kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему: «Организация рабочего места для ручных работ.Выполнение ручных стежков и строчек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спасибо за хороший и полезный сайт! Спасибо  за хороший и полезный сайт! Спасибо за хороший и полезный сайт! Спасибо  за хороший и полезный сайт! Спасибо за хороший и полезный сайт! Спасибо за хороший и полезный сайт! Спасибо за хороший и полезный сайт!  Спасибо за хороший и полезный сайт! Спасибо за хороший и полезный сайт!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: «Организация рабочего места для ручных работ.Выполнение ручных стежков и строчек»»

Румянцева Людмила Витальевна, урок технологии 5 класс


Технология 5 класс

Тема урока: «Организация рабочего места для ручных работ.

Выполнение ручных стежков и строчек»

Цели урока:

Обучающие:

  • Познакомить учащихся с правилами правиль­ной организации рабочего места для выполнения ручных работ;

  • познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, применяемыми при выполнении ручных работ;

  • познакомить с терминологией ручных работ

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, эстетический вкус, дисциплинированность, внимательность;

  • прививать навыки аккуратности в работе

  • воспитывать самостоятельность, этику взаимоотношений

Развивающие:

  • развивать координацию движений рук, память, мышление, воображение, речь;

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Оборудование:

для учащихся: тетради, нитки, иглы, ножницы, линейка, 5 деталей из ткани

размером 5 х 5 см, металлические невидимки технологические

карты для выполнения практической работы.


Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала

- Вспомним тему прошлого урока. О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Как все это назвать одним словом? (основы материаловедения)

- Я предлагаю вспомнить основные понятия, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. А поможет нам с вами в этом очень интересная игра.

Игра «Собери слово»

(мультимедийная презентация «Собери слово»)

- Второе задание, которое я вам предлагаю, будет заключаться в следующем:

Соотнеси понятие и определение. (слайд 3 презентации)

Что дает нам знание вопросов материаловедения или зачем нам знать основы материаловедения? (чтобы сшить любое изделие надо правильно выбрать соответствующую ткань, узнать ее свойства)


3. Изучение нового материала.

Введение в новую тему:

Каждая из вас может научиться шить, а многие, наверное, это уже пробовали делать, т.к. любят одевать в красивые наряды своих подружек-кукол.

А в какой последовательности шьете им наряд? (раскроить, соединить детали вручную, затем на машине)

При шитье одежды раскроенное изделие сначала сметывают вручную, а затем сшивают на машине. Ручные работы применяют при отделке изделия и при выполнении таких операций, как обметывание петель и срезов, пришивание пуговиц. С ручными работами вы познакомились в начальных классах.

- Что относится к ручным операциям?

(К ручным операциям относятся операции , которые выполняют ручной иглой, ножницами, а также работы по удалению из деталей или изделия стежков временного назначения)

Чтобы приступить к выполнению ручных работ, нужно вспомнить все, что вы изучали и узнать, возможно, новое, что вы еще не знаете. - Это мы и должны сегодня сделать на уроке. Кто мне может определить тему нашего урока? Какие задачи следует нам решить на уроке?

- От чего зависит качество выполнения ручных работ, производительность труда?

( Правильная организация рабочего места)

Перед началом любого дела надо оборудовать свое рабочее место.

- Что принято называть рабочим местом?

(Участок кабинета, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с этой работой)

- Расскажите, как правильно организовать рабочее место?

(на рабочем столе должны находиться только обрабатываемы детали, инструменты и приспособления, необходимые для выполнения данной работы)

Обратить внимание на правильную посадку.

(слайд 4), памятка для учащихся (Приложение 1)

  • При шитье очень важно, чтобы это место было хорошо освещено.

  • Свет должен падать на работу с левой стороны.

  • Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

  • Расстояние до работы должно составлять примерно 30 см.

  • Правильная посадка во время работы заключается в следующем:

  1. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

  2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

  3. Голову слегка наклонить вперёд.

  4. Нельзя опираться грудью о стол.

  5. Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см.

  6. При работе не следует ставить локти на стол.

  7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см.

  8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

- Почему нужно обращать внимание на правильную посадку? (неправильная посадка вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшению зрения)


Кроме того качество зависит от правильно подобранных инструментов и приспособлений.

Для ручных работ необходимы инструменты и приспособления. Давайте подробнее познакомимся с ними, их применением.

(Групповая работа – 2 команды. Каждая получает набор карточек. Приложение 2)

Разделите на две группы – инструменты и приспособления.

А теперь проверим правильно ли вы справились с заданием.

Отгадайте загадку и вы узнаете название главного инструмента, без которого не может обойтись швея. (5слайд)

Тонка, одноуха, остра. (Игла)

Игла — это тонкий металлический стержень, изготовленный из высококачественной стали, с заостренным концом и ушком для вдевания нити. Иглы должны быть острыми, упругими, неломкими, гладкими.

Иглы различают по диаметру (толщине), длине, по величине ушка. В зависимости от диаметра стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 – для изготовления изделий из плательных тканей (шёлк, хлопок, шерсть); № 3-5 – для изготовления изделий из костюмных тканей.

Иглы нечётных номеров длиннее, чем иглы чётных номеров.

- Как вы думаете, что послужило прообразом современной иглы?

Из истории - Сначала иглу заменяла рыбья кость, затем терновый шип, далее их изготавливали из золота и серебра. А вот стальные иглы появились в 14 веке. В Россию они были завезены из Германию в 18 веке

Следующая загадка:

Два конца, два кольца,

посередине гвоздь,

да и тот насквозь. (Ножницы)

Ножницы

Это инструмент, предназначенный для раскроя деталей одежды, отрезания концов ниток. Ножницы должны закрываться без резкого звука, а их лезвия — хорошо резать по всей длине

Виды ножниц. А, знаете ли вы, что первые ножницы были изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей... Различаются они и по размеру — от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.

Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метров в минуту.

Самые совершенные — лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматиче­ски разрезают ткань по этим выкройкам.

Следующая загадка:

Из этого ведёрка,

Нельзя воды напиться. (Напёрсток)

Напёрсток

Это колпачок, выполненный из пластмассы или стали, покрытый тонким слоем меди или алюминия. Наперсток – это инструмент, предназначен для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань.

На поверхности наперстка имеются углубления, расположенные в шахматном порядке, которые препятствуют соскальзыванию иглы. Наперсток подбирают соответственно толщине среднего пальца правой руки так, чтобы он плотно охватывал палец.

Сантиметровая лента

Это мягкая лента с нанесёнными на ней сантиметровыми и миллиметровыми делениями. Длина ленты равна 150 см. Применяют её для снятия мерок с фигуры человека, измерения ткани и деталей изделия.

Загадка.

Остра, как игла,

А шить не годится. (Булавка) (6 слайд)

Булавки - это приспособление. Это иглы с металлическими или стеклянными головками. Их используют для скалывания, смётывания деталей при переводе линий с одной детали на другую. Длина булавок – 3-4 см. Они должны быть тонкими, хорошо отшлифованными (гладкими).

Лекала

Это детали изделия, вырезанные из картона или плотной бумаги. Данное приспособление применяют для нанесения контрольных знаков на ткани, линий карманов, вытачек, мягких складок и т.д.

Колышек

Это костяной, деревянный или металлический стержень с заострённым концом. Это приспособление применяют для выправления углов пояса, бретели, воротника, петель, различных фигурных швов, а также для удаления ниток.



Резец

Это приспособление в виде металлического диска с острыми зубцами, прикреплённого к рукоятке.

Применяют для перенесения линий и знаков с лекал из бумаги или с деталей из тонких тканей на соответствующие парные детали.

Портновские мелки

Это небольшие плоские кусочки мела треугольной или круглой формы разных цветов. Применяют для нанесения линий на ткань или другой материал во время раскроя и примерки. Для получения тонких линий края мелков затачивают.

Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.

Манекен

Это фигура в виде человеческого туловища. Используют для примерки одежды как при шитье, так и в готовом виде. На манекенах проверяют правильность стачивания боковых и плечевых швов, в горловину, рукавов в проймы.

Чтобы технологически правильно выполнить ручные работы, познакомимся с соответствующей терминологией.

(Учащиеся самостоятельно знакомятся с материалом, размещенным на слайде 7)

ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ


Название работы

Содержание работы

Применение

Сметать

Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине, по намеченным линиям или копировальным строчкам прямыми стежками.

Сметать части пояса, части оборки, делали изделия; плечевые, боковые срезы деталей.

Наметать

Временно соединить 2 детали, наложенные одна на другую, прямыми стежками.

Наметать карман, кокетку, отделочную планку на основную деталь.

Заметать

Временно закрепить подогнутые края деталей, складки.

Заметать низ изделия (низ юбки, платья, жакета, рукава), боковые срезы и складки.

Пришить

Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения.

Пришить кнопки, крючки, пуговицы к изделию.


- Как вы запомнила термины сейчас мы проверим.

Тест «Проверь себя» (презентация - тест)

- Как вы думаете, а как называются строчки, получаемые при выполнении каждой из названных операций?

Доскажите слово: сметать – (сметочная),

наметать – (наметочная)

заметать – (заметочная)

Посмотрите правы ли вы оказались? (слайд 8 )


Минутка отдыха для глаз (матрешки)


Я соединила две детали. Какую операцию я использовала?

- Как называется место соединения деталей?

(слайд 9)

Шов – это место соединения деталей

Стежок - это часть строчки между двумя проколами иглы.

Строчка - это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка - это расстояние между одинаковыми проколами иглы.

Ширина шва – это расстояние от среза детали до строчки

Графическое изображение ручных стежков и строчек, их технологические условия, определения (Запись в тетрадь)

По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

- Назовите назначение соединительных, отделочных стежков?

При изготовлении швейных изделий применяют различные ручные строчки и стежки

(Приложение3 ) Уч-ся сам-но знакомятся с предложенным материалом.


Чтобы изделие, выполненное вручную, выглядело красиво, нужно знать каким требованиям оно должно отвечать.

Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия). (слайд 10)

  1. Меловые линии пере водят с одной детали на другую, прокладывая копировальные стежки.

  2. Цвет ниток для выполнения строчек временного назначения должен отличаться от цвета соединяемых деталей.

  3. Сметывают детали по копировальным стежкам или меловым линиям. После сметывания нитки копировальных стежков удаляют.

  4. Нитку закрепляют в начале и в конце строчки. В начале с помощью узелка на конце нитки, в конце - двумя стежками.

  5. Цвет ниток, применяемых для строчек постоянного назначения, должен соответствовать цвету ткани.

  6. Отделку на изделие пришивают нитками в цвет отделки.


- Следует помнить, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила ТБ.

Игра «Угадай правило»

(слайд 11)


5. Практическая работа (слайд 12 – 19)

Материалы и инструменты: 5 деталей из хлопчатобумажной ткани размером 5 х 5 см, ручная игла, нитки, ножницы, тетрадь, технологическая карта (Приложение 4)

Выполнить изделие под названием «Заколка для девочек»

(показ образца готового изделия), показ последовательности выполнения

работы.

- Как вы думаете, какие условия нужно выполнять, чтобы сделать качественно изделие?

Минутка отдыха

6. Целевой обход учителя

Во время выполнения учащимися практической работы по технологическим картам, учитель оказывает индивидуальную помощь, указывает на неточности и ошибки с целью их устранения.

7. Закрепление изученного материала

(

Ручные работы

Составление кластера)


Инструменты

Приспособления

Терминология ручных работ



















Правила ТБ при ручных работах









8. Релаксация

(Слайд 20)

9. Подведение итога урока

Выставление оценок учащимся.

9.Домашнее задание

Повторить изученные термины, выполнить ручные операции – заметывание, наметывание, перенос линий копировальными стежками и поместить в рабочий альбом.

Урок окончен, до свидания.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алибаева Динара Султанхановна

Дата: 22.01.2016

Номер свидетельства: 281307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства