kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Ремёсла казахского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Обучающие:

       -ознакомление учащихся с видами декоративно- прикладного искусства и    

 областью их применения (плетение қамшы для подвижных игр для           учащихся начальных классов, изготовление сырмака)          

          Познавательные:

       - развивать умение выделять главное из большого объема информации

          и переносить имеющиеся знания и умения в практику

       -  развивать мыслительную деятельность, творческие способности уч-ся.

          Воспитательные:

       - воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

       - воспитывать умение укладываться в отведенное время 

         Воспитывать гордость за выполненную работу, умение доводить начатое    дело до конца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Ремёсла казахского народа"»

Тема: «Ремесла казахского народа.» (9 «А» класс, 23.02.2018 год)

Цели: Обучающие:

-ознакомление учащихся с видами декоративно- прикладного искусства и

областью их применения (плетение қамшы для подвижных игр для учащихся начальных классов, изготовление сырмака)

Познавательные:

- развивать умение выделять главное из большого объема информации

и переносить имеющиеся знания и умения в практику

- развивать мыслительную деятельность, творческие способности уч-ся.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

- воспитывать умение укладываться в отведенное время

Воспитывать гордость за выполненную работу, умение доводить начатое дело до конца.

Метод обучения: наглядно – демонстрационный, словесный, практический

Межпредметная связь: казахский язык, история Казахстана

Оборудование, наглядности: музыкальное сопровождение, поделки учащихся, реквизит, деревянные заготовки


План урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Постановка целей урока (2 мин)

3. Введение в тему (7мин)

4. Практическая часть урока (25 мин)

Заключительная часть, подведение итогов (2 мин).

5. Рефлексия (2 мин)

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Доброе утро уважаемые гости нашего урока, девочки! Я надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.

  • Вы уже знакомились с культурой Казахстана на уроках истории. Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа. Мы будем говорить и слушать, работать и играть, отгадывать загадки. Давайте немножко разомнёмся!

  • Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (ювелир)

  • Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (орнамент)

  • Круглая маленькая шапочка, украшенная орнаментом… (такия)

  • Питательный напиток из кобыльего молока… (кумыс)

  • Чугунный котел различной величины…(казан)

Важно ли знать культуру своего народа? (Вопросы классу). А всё ли мы знаем о культуре казахского народа?

Стихотворение о казахских ремёслах





Итак, какова тема нашего сегодня урока? Правильно «Ремёсла казахского народа»

Сегодня мы с вами познакомимся с тем, чем занимались казахские женщины, как они при кочевом образе жизни умели поддерживать уют и порядок в доме, научимся делать сырмак и қамчу. Очень скоро вы повзрослеете, станете хозяйками в своем собственном доме, будете вести хозяйство, воспитывать детей и знания, а также и умения вам пригодятся в жизни. Давайте разделимся на группы.

Учащимся предлагаются листочки на одной из сторон, которых номера «1», «2», а на другой слова «Камча» « Сырмак.»


Звучит народная музыка,

Учитель:

На протяжении многих веков степь была для кочевников святыней. Она и кормила, и укрывала его; казахи веками обживали степь, пасли скот, обзаводились семьей. Она научила казаха-кочевника жить на этой земле, растить детей, учить их ремеслу. Сегодня мы познакомимся с двумя ремёслами казахского народа.

Ремесла условно делились на мужские и женские. Женскими казахскими ремеслами можно считать валяние шерсти и ковров, а также и ткание ковров, вышивку различными стилями и техникой, пошив одежды. При изготовлении войлочных полотнищ для покрытия юрты, различного вида ковров, приданного невесте: одежды, постели, домашней утвари, работали как правило группами, при этом взрослые женщины обучали девочек всем этим ремеслам. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи

. Особенность казахского прикладного искусства - коллективность творческого процесса, в чем можно видеть своего рода синергетику, т. е. слаженное сотрудничество, комбинированное действие, при котором достигается максимальный эффект как технический, так и художественный, поскольку за ходом творческого процесса осуществляется своего рода контроль со стороны коллектива. В процессе создания войлочных, тканых изделий принимает участие целый коллектив. Однако мастера по дереву и металлу чаще работали в одиночку, передавая по наследству свой опыт, навыки и секреты ремесла, а также инструментарий

В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высоким качеством производства, разнообразием цвета и тонов. Подавляющее большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение..

1 участница

Қазақ халқының өмір салтында қамшы ерекше ие болды. Ол сүйек, тері және ағаштан жасалған.

