они имеют длинные травянистые или одревесневающие стебли. К этой группе относятся аспарагусы, пассифлора, плющи и др. Ампельные растения. Это растения с длинными свисающими побегами, культивируемые в подвесных горшках и корзинах. В качестве ампельных растений используют гибискус, традесканцию и др. Суккуленты. Это обширная группа растений с сочными, мясистыми стеблями или листьями часто причудливой формы. К ней принадлежат кактусы, агавы, алоэ и др. Эпифиты. Они поселяются на стволах и ветвях деревьев. К ним относятся орхидеи, бромелии и др.
По внешним данным практически все комнатные растения можно разделить на 6 групп: злаковидные, кустистые, растения с прямостоячими стеблями, лианы и ампельные растения, розеточные шаровидные.
Физкульт минутка. Мы с вами много работали и немного устали. Давайте отдохнем Уч. стр. 23 прочитать вслух «Технология выращивания комнатных растений» Подбор растения Приобретение и транспортировка Подбор и подготовка почвы Подбор и подготовка ёмкости Посадка Полив и опрыскивание Очистка Подкормка На основании полученных знаний, с помощью учебника и дополнительной литературы мы будем составлять кластер. Кластер – (от англ. Cluster- пучок, скопление) – это графическая модель, схема в виде разветвленного дерева, где собраны элементы со схожими параметрами. Сейчас вы попытаетесь составить кластер, используя материал, полученный сегодня на уроке. На доске схема Ваша задача правильно расставить таблички | Находят информацию в учебнике, заполняют таблицу
(определение записать в тетрадь)
Находят информацию, заполняют таблицу
Работают по учебнику
записывают в тетрадь
выполняют упражнения делают записи в тетради
Составляют кластер. работают в парах | Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные:находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию; умение работать с учебником и дополнительной литературой. |
7. | Применение знаний и умений. | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА По мере роста растения увеличивается его корневая система, растению становится тесно в горшке. В таком случае необходима ПЕРЕСАДКА (замена почвы без сохранения кома) В случаях когда растения плохо переносят пересадку (пальмы), применяют ПЕРЕВАЛКУ Я предлагаю выполнить практическую работу. Практическая работа «Перевалка и пересадка комнатных растений»
Принадлежности и материалы: горшок, совок, керамзит, почвенная смесь, растение, клеёнка, перчатки, лейка с водой, фартук. Ход работы (на листочках) Извлеките растение из горшка ( выполняйте работу над специально расстеленной для этого газетой.) Сделайте дренаж для нового горшка. Выберите почвенную смесь соответствующую растению. Выполните перевалку (пересадку). Произведите полив. Поместите растение в слабоосвещенное место класса. Уберите за собой рабочее место.
Направляющая деятельность – инструктаж по выполнении; проверка понимания учащимися содержания работы и способе её выполнения, инструктаж по технике безопасности |
Выполняют практическую работу, согласно технологической карте, работают в группах, | Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в средствах и технологи ях; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. Коммуникативные умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя. |