- построению, оформлению и чтению чертежа.
I.2 Научить изготовлению выкройки по своим меркам.
I.3 Закрепить умения по выполнению простейших чертежей.
I.4 Способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для построения чертежей.
I.5 Способствовать запоминанию основной терминологии, применяемой при построении чертежей.
I.6 Создать условия для формирования технологической культуры.
II.1 Способствовать овладению обучающимися логической последовательности построения чертежа;
II.5 Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету.
II.6 Способствовать формированию и развитию самостоятельности обучающихся.
III.1 Способствовать формированию и развитию трудовых, экологических, экономических качеств личности;
чертежа.
III.3 Приучать к соблюдению норм и правил культуры труда .
IV.2 Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности
альбомный лист формат А-4, лист миллиметровой бумаги.
- учебник «Технология. Технологии ведения дома» 5 кл под редакцией Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. М.: «Вентана-Граф» 2012
- рабочая тетрадь на печатной основе 5 кл. «Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, Н.А. Буглаева.- М.: Вентана – Граф, 2013г.
- словарь по «Технологии» О.В. Атаулова, Е.А. Саушкина Ульяновск: ИПК
Методы организации учебно-познавательной деятельности: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация;
Активные методы: проблемное изложение, методы стимулирования, игровые ситуации.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Мотивационно-целевой этап | I. Организационный момент. Цель этапа: | (заполнение учителем классного журнала) - Все готовы к уроку по технологии? - Уделите внимание организации рабочего места - Хорошо, готовность к уроку я увидела, а сейчас выявим каков ваш настрой на работу. - У вас на столе лежат карточки «Лесенка», назовите номер ступеньки, которая соответствует вашему состоянию. -Замечательно, что у многих хорошее настроение, и мы можем приступить к работе! Проблемная ситуация. (Приложение№13) - Как вы думаете, мы сегодня уже сможем сшить фартук? (нет) А что для этого необходимо? (данные мерок, уметь строить чертеж, изготавливать выкройку). - Мерки мы уже снимать умеем, следовательно нам необходимо научиться что делать? (строить чертёж, изготавливать выкройку) - Девочки, как же будет называться тема урока? (предлагаются разные варианты, формулируется тема урока)Слайд 4 -Вначале проверим выполнение домашнего задания, повторим пройденный материал,затем приступим к изучению нового материала,выполним практическую работу №1«Изготовление чертежа фартука вМ1:4» и прктическую работу №2 -«Изготовление выкройки»,подведём итоги. | Личност-ные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Познава-тельные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятель-ности: |
Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятель-ности: |
II. Проверка выпол-нения домашнего задания. Цель этапа: установить правиль-ность и осознанность выполнения всеми уча-щимися домашнего задания; выяснить степень усвоения заданного на дом материала; устранить в ходе про-верки обнаруженные пробелы в знаниях; ликвидировать обнаруженные недочёты. | Проверка домашнего задания осуществляется следующим образом: - работа по карточкам – 1,2,3 уровня. (Приложение 11) - тесты - 1,2,3 уровня.( Приложение 12) (по одной, две ученицы на каждое задание) далее - вызываю ученицу к доске для выполнения задания – написать мерки, указать их значение. - двух других – для измерения фигуры (создаем игровую ситуацию – одна из них заказчик, другая закройщик). В это время провожу фронтальный опрос: - работникам, каких профессий необходимы фартуки? - какие линии на фигуре подлежат измерению? - как правильно измерить фигуру? Слайды 2-3 Затем в форме соревнования «Кто больше?», работая в группе по 4 человека, проговаривают пословицы о труде. После этого приглашаю желающую ученицу следить за ответом стоящей у доски девочки и оценить ее. Все ответы оцениваются. | Личност-ные УУД | Осуществляемые действия: |
|
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Познава-тельные УУД | |
|
Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
III. Актуализация знаний Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала; предложить задания, близкие жизненному опыту детей; выявить недостаточность имеющихся у уч-ся знаний; выявить затруднения в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании. | Итак, перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основной материал предыдущих уроков. А проверка будет осуществляться в форме блиц-опроса. «Блиц-опрос» Инструкция: Учитель быстро называет определение понятия, а ученицам предлагается быстро дать ответ, если если согласны с утверждением -«Да»,нет - «Нет» 1) Снятие мерок - это «процесс определения размеров фигуры. Да» или «Нет»? 2) Мерки обхватов записывают в полном размере? « Да» или «Нет»? 3) Мерка длины записывается в половинном размере? «Да» или «Нет»? 4) Мерка обхват бедер снимается на уровне линии талии? «Да» или «Нет»? 5) Мерка обхват талии снимается на уровне линии бедер? «Да» или «Нет»? 6) Линия, проходящая слева направо называется горизонтальной? «Да» или «Нет»? 7) Линия, проходящая сверху вниз называется вертикальной? «Да» или «Нет»? С заданием справились хорошо, молодцы! - Что такое вертикальные и горизонтальные линии мы выяснили, - как построить прямой угол? - как отложить на прямой линии отрезки разной величины? - вспомните, для чего вы проводили вертикальную линию, когда рисовали кувшин на уроках ИЗО? (чтобы обозначить середину) - большинство предметов имеет симметричную форму. Фигура человека также симметричная. (если мысленно разделить ее вдоль пополам, то правая половина будет равна левой), поэтому выкройку строят на половину фигуры. Слайд 12 Заслушиваем сообщение ученицы об истории возникновения выкройки (опережающее задание) .( Приложение №14) | Личност-ные УУД | Осуществляемые действия: активизация имевшихся ранее знаний; активное погружение в тему; высказывание различных вариантов решения данной проблемы. |
Формируемые способы деятельности: умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Познава-тельные УУД | Осуществляемые действия развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности: слушают вопросы учителя; отвечают на вопросы учителя: осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. |
Формируемые способы деятельности: формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов; формирование умения выявлять сущность, особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы; формирование умения обобщать и классифицировать по признакам; формирование умения находить ответы на вопросы. |
Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: формирование компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения. |
Практический этап | IV. Проблемное изложения нового знания Цель этапа: сформулировать и со-гласовать цели урока; организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; зафиксировать причину затруднения у учащихся; организовать коррекционную работу по преодолению за-трудненений. | Девочки, в начале нашего занятия мы с вами сформулировали тему урока. Слайд 4,а цели урока : - .Научиться : расчету конструкции фартука 2 построению чертежа. 3 чтению чертежа. 4 изготовлению выкройки. Слайд№5 - Нам необходимо будет решить такие задачи (учащиеся пытаются сформулировать по плану учебные задачи урока). В результате задачи урока следующие: - понять как выполняется расчет конструкции фартука по формулам - усвоить последовательность действий построения чертежа фартука и выкройки - научиться оценивать качество готовой выкройки На производстве разработкой чертежей изделия занимается художник-конструктор Заслушиваем сообщение ученицы о профессии художника-конструктора ( опережающее задание) . (Приложение №15) Чертёж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или в увеличенном виде. Проще всего изобразить на чертеже плоские фигуры. Они имеют два измерения: длину и ширину. Точки пересечения вертикальных и горизонтальных линий отмечают буквами: талия – Т, низ – Н. (Приложение №1) Каждый отрезок на чертеже отмечают двумя буквами: линия талии – ТТ1, линия низа – НН1. Если предмет по размеру помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину; если же он больше (фартук) – его уменьшают в определённое число раз, то есть изображают в масштабе. Масштаб – это число, обозначающее во сколько раз предмет уменьшен или увеличен относительно оригинала. Записывается отношением двух чисел: 1:1 - натуральная величина; 1:4 - уменьшение в 4 раза; 2:1 – увеличение в 2 раза Слайд ……….. А теперь запишем значение этих слов в тетради. Необходимо напомнить ученицам правила пользования чертежными инструментами, и о линиях применяемых на чертеже. (Приложение №16 ) Слайд ………….. Фартук имеет несколько деталей: основная деталь карман, пояс. Слайд …. | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: самостоятельное определение темы урока осознание целей и задач обучения восприятие, осмысление, запоминание учебного материала осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению |
Формируемые способы деятельности: формирование умения прогно-зировать предстоящую работу (составлять план); формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; |
Познава-тельные УУД | Осуществляемые действия: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме; развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации; развитие умения строить простые рассуждения. |
Формируемые способы деятельности: |
V. Первичное закреп-ление знаний учащих-ся. Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах). | Итак, девочки, прежде чем вы приступите к практической работе, давайте проверим, как вы усвоили новую тему. А проверим это, используя приём игры. (или можно предложить небольшой тест). Игра «Верно ли». Инструкция: Обучающимся предлагается поднять руку, если утверждение верно. (Приложение №17) Хорошо! Молодцы! А теперь немного отдохнём... | Личност-ные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятель-ности: |
VI. Физкультминутка | Выполнять действия и движения в соответствии с содержанием стихотворения. (Приложение №18) | |
VII. Практическая работа «Построение чертежа фартука в М 1:4» , «Изготовление выкройки» с самопроверкой, взаимопроверкой по эталону и проверкой учителем Цель этапа: проверить умения работать учащихся по алгоритму; организовать самостоятельную ра-боту учащихся; тренировать спо-собность к само-контролю, взаимоконтролю и са-мооценке; организовать само-проверку самосто-ятельной работы организовать коррекционную работу по результатам выполнения са-мостоятельной работы; организовать ситуацию успеха по результатам выпол-нения самосто-ятельной работы. | 7.1. Вводный инструктаж учителя: задачи практической работы: - подставляя в формулы данные мерок и прибавок произвести расчет конструкции фартука (внимательно выполнять математические действия) (Приложение №3) - построить чертеж фартука в масштабе (каждый отрезок на чертеже должен соответствовать определенному размеру согласно результатам вычисления, линии должны соответствовать требованиям стандарта) 1 уровень –фартук с поясом –кулиской. 2 уровень-ИТК « Построение чертежа фартука на поясе» 3 уровень-фартук с нагрудником. Объекты труда: - демонстрация 3 вариантов чертежей фартука в М 1:4 и выкроек фартука. - инструменты и приспособления: линейка закройщика, простой карандаш, ластик, красный цветной карандаш. (соблюдать приемы работы с чертежными инструментами) Учебно-техническая документация: Для построения чертежа фартука 1 уровня можно воспользоваться рис. 52-53 на стр 100-101 2 уровня-ИТК «Построение чертежа фартука на поясе» (Приложение №7) Слайды 3 уровня- ИТК»построение фартука с нагрудником»(Приложение №8) (обратить внимание на то, что карман находится от линии талии на 10см, а от линии середины – на 12 см.) Инструктаж по технике безопасности: Соблюдать правила безопасной работы с чертежными инструментами. (Приложение №14) 7.2. Самостоятельная работа учащихся по УТД. 7.3. Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы): 7.3.1. Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся; проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания; 7.3.2. Усвоение новых знаний: 7.3.3. Целевые обходы: инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом; концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций; оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения; рациональное использование учебного времени учащимися. 7.4. Заключительный инструктаж учителя: ученицы обмениваются чертежами друг с другом и выявляют допущенные ошибки, делая замечания в корректной форме, не обижая друг друга (взаимоконтроль). выясняется в каком месте возникли затруднения, почему, намечаются пути их исправления. Проводится повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. После этого ученицы приступают к выполнению практической работы №2 В конце урока сдают выкройки на проерку учителю. | Личност-ные УУД | Осуществляемые действия: проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; выдвижение гипотез, основанных на жизненном опыте учащихся восприятие, осмысление, запоминание учебного материала. |
Формируемые способы деятельности: |
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: |
Познава-тельные УУД | Осуществляемые действия: |
Формируемые способы деятельности: умение структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез; их обоснование. |
Рефлексивно-оценочный этап | VIII. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания Цель этапа: | Домашнее задание даётся дифференцированно. Проводится инструктаж по выполнению домашнего задания. Уровень «А» (базовый): - прочитать §16 и ответить на вопросы стр.89-101; принести выкройку, ткань, ножницы, карандаш, булавки. Уровень «Б»: (основной) - прочитать §16 и ответить на вопросы стр.89-101; выполнить тест в тетради на печатной основе стр. 25 подобрать пословицы и поговорки в соответствии с предстоящей темой урока (раскрой фартука) принести выкройку, ткань, ножницы, карандаш, булавки. Уровень «В»: (продвинутый уровень): - прочитать §16 и ответить на вопросы стр.89-101; выполнить тест в тетради на печатной основе стр. 25 подобрать пословицы и поговорки в соответствии с предстоящей темой урока (раскрой фартука) выполнить задание из учебника « Используй компьютер» принести выкройку, ткань, ножницы, карандаш, булавки. Сообщение о теме следующего урока. Для работы будут необходимы: учебники, тетради на печатной основе, рабочие тетради, ткань, коробка по технологии. | Познава-тельные УУД | Осуществляемые действия: отработка алгоритма по изученной теме; творческая переработка изученной информации; поиск искать в традиционных источниках (в алфавитном, в предметном каталоге, в каталоге вторичных источников, в словарях, в энциклопедиях); поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных); поиск в других источниках (в социуме, в радиовещании, телевещании, в аудио-, видеоисточниках) переработка (на основе анализа, на основе синтеза). |
Формируемые способы деятельности: поиск и выделение информации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств. |
IX. Уборка рабочих мест | | |
X. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке; по результатам анализа работы на уроке определить направления будущей деятельности. | Что ж, девочки, урок заканчивается. - Кому из вас показалось, что урок прошел незаметно? - А у кого-то возникло такое ощущение, что урок длился дольше, чем обычно? - Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас ,как и в начале урока вновь «нарисовать своё настроение» (светофор). (Приложение №15) Объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; До новых встреч! II | Коммуни-кативные УУД | Осуществляемые действия: оценка и самооценка учебной деятельности; обобщение и систематизация знаний; учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока. |
Формируемые способы деятельности: |