kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социометрия «Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социометрия «Деятельностный подход на уроках технологии как основа формирования практических навыков рамках перехода на ФГОС»»

Социометрия. Исследование школьного коллектива.


Цель: Изучение ученического коллектива (первичная стратификация по социометрическому статусу, динамика в сфере интеллектуально-деловых и эмоциональных предпочтений

Задачи: 1.Оценить социометрический статус каждого учащегося.

2. Выявить «интеллектуально-деловых» и социально-коммуникативных лидеров в классе (возможная сфера одаренности – академическая, интеллектуальная, социальная )

3. Определить степень сплоченности коллектива и характер возможных группировок.

4. Определить направление и перспективы работы с учащимися-лидерами и т. н. «робинзонами».

5. Проследить характер развития коллектива в динамике по итогам повторной социометрии.


Объект исследования: учащиеся ____5а__ класса _____ человек.

Время исследования: 24 октября 2014г.

Проводил: Классный руководитель__Сусарина Т.В._____

Социальный педагог Величко Е.В.



Анализ и обсуждение результатов.



  1. Класс характеризуется высоким - средним - низким уровнем сложившихся доверительных отношений, гендерной сбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек отличаются социально одобряемыми формами сотрудничества, объективностью и взаимной заинтересованностью) – гендерной несбалансированностью (т. е. взаимоотношения мальчиков и девочек характеризуются конфронтацией, игнорироваием интересов друг друга, «ябедничеством», выраженной конфликностью – в явной или скрытой форме).

  2. Показателем высокого уровня сплоченности является выраженное единодушие в оценке формальных и неформальных лидеров, относительно низкий процент ребят, не получивших выбора (признания) со стороны одноклассников в сфере «деловых» - коммуникативных – качеств.

  3. По количеству полученных со стороны сверстников выборов детей класса можно подразделить на четыре группы.

Группа 1 – социометрические «звёзды», лидеры, выделяемые в двух сферах отдельно


Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств

Высокая оценка «деловых», учебных качеств, навыков общей организации, самодисциплины, успешной самопрезентации. Образованность, эрудиция, умение принимать решения в проблемных пространствах различного уровня, умение работать в группе, быстро, оперативно ориентироваться в заданиях.

Выраженная направленность на общение, умение устанавливать тёплые, доверительные отношения со сверстниками.

Такие дети интересны окружающим, они умеют насытить атмосферу яркими событиями и впечатлениями, надёжны в отношениях, ответственны, готовы прийти на помощь.





Группа 2 – «популярные» - имеющие достаточно широкое признание (более 3-4х выборов) со стороны одноклассников


Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств































Группа 3 – «принимаемые» - дети, имеющие опору в классе хотя бы в лице 1-2х человек, что создаёт достаточные условия для положительной динамики их социального статуса.


Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств
























Группа 4 – «робинзоны» - дети, оказавшиеся за кругом предпочтений со стороны одноклассников по одной из двух означенных сфер (или по двум). Такой статус может быть следствием одной из двух причин: 1 – ребёнок имеет референтную (значимую для него) группу, поддерживающую его нормальное развитие и социализацию за рамками класса (семья и родственники, друзья, секция, студия и т.д.), 2 – ребёнок имеет личностные особенности, «пробелы» в социализации, объективно не позволяющие ему получить признание сверстников.



Сфера интеллектуально-деловых качеств

Сфера социально-коммуникативных качеств








Наличие в классе более 4х «робинзонов» может свидетельствовать о низкой стадии развития коллектива, тяжело протекающей внутригрупповой динамике, следует исключить также случаи, ориентированные на медицинское вмешательство.


Рекомендации к работе классного руководителя.


  1. Не афишировать (!) результаты социометрии ни среди детей, ни среди их родителей. Особенно осторожно обращаться с информацией о «непринятых» детях – «робинзонах».

  2. В работе по организации внеклассных дел опираться на учащихся - социометрических лидеров – формальных и неформальных, чьи имена можно озвучить и среди детей, и среди родителей. Учесть особенности взаимовыборов среди учащихся при формировании групп, что позволяет повысить социальную мотивацию учения.

  3. Проследить учебные успехи «интеллектуальных» лидеров, рассмотреть возможность их сотрудничества с учителями-предметниками в НОУ, олимпиадах и т. д.

  4. Выяснить возможную причину социальной изоляции «робинзонов», при необходимости провести корректировку их статуса (использовать механизмы межличностного влечения – сходство и комплементарность, физическая привлекательность, компетентность, взаимное вознаграждение, пространственная близость).

  5. Для оценки эффективности работы по формированию школьного коллектива провести повторную диагностику в конце года (для 5го класса – в 7ом классе). Отследить динамику развития взаимоотношений, переходя от решения социальных проблем к решению проблем личностного роста и успешной социализации каждого учащегося.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гордеева Светлана Игоревна

Дата: 15.07.2016

Номер свидетельства: 337550


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства