Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Путешествие в царство швейной машины" для 5 класса»
Конспект урока по технологии в 5 классе
«Путешествие в царство швейной машины»
Тема урока: «Путешествие в Царство швейной машины».
Цель урока: изучить устройство и назначение швейных машин.
Цели урока:
1. Обучающая:Ознакомить с историей швейной машины, приемами безопасной работы на швейной машине, организацией рабочего места для выполнения машинных работ, правилами подготовки швейной машины к работе.
2. Развивающая: Формирование социально трудовой компетенции обучающихся.
3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к профессии швея, формировать умения работать в группе.
Задачи урока:
1. Обеспечить закрепление приемов безопасной работы на швейной машине.
2. Развивать ответственность за результаты своей деятельности.
3. Развитие социально-трудовой компетенции обучающихся.
4.Формировать первоначальные навыки работы на швейной машине (выполнение строчек по прямой, по кривой с поворотом на определенный угол прижимной лапки без ниток).
Формирование социально-трудовой компетенции:
1. Уметь организовать рабочее место и знать правила ТБ
2. Уметь управлять швейной машиной.
3. Уметь строчить по прямой и кривой линиям.
Методы проведения занятия:
- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с --- дидактическим материалом, демонстрация),
1.Организационная часть. Подготовка класса к восприятию нового материала
Приветствие. Учитель сообщает, что он рад видеть ребят, говорит о своем настроении показывает из SMART Notebook улыбающуюся рожицу (остальные рожицы закрыты электронной шторкой). Открывает шторку и просит оценить настроение в начале урока, выбрав одну из рожиц и нарисовав её на полях тетради карандашом.
Проверяет наличие у учащихся тетради, учебника, инструментов и принадлежностей. В случае отсутствия учитель вместе с одноклассниками помогает решить эту проблему.
2. Постановка целей и задач урока.
Урок проходит в виде путешествия в «Царство швейной машины»
Пе рвый проект машины для пошива одежды предложил Леонардо да Винчи.
Но первую швейную машину придумал француз, портной по профессии, она была деревянной и вместо иголки шила крючком.
В 1755 г. К.Везенталю был выдан первый патент на швейную машину, копирующую образование стежка вручную ( машина однониточного цепного стежка)
В 1808 г. Д.Пири изобретает машину для портного, в основе которой лежит принцип однониточного цепного стежка, который легко распускается.
А в 1828 г. Француз Б.Тимотье создает более совершенную однониточную машину цепного стежка.
В 1845 г. Американец Уолтер Хант изобретает иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Появляется первая машина двухниточного стежка, ее недостаток -отсутствует регулятор натяжения нижней нити.
В 1845 г. В США Э. Хоу изобрел первую швейную машину челночного стежка. Она была очень несовершенной: ткань при шитье на ней укрепляли вертикально, накалывая на шпильки. Перемещалась она только в прямом направлении благодаря специальной ленте. Изогнутая игла двигалась в горизонтальной плоскости, а челнок работал, как челнок на ткацком станке.
Швейные машины были громоздки, неудобны, часто ломались. Поэтому изобретатели продолжали их совершенствовать.
3.Чтобы попасть в Царство швейной машины нужно пройти через ворота – тест (повторение пройденного материала)
1. Узкая полоса по краю ткани:
а) каемка
б) оборка
в) кромка
2. Как называется процесс, в результате которого из волокон получают пряжу
а) ткачеством
б) прядением
в) крашение
3. Что определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте и отделки ткани
а) кромку
б) нити основы и утка
в) лицевую и изнаночную стороны
4. Какой звук издает ткань при резком растяжении по нити основы:
а) глухой
б) звонкий
в) не издает звука
5. Свойство ткани впитывать в себя пыль:
а) гигроскопичность
б) пыленепроницаемость
в) расплетаемость
Взаимопроверка результатов теста и выставление оценок в журнал.
Изложение нового материала (учащиеся заполняют пустую колонку в таблице)
История развития швейной машины.
