Доброе утро уважаемые гости нашего урока, девочки! Я надеюсь, что это утро даст начало прекрасному дню. Желаю всем успехов.
Вы уже знакомились с культурой Казахстана на уроках истории. Сегодня на уроке мы проверим все наши знания, посмотрим, чему научились и может быть, узнаем что-то новое о культуре казахского народа. Мы будем говорить и слушать, работать и играть, отгадывать загадки. Давайте немножко разомнёмся!
Мастер, создающий изделия из серебра, золота и драгоценных камней. (ювелир)
Узор, расположенный в определенном порядке для украшения чего-либо. (орнамент)
Важно ли знать культуру своего народа? (Вопросы классу). А всё ли мы знаем о культуре казахского народа?
Стихотворение о казахских ремёслах
Итак, какова тема нашего сегодня урока? Правильно «Ремёсла казахского народа»
Сегодня мы с вами познакомимся с тем, чем занимались казахские женщины, как они при кочевом образе жизни умели поддерживать уют и порядок в доме, научимся делать сырмак и қамчу. Очень скоро вы повзрослеете, станете хозяйками в своем собственном доме, будете вести хозяйство, воспитывать детей и знания, а также и умения вам пригодятся в жизни. Давайте разделимся на группы.
Учащимся предлагаются листочки на одной из сторон, которых номера «1», «2», а на другой слова «Камча» « Сырмак.»
Звучит народная музыка,
Учитель:
На протяжении многих веков степь была для кочевников святыней. Она и кормила, и укрывала его; казахи веками обживали степь, пасли скот, обзаводились семьей. Она научила казаха-кочевника жить на этой земле, растить детей, учить их ремеслу. Сегодня мы познакомимся с двумя ремёслами казахского народа.
Ремесла условно делились на мужские и женские. Женскими казахскими ремеслами можно считать валяние шерсти и ковров, а также и ткание ковров, вышивку различными стилями и техникой, пошив одежды. При изготовлении войлочных полотнищ для покрытия юрты, различного вида ковров, приданного невесте: одежды, постели, домашней утвари, работали как правило группами, при этом взрослые женщины обучали девочек всем этим ремеслам. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня, а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи
. Особенность казахского прикладного искусства - коллективность творческого процесса, в чем можно видеть своего рода синергетику, т. е. слаженное сотрудничество, комбинированное действие, при котором достигается максимальный эффект как технический, так и художественный, поскольку за ходом творческого процесса осуществляется своего рода контроль со стороны коллектива. В процессе создания войлочных, тканых изделий принимает участие целый коллектив. Однако мастера по дереву и металлу чаще работали в одиночку, передавая по наследству свой опыт, навыки и секреты ремесла, а также инструментарий
В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров. Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, высоким качеством производства, разнообразием цвета и тонов. Подавляющее большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение..
1 участница
Қазақ халқының өмір салтында қамшы ерекше ие болды. Ол сүйек, тері және ағаштан жасалған.
Сәндік қолданбалы өнерде түсі үлкен рөл атқарады. Түстердің қарама-қарсылық үйлесімділігі қазақ шеберлерінің негізгі әдісі болып табылады. Қазақ қолданбалы өнерінде көптеген ғасырлар бойы қолөнершілер қолданатын дәстүрлі түстер қолданылады. Бұл түстердің өзіндік бейнелемесі бар.;
қара- күшті, ұлылықты, батылдықты, сондай-ақ мақсатты, игілікті бейнелейді.
Бірінші орында әрқашанда қызыл түс тұратын – күннің бейнелемесі қасиетті отты тазартады.
Түстердің бір-біріне сәйкестігі, олардың үйлесімді тіркесімі колорит деп аталады. Түстердің шебер араласуы өю-өрнектің байлығын және оның құрамдық үйлесімін бағалайды.
2 участница
Камча (плётка) - занимала особое место в быту казахского народа. Изготавливалась из кости, кожи и дерева.
Цвет играет большую роль в декоративно- прикладном искусстве . Контрастное сочетание цветов - основной приём казахских мастериц. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерамив течении многих веков. Эти