Просмотр содержимого документа
«Семинар. Использование кейс-метода на уроке Технологии»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУСЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОЛЬХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМИНАР
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»
Тема урока «Ткани из хлопчатобумажных
и льняных волокон»
Работу выполнила
Моторыгина
Наталья Алексеевна,
учитель 1 категории
МБОУ «Гусевская СШ
Ольховского района
Волгоградской области
Гусевка 2016
Пояснительная записка.
Важнейшей целью образования в настоящее время становится направленность на подготовку учащихся к успешной самореализации на протяжении всей жизни в интересах самой личности и общества.
Современная действительность вызывает сегодня необходимость замены формулы "образование на всю жизнь" формулой "образование через всю жизнь«, так как сейчас в эпоху Интернет и электронных справочников, фундаментальные академические знания перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, знаниями, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.
В последние годы в мире обозначилась тенденция, связанная с переходом на «инновационный» тип обучения.
Ему присущи следующие характерные особенности:
Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько на далекое будущее.
Второй особенностью инновационного обучения является включенность обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне (от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации).
И, наконец, третьей, характерной для российского общества, особенностью является то, что переход от «ресурсного варианта» к созданию в России инновационной рыночной экономики, требует реализации и инновационных стратегий развития во всех сферах общества, наличия соответствующих «инновационного поведения», институтов, норм и ценностей, «налаженного эффективного производства» человеческого капитала нужного качества, владеющего необходимыми компетенциями.
Производство и воспроизводство таких компетенций в значительной степени обеспечивает система образования. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство.
Поэтому названные задачи могут быть решены через радикальное изменение содержания образования, и в первую очередь, на основе компетентностного подхода.
Под компетентностным подходом подразумевают такую организацию учебного процесса, при которой приоритетной целью становится воспитание личности специалиста или подростка, мотивированного и готового к самореализации и саморазвитию и способного самостоятельно и эффективно реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал в деятельности по избранному профильному направлению или специальности.
Теперь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить их самостоятельно ДОБЫВАТЬ знания и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике.
Поэтому без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету, к деятельности.
Забота учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь ее аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.
Важным компонентом интерактивных методов обучения является создание комфортных условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения. Занятия проходят в непринужденной обстановке, в игровой форме, в режиме отдыха и развлечений в приятной компании.
Анализ научно-методической литературы позволил выделить следующие интерактивные методы обучения:
интерактивная лекция;
использование и анализ видео-, аудио- материалов;
практическая задача, кейс-метод;
разбор ситуаций из практики участника;
ролевая игра (в том числе с анализом видеозаписи);
работа в малых группах;
групповая дискуссия;
соревнование;
творчески- проблемный;
обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие;
презентаций идей;
модульно-проектный;
исследование ролевых моделей;
тестирование, экзамен с последующим анализом результатом и другие.
Помимо этого к интерактивным методам можно отнести решение и составление различных занимательных заданий, проблемных ситуаций, ребусов, кроссвордов, диспутов, дискуссий, «мозговой штурм», викторин, турниров знатоков, ролевых игр, деловые игры, работу в малых группах и т.п.
Одной из новых и эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельности.
Результатом применения метода являются не только знания, но и
навыки профессиональной деятельности. Его суть также состоит в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений, а обучение становится как бы необходимым условием выживания.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Кейс содержит информационную и методическую часть.
Информационная часть кейса позволяет определить пути решения конкретной проблемы.
Методическая часть определяет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, содержит задания по анализу кейса для учащихся и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя:
1. Кейс должен соответствовать одной из дисциплин учебного плана, он может быть и междисциплинарным, но при этом должна быть четко понятна ведущая дисциплина, по которой его можно использовать.
2. Кейс должен опираться на знания основных разделов дисциплины, а не частностей.
3. Кейс не должен содержать прямой формулировки проблемы.
4. Кейс должен быть написан профессиональным языком, но в интересной для чтения форме.
5. Кейс должен быть основан на реальных материалах, но названия предприятий, товаров, географических мест и т.п. сведения могут быть изменены.
Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей, что обусловлено следующими тенденциями:
- ориентацией развития образования, как на получение конкретных знаний, так и на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков самостоятельного мышления, развитие способностей личности, умение перерабатывать имеющуюся информацию;
- повышением требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в различных условиях.
Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся (студентов) анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Ибо кейс, который исчерпывающим образом иллюстрирует профессиональную задачу - добротный инструмент для выработки навыков действий.
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся (студентов) по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Термин кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие “case” означает:
1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения “case-study”;
2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
В методологическом контексте кейс метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс методе свои роли.
Методика работы и оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс – метода представлены в таблице.
Фаза работы
Действие преподавателя
Действие обучающегося
До занятия
Подбирает кейс.
Подбирает основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся.
Разрабатывает сценарий занятия.
Получает кейс и список рекомендованной литературы.
Индивидуально готовится к занятию.
Во время занятия
Организует предварительное обсуждение кейса.
Делит группу на подгруппы.
Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
Принимает решение или участвует в принятии решения.
После занятия
Оценивает работу учащихся.
Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.
При подготовке данного кейса «Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон» для постановки задачи были использованы загадки.
Проблема ставилась на уроке, предшествующем изучению темы «Материаловедение». Учащимся были поставлены задачи по поиску информации, дающей ответы на поставленные вопросы. Информация обрабатывалась школьницами: выделялось самое главное. Сообщения, задолго до урока, сдавались учителю, который при содействии учащихся подготавливал презентацию.
Тема урока.Ткани из хлопчатобумажных и льняных волокон.
Цели урока:
Обучающие- расширить кругозор учащихся; познакомить с получением хлопчатобумажных и льняных тканей; познакомить с историей получения тканей; познакомить с ассортиментом изделий; с применением хлопка и льна в других сферах промышленности; обеспечить реализацию межпредметных связей.
Развивающие- развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы; развитие навыков работы в коллективе; развитие кругозора в области применения изучаемых тканей.
Воспитывающие- способствовать развитию интереса к предмету; воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке; воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.
Задачи обучения:
Обобщить и систематизировать знания о текстильных волокнах растительного происхождения.
Ознакомить со свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей, их использованием в быту, с ассортиментом тканей из волокон растительного происхождения.
Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани.
Ознакомить с правилами ухода за изделиями из хлопка и льна.
Методы обучения:кейс-метод, наглядно-иллюстративный, практический.
Тип занятий:комбинированный.
Форма занятий:индивидуально-групповая.
Дидактические средства обучения: учебник технологии, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, материалы цифровых образовательных ресурсов, коллекция волокон хлопка и льна, коллекция хлопчатобумажных и льняных тканей, образцы хлопчатобумажной и льняной ткани, лупа, спиртовка или спички. форма отчета, :
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие и получение сведений об отсутствующих. Подготовка дежурными рабочих мест – раздача образцов тканей из х/б и льняных волокон. Сообщение темы, цели и задач урока.
Вступление:
Вы знаете, мы с вами живем в удивительное время, время изобилия во всем. Сколько разных конфет можно купить, сколько интересных игрушек, какие замечательные книги выпускают типографии, а сколько одежды - на любой вкус. Ну, а если ничего не нравится, бери ткань и шей. Ведь ткани тоже очень много.
Познакомившись со свойствами тканей, вы научитесь правильно выбирать ткани для различного использования и первые ткани, с которыми мы познакомимся – это хлопчатобумажные и льняные.
На уроке вы будите заниматься различной деятельностью, отвечать на вопросы, выполнять лабораторно-практическую работу, проводить взаимопроверку полученных результатов. По итогам работы каждая команда получит оценку.
А главное запасётесь знаниями. Ведь единственная ноша, которая не тянет - это знания и умения.
Изложение нового материала.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам сейчас загадаю две загадки.
Вот чудеса бывают, ребята: Выросла в поле белая вата! Вату колхозом всем убирали. Срочно на фабрику вату послали. Будут обновки у наших ребят: Братишкам - штанишки, Сестрёнке - халат! (хлопок)
Били меня, били, били, колотили. На клочья рвали, по полю валяли, Под ключ запирали, На стол расстилали. (лён)
Правильно. Это хлопок и лен.
И на сегодняшнем уроке мы с вами будем разговаривать о том, как получают ткани из этих волокон.
Показ презентации.
Задания. (слайды 2,3)
Классификация волокон. (слайд 4)
Хлопок. Исторические факты о хлопке. (слайды 5-8)
Получение волокна хлопка. (слайды 9 – 13)
Свойства волокон хлопка. (слайд 14)
Процесс производства х/б тканей. (слайд 15)
Ассортимент и свойства тканей. (слайд 16,17)
Изделия из хлопка. (слайды 18 – 24)
Лён. Исторические факты о льне. (слайды 25 – 30)
Получение волокон льна. (слайд 31)
Переработка льняного волокна. (слайд 32)
Свойства льняного волокна. (слайд 33)
Процесс производства льняных тканей. (слайд 34)
Свойства льняных тканей. (слайд 35)
Применение льна. (слайды 36 – 44)
Правила ухода за изделиями из х/б и льняных тканей. (слайд 45)
3. Плотно закрывать и широко открывать глаза с интервалом 5 секунд. (10 раз )
4. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (10 раз).
5. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. (10 раз.).
6. Быстро моргать в течение 30 сек.
7. Закрыть веки. Массировать их круговыми движениями пальца (верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем, наоборот) в течение30 сек.
Отдохнули? А теперь давайте ответим на вопросы.
Сейчас вы закрепите материал урока, прочитав дополнительную информацию и выполнив лабораторно-практическую работу.
Лабораторно – практическая работа.
«Исследование волокон льна, хлопка и тканей из этих волокон».
Набор для проведения исследования: волокна льна, хлопка, образцы льняной и х/б тканей, лупы, иглы (булавки).
Работа с информацией. (прилагается)
Заполнить таблицу. 1-группа.
название волокна
природный цвет
блеск волокна
извитость
мягкость
прочность
толщина
характер горения
хлопок
лён
Заполнить таблицу. 2 группа
Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей
признаки тканей
ткани
слова для ответа
хлопчатобумажная
льняная
блеск
резкий
матовый
гладкость поверхности
шероховатая
гладкая
равномерность нитей по толщине
равномерная
неравномерная
мягкость
мягкая
жесткая
растяжимость по основе
небольшая
не тянется
растяжимость по утку
небольшая
большая
гладкость нитей
прямая
пушистая
вид обрыва нитей
в виде кисточки
в виде ватки
прочность на разрыв
Прочная менее прочная
сминаемость
Сильно сминаемая
сминаемая
Физкультминутка.
Встать. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. Повороты влево и вправо. (по 5 раз)
Приседания. (10 раз)
Ноги вместе. Руки вверх. Встали на носочки – потянулись. (5раз)
Руки на поясе. Туловище прямое. Выполняем круговые движения плечами вперед, назад (по 5 раз)
Работа кулачками – сжимаем и разжимаем. (10 раз)
Повороты головой влево – вправо.(по 5 раз)
«Мозговой штурм».
На выполнение задания отводится 10 минут.
Рассмотрите предложенный вам образец ткани, предложите идеи по изготовлению проектов ( изделий) из данной ткани.
Объясните, почему вы предлагаете сшить данные изделия из предложенной вам ткани.
Первоначальные идеи
Ткань
Придумайте и обоснуйте свои идеи.
8. Целевой обход учителя:
(проверка правильности и безопасности выполнения практической работы).
Обсуждение результатов практической работы.
Команды комментируют свои результаты. Обсуждениеподвести к тому, что свойства тканей зависят от свойств волокон.
10. Закрепление изученного материала:
Рефлексия:
Что узнали на уроке? (ответы учащихся),
Для чего нужна нам эта информация?
11. Подведение итогов:
Сообщение о достижении поставленных целей, результатах урока.