Год
Ф.И.О.
События
Леонардо да Винчи
первый проект швейной машины.
Англия - Везейнталь
ручная швейная машина однониточная.
Франция - Тимонье
швейная машинка однониточная. Но все эти машины были еще не совершенны: шов часто распускался, скорость пошива была низкой.
США- Гоу
шв. машинка двухниточная с челночным стежком
США - Зингер
шв. машина с прижимной лапкой.
Виды машин.
Швейные машин служат для стачивания деталей из ткани, при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы.
Сейчас выпускаются швейные машины современных моделей с программным управлением. Фактически эта машина - компьютер, который шьет и выдает множество швов, их количество трудно подсчитать, вышивает гладью многоцветные картинки и целые композиции. Но самое интересное, что в прелестные вышивки можно превращать детские рисунки, картинки из книжек и журналов. Современные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами: автоматами, полуавтоматами. специальными машинами (для пришивания пуговиц, обработки петель) и другим сложным оборудованием.
С ручным приводом
С ножным приводом
С электрическим приводом.
Швейные машины по назначению делятся на:
Бытовые (универсальные)
Промышленные (специальные)
С ручным приводом (500-600 оборотов в минуту);
С ножным приводом (1200-1500 об в мин);
С электрическим приводом (3000-5000 об в мин);
С электрическим приводом (автоматы, полуавтоматы).
Физкультминутка: Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть. Проделаем несколько упражнений.
1. Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.
2. Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.
3. Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.
4. Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединёнными. Повторим пять раз.
А теперь продолжим работу.
Практическая работа «Устройство швейной машины с ручным приводом»
Вводный инструктаж на выполнение практической работы – практическая работа выполняется вместе с объяснением нового материала.
Приступая к практической работе, не забывайте, что от вас требуется.
Соблюдать правила ТБ.
Свои рабочие места содержать в порядке.
Не торопиться, выполнять работу качественно.
Во время практической работы учащиеся пользуются технологическими картами, проставляют номера элементов швейной машины, использую слова для справок.
Слова для справок: 1 платформа, 2короб, , 3ручной привод, 4 нитепритягиватель, 5 регулятор длины стежка, 6 рычаг подъема лапки, 7 регулятор натяжения верхней нити, 8 челночное устройство, 9 моталка, 10 рейка двигателя ткани, 11 лапка прижимная, 12 игольная пластина, 13 игловодитель
Платформа (на платформе находится: находиться выдвижная и игольная пластина, двигатель ткани - рейка, катушечный стержень, прижимные коленочки; под платформой - челночное устройство - челнок, шпульный колпачок, шпулька, регулятор натяжения нити);
На головке рукава находятся: рычаг подъема прижимной лапки, стержень прижимной лапки и прижимная лапка; игловодитель и иглодержатель с ни-тенаправителем; фронтовая доска, а на ней нитенаправители, нитепритягиватель, регулятор натяжения верхней нити.
Под платформой и внутри швейной машинынаходятся валы.
Текущий инструктаж - целевые обходы.
1 обход: проверить организацию рабочего места, соблюдение ТБ.
2 обход: проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологическую
последовательность операций.
1-3 обход: оказать помощь отстающим учащимся.
Заключительный инструктаж:
Закрепление пройденного материала в виде загадки
- Помогите звездочету собрать кубики в слова, состоящие из названий деталей швейной машины.
Анализ характерных ошибок и причин.
Сообщение оценки работы каждого учащегося.
Домашнее задание: прочитать материал в тетради, принести лоскут, рабочую коробку.
Рефлексия: Учитель пользуется методикой «ХИМС». Учащиеся на листочках пишут ответы Х – Что, по-вашему, на уроке было хорошо?
И – Что вам было интересно?
М – Что мешало?
С – Что вы возьмете с собой?
Уборка рабочих мест.
Учитель предлагает оценить, как и в начале урока, своё настроение, состояние в конце урока, выбрать одну из рожиц и нарисовать на полях тетради карандашом.