Колесниченко Наталья Борисовна, учитель технологии
МОУ СОШ №9 г. Краснотурьинск Свердловской области
Технология
7 класс
Тема урока: Штриховой код, расшифровка.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-беседа с выполнением практической работы. Урок сопровождается презентацией, созданной в программе Power Point.
Цель урока: способствовать воспитанию культуры потребителя; дать понятие о штрих - коде; научить работать со штриховым кодом.
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть виды и функции штрих-кода, выяснить какую информацию содержит штрих-код..
Развивающая: осмысление полученных знаний в процессе работы со ШК. Выработка умений и навыков по их применению, умение анализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
Воспитательная: привлечь внимание учащихся к определению подлинности товара на рынке сбыта.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор.
Наглядные пособия:
презентация «Штриховой код»
интернет-ресурсы (активные ссылки)
размножить для учащихся документ «Вычисление контрольной цифры для определения подлинности товара »
размножить для учащихся таблицу «Список кодов стран EAN-13»
приготовить дополнительные упаковки товаров для учащихся
Ход урока
Организационный момент (1 минута).
Актуализация знаний (5 минут).
Все мы с вами потребители (вопрос уч-ся: потребитель - кто он?), т.е. покупаем или заказываем товары или услуги, исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (слайд 1)
Сообщение познавательных сведений (15-20 мин)
Выступая на рынке в роли потребителя мы должны уметь пользоваться ШК. Все мы с ним встречаемся, но мало кто знает, что он обозначает и для чего он нужен (спросить уч-ся о ШК). Обычно специалисты называют несколько причин его появления, главная – с помощью кодов контролируется качество продукции, и соответствие первоначально заданному образцу. Чёрно-белые штрихи на упаковке - принятая в мировой практике система маркировки товаров и продукции. В ней закодированы необходимые сведенья о стране - производителе, предприятии-изготовителе и самом изделии. Понимать язык штриховых кодов и уметь им пользоваться - это значит освоить ещё одну ступеньку на пути к цивилизованному рынку и взаимовыгодному международному сотрудничеству.
Сейчас практически на любом товаре можно увидеть набор черточек и написанных под ними цифр – то, что принято называть штриховым кодом (показать товар со ШК). В далекие советские времена штрих - кода не было и в помине. В период тотального дефицита товаров было немного, ориентироваться в них было несложно, поэтому необходимость в дополнительной кодировке отсутствовала.
При нашем сегодняшнем изобилии запомнить все наименования не в состоянии ни продавец, ни производитель. Вот и пришли на смену длинным сертификатам с описанием товара короткие и компактные штрих - коды. Продавцу теперь достаточно пронести товар штрих - кодом вниз над кассовым аппаратом, и на экране появляется вся необходимая информация. Это значительно упрощает и убыстряет процесс складирования и продажи товара.
Сейчас закодированы практически все товары, вращающиеся на мировом рынке. Однако это вовсе не обязательно. При желании производитель может и не ставить на свой товар штрих-код, тем более что стоит это недешево. Но производители предпочитают потратиться: реализовать товары без штрих - кода практически невозможно (большинство магазинов отказываются их принимать).
И так что же такое ШК: штриховое кодирование было изобретено и запатентовано в США в 1949 году Джо Вудлэндом и Берни Сильвером. Это изобретение, в значительной степени облегчившее учет и контроль материальных средств, получило широкое распространение во многих странах. Самым популярным на сегодня является 13-разрядный европейский код EAN (Европейская система кодирования ИАН)-13, введенный в обращение в 1977 году. В России система EAN была введена в 1986 году, с января 1993года штрих-код должен наноситься на все товары, поступающие из России в Европу. Право ставить штрих-код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в Юнискан (национальная ассоциация автоматического кодирования продукции) (слайд 2, 3).
Внешний вид штрих-кода мало о чем может сказать. Вопреки тому, что мы привыкли видеть, он вполне может быть и узким, и коротким, и вовсе без цифр. Допускаются и сокращенные кодировки. Но это, скорее, исключение. Большинство производителей придерживаются установленной системы кодирования.
Штрих-код — это наносимая на упаковку в виде штрихов закодированная информация, считываемая при помощи специальных устройств. C помощью штрихового кода кодируют информацию о некоторых наиболее существенных параметрах продукции ( слайд4)
В зависимости от применения существует три группы товарных кодов EAN:
международные;
национальные;
локальные.
Международные коды используются как внутри страны, так и за ее пределами. При этом коды, нанесенные на упаковку товара одной страной, понятны и могут быть расшифрованы и в другой.
Национальные коды могут использоваться только в пределах одной страны, например, для развесного товара, хотя при необходимости могут быть прочитаны и в другой стране.
Локальные коды могут быть использованы торговым предприятием только в системе управления данного предприятия и преследуют вполне определенные цели, (слайд 5)
Сканеры штрих кода позволяют считывать информацию с маркировки товара и передавать ее в компьютер (слайд 6)
Использование штриховых кодов в системе торговли упрощает труд кассира, приблизительно на 30% сокращает время получения покупателем чека за купленный товар и ввода данных в ЭВМ. При этом объем проданных товаров увеличивается. Автоматизированный учет проданных товаров может быть проведен в любое время, что позволяет по мере надобности подавать со склада необходимые товары. Дает возможность прогнозировать их поступление в розничную торговлю ( это особенно важно для скоропортящихся продуктов), а также упрощает инвентаризацию товаров на складах и в магазинах, предоставляет персоналу информацию о наиболее ходовых товарах. С помощью кодов контролируется качество продукции, ее соответствие первоначально заданному образцу. В настоящее время в США около 90% всех основных выпускаемых товаров имеют штриховые коды, в Германии - около 80%, во Франции - более 70%, в Швеции - около 45%.
Итак, в штрих-коде, состоящем по европейскому стандарту из 13 цифр, первые две цифры обозначают страну; следующие пять – код предприятия. Последняя цифра штрих-кода – контрольная, служит для определения подлинности кода. (слайд 7)
Учащиеся, по активной ссылке переходят на сайт- http://www.redknife.ru/barcode , используя информацию с сайта, определяют страну – изготовитель товара.
Список кодов стран EAN-13 (таблица) (слайд 8,9,10).
Учащиеся, используя активную ссылку http://dobro-est.com/spravochnaya-informatsiya/shtrihovoy-kod.html знакомятся с правилами вычисления подлинности штрих-кода.
Если проделать несложные арифметические вычисления с цифрами штрих-кода, есть шанс доподлинно узнать о том, настоящий продукт перед вами или банальная подделка.
1. Сложите цифры, стоящие на четных местах.
2. Полученную сумму умножьте на три.
3. Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней.
4. Сложите два предыдущих результата.
5. А теперь от этой суммы отбросьте первую цифру.
6. Из десяти вычтите последний получившийся результат.
Если у вас получилась цифра, равная последней, контрольной, значит перед вами оригинальный продукт. Если цифры не совпадают, перед вами, скорее всего, подделка.
В США и Канаде действует другая система кодирования – там штрих-код состоит из 12 знаков. Хотя правила построения графического изображения очень близки с европейской системой и считываются одинаковыми моделями сканеров.
4. Практическая работа (10-15 мин)
Вычисление контрольной цифры для определения подлинности товара (уч-ся работают с ШК на промышленном товаре, принесенным на урок). Выполнить вывод после вычислений о подлинности товара. Сдать работу для проверки.
5. Рефлексия. Заключительная часть (5 мин)
Вопросы для закрепления:
Определение штрих-код
Из скольки цифр состоит ШК
Какая из цифр на ШК является контрольной
6. Домашнее задание.
1.Записать в тетрадь определение: потребитель.
2.Провести социологическое исследование: обойти магазины вашего района и выяснить, есть ли в магазинах уголок потребителя, указаны телефоны и адреса служб защиты прав потребителей, книга жалоб.