Конспект урока 6 класс. Технология.
Учитель МБОУ СОШ №5 Анциферова Н.Н.
Тема урока: «Техника вышивания: шов «крестик».
Тип урока – комбинированный.
Цель урока: учащиеся познакомятся с технологией вышивания.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка.
Продолжить отрабатывать навыки по выполнению счетных швов.
Развивающие:
Воспитательные:
Стратегии:
Организация учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный метод.
Самостоятельной познавательной деятельности учащихся: выполнение практической работы;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы учащимися, мини-выставка.
Материалы и оборудование:
Мини-выставка « Чудо-крестик», образцы вышивки, схемы, презентация «Вышивка крестом» ткань, нитки “Мулине”, ножницы, игла.
1. Организационный момент (слайд 1-3).
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Сегодня, когда зашли в класс, вы внимательно посмотрели все экспонаты на мини-выставке. Скажите, что вам понравилось? Что объединяет эти предметы?
Сегодня на уроке познакомимся с историей возникновения вышивки крестом, с композиционным построением рисунка. Научимся вышивать.
2. Объяснение нового материала (слайд 4).
а) Беседа.
Какие виды рукоделия вы знаете?
Где чаще всего встречается вышивка?
Какие виды вышивки вам знакомы?
Откуда взяла свое начало вышивка, кто занимается этим творчеством?
б) Объяснение.
Немного из истории (слайд 5).
“Мы можем только догадываться, где и когда люди впервые стали использовать иглу и нить для сшивания кусков ткани. На основании древнейших рисунков документов и преданий можно предположить, что люди шили и вышивали с древних времен. Но в отличие от глины, дерева и металла, ткани не выдерживают испытания временем. Влага и солнце достаточно быстро приводит ткань в негодность, поэтому до наших дней сохранились лишь несколько образцов шитья и вышивки, изготовленных до XV века. В качестве нитей использовали растительные волокна и жилы животных. В X1V веке уже применялись железные иглы с крючком, заменяющим ушко для удерживания нити. Металлические иглы с ушком появились в Европе только в ХV веке”.
Люди всегда стремились украшать ткань вышивкой или, нашивая на нее драгоценные камни, ракушки, бисер, кусочки стекла, металла или кожи. Такие ткани очень высоко ценились в обществе - они указывали на богатство и власть своих хозяев. Кроме одежды люди украшали предметы быта.
“На Руси вышивка известна еще в домонгольский период. Вышивка выполнялась шелком, золотой и серебряной нитью, драгоценными камнями и жемчугом. Ею украшались стены храмов.
Большое место в узорах русской и славянской вышивке занимают орнаменты, растения и животные геометрической формы. Мотивы женской фигуры, всадника, цветущего дерева, а также ромба с его разновидностями, квадраты, треугольники занимают большое место в народной вышивке. Ромб, крест означают крест, женщина, растение символизирует плодородие, птица – наступление весны. В основном это были счетные швы и гладь.
В странах Востока чаще всего использовали золотую нить, шелк, серебро по таким тканям, как бархат, атлас, шелк, сукно, шерсть. Отдавали предпочтение красному, фиолетовому, синему и зеленому цветам. В орнаментах восточных вышивок преобладают изображения животных, птиц, квадратов и ромбов. Использовали гладь, тамбурный и стебельчатый швы.
Виды рукоделия. (образцы представлены на мини-выставке)
- вышивка
- аппликация
- лоскутное шитье
- вязание
- ковроткачество
- береста
- работа с кожей и т. д.
Вышивка – один из популярных видов отделки одежды.
- атласная гладь | Свободная вышивка |
- двусторонняя гладь |
- художественная гладь |
- простой крест | Счетная вышивка |
- сложный крест |
- гобеленовый шов |
- шов вприкреп | Контурная вышивка |
- шов тамбурный |
- шов стебельчатый |
- рококо |
- шов узелки |
Инструменты и приспособления (слайд 6).
Чтобы выполнить вышивку, не деформируя ткань, следует использовать пяльцы. (Учитель демонстрирует различные виды пяльцев). Пяльцы могут быть круглыми, квадратными, на подставке или без нее, деревянными или пластмассовыми, с винтом или без, различных размеров. Лучше подобрать пяльцы нужного размера с винтом.
Кроме пяльцев понадобятся следующие инструменты:
Ножницы лучше применять трех видов: маленькие с острыми концами, для подрезания и выдергивания нитей в ткани; средние для обрезания ниток при вышивании; большие для разрезания ткани и мотков ниток.
Иглу подбирают с большим ушком и тупым концом.
Наперсток применяют при прокалывании иглы через ткань. Его подбирают по размеру, бывают с донышком или без.
Утюг необходим для проутюживания ткани до работы, и после вышивания.
Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань.
Материалы. Показ образцов.
Виды канвы.
- Пластиковая канва применяется в качестве основы, ее не нужно удалять после вышивки.
- накладная канва наметывается на ткань и выдергивается после работы.
- плотная канва (“Рогожка”) используется для постоянного назначения.
Ткань.
Лен – ткань с толстыми нитями. Чаще всего используется для вышивки крестом.
Хлопчатобумажная ткань обладает прочностью и мягкостью. Эти свойства ткани важны в данной работе. Используется для глади, ришелье, креста и контурной вышивки.
Мешковина – ткань с редкой структурой. Используется реже других видов тканей.
Кроме тканей необходимо правильно подобрать нитки.
Нитки
- Мулине
- шерстяные
- ирис
- шелковые
- синтетические.
Нитки должны быть хорошо окрашенными, прочными, должны хорошо пружинить при растягивании.
Нитки “Мулине” продаются в моточках, поэтому после разрезания они часто путаются. Их следует наматывать на шпульки или хранить в специальных органайзерах, откуда далее их легко извлечь”.
Рисунки для вышивки
Рисунки для счетной вышивки и для свободной отличаются друг от друга.
Если размер рисунка не устраивает, то следует уменьшить его или увеличить.
Техника выполнения (шов крестик)
Учитель комментирует выполнение вышивки (слайд 7).
Первый прокол выполняется из левого нижнего угла в правый верхний угол (слайд 8). Таким же образом выполняются все остальные стежки. Игла выводится горизонтально вниз.
Игла выводится на лицевую сторону, следующий стежок перекрывает предыдущий в другом направлении. Игла вкалывается в проколы первой строчки (слайд 9).
После того, как ряд креста выполнен, игла выводится вниз (слайд 10-11).
А теперь посмотрите на работы ваших сверстников. Вам нравятся они?
Вводный инструктаж.
Повторение правил техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Иглу хранить в игольнице. При потере обязательно найти ее.
При поломке вколоть в ткань и отдать учителю.
Не размахивать иглой по сторонам. Не шить ржавой иглой.
Шить с наперстком
Ножницы передавать кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия. Должны лежать с сомкнутыми лезвиями.
Ножницы должны быть хорошо заточены. Хранить в футляре.
3. Практическая работа.
4. Подведение итогов урока.
1. Беседа.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Что больше всего вас заинтересовало?
Какую вышивку выполнять быстрее и проще?
Вопросы:
Назовите виды рукоделия.
Назовите виды вышивки.
Какие инструменты применяются при вышивании?
Какие материалы можно использовать для вышивки?
Расскажите технику вышивания креста.
2. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
Продолжить вышивание крестиком по схеме.
6. Литература.
1. Технология. 6 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
3. Журналы: «Валя-Валентина», «Бурда», «Креативное рукоделие».