Сәндік қолданбалы өнерде түсі үлкен рөл атқарады. Түстердің қарама-қарсылық үйлесімділігі қазақ шеберлерінің негізгі әдісі болып табылады. Қазақ қолданбалы өнерінде көптеген ғасырлар бойы қолөнершілер қолданатын дәстүрлі түстер қолданылады. Бұл түстердің өзіндік бейнелемесі бар.;

көк – аспан түсті

ақ- ақ жолдың , шындықтың, бақыттың бейнелемесі.

сары- ақылдың, адамгершіліктің, қайғының түсі.

жасыл- жердің, көктемнің, жатықтың жаңартылуын бейнелейді

қара- күшті, ұлылықты, батылдықты, сондай-ақ мақсатты, игілікті бейнелейді.

Бірінші орында әрқашанда қызыл түс тұратын – күннің бейнелемесі қасиетті отты тазартады.

Түстердің бір-біріне сәйкестігі, олардың үйлесімді тіркесімі колорит деп аталады. Түстердің шебер араласуы өю-өрнектің байлығын және оның құрамдық үйлесімін бағалайды.

2 участница

Камча (плётка) - занимала особое место в быту казахского народа. Изготавливалась из кости, кожи и дерева.

Цвет играет большую роль в декоративно- прикладном искусстве . Контрастное сочетание цветов - основной приём казахских мастериц. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерамив течении многих веков. Эти цвета имеют свою символику.

Синий- цвет неба

Белый- символ белого пути, истины, счастья.

Жёлтый- цвет мудрости, нравственности, печали.

Зелёный – символизирует обновление земли, весну, молодость.

Чёрный- силу, величие, мощь, а также цель, благополучие.

На первом месте всегда стоял красный цвет – символ солнца, очищающего священного огня.

Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом.Умелое сочетание цветов создаёт и усиливает впечатление богатства орнамента и его композиционной слаженности.

1 участница: «Аппликация»

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наклеивании, нашивании на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Аппликация может быть предметной, сюжетной и декоративной. По способу изготовления аппликация может быть из ткани, бумаги, дерева, кожи, соломки, природного материала и т. д.

В Древнем Казахстане узорами аппликации украшались кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта. Особенно широко применялась аппликация в орнаментации настенных и напольных покрытий казахов – тускиизах, сырмаках.


Последовательность выполнения работы:

1. Составление эскиза

2. Подбор материала

3. Вырезание деталей

4. Раскладывание деталей на фоне и их наклеивание (намётывание)



2 участница: Изготовление камча, то есть плётки

Наши батыры сидели на своих верных конях, когда нападали на врагов. Чтобы кони были быстрыми, их подгоняли камчой. А еще быстрота коней ценилась во время охоты и народных игр, которые проводились на различных праздниках и торжествах. Большинство казахских народных игр проводятся именно с участием лошадей. Это такие игры, как "Көкпар", "Байға", "Қыз-қуу", "Күміс алу."

Сегодня мы начнём делать простую камчу на следующем уроке закончим и подарим начальным классам для проведения подвижных игр? Плести лучше в паре

Так плетут до конца. Конец, как и начало косички, завязывают узелком либо сшивают. Полученную косичку присоединяют (привязывают) к палочке. Таким образом получается камча.

Практическая работа.

-инструктаж по выполнению практической работы;

-повторить правила ТБ при работе с иглами, ножницами.

-изготовление изделий.

Примерный план защиты своих работ:

“Добрый день уважаемые гости. Наша мастерская предлагает вашему вниманию камчу. Она применялась…..Мы изготовили ….

Чтобы сырмаки радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”

Удачи вам в работе!

Учитель. Красивые получились изделия? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все? Конечно же, нет. Эта тема неисчерпаема, и мы с вами каждый год будем узнавать все больше и больше.

Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? Довольны ли вы своими результатами?

Оценивание, анализ работ.

Итог урока. Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.

Стань опорой всего народа,
А не только опорой дома своего.
Стань талантливым человеком, 
Достойным народа своего.

Чего и вам желаю. Урок окончен. До свидания. Огромное всем спасибо!!!

















коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №3 имени Д.Кунаева»










урок – фольклор по технологии в 9 «А» классе

«Ремёсла казахского народа»















учитель: Мыспаева Гульмира Сапановна

время проведения: 23.02.2018 г 08ч 45 мин








г.Риддер

2018 год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Разработка урока "Ремёсла казахского народа"

Автор: Мыспаева Гульмира Сапановна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484329


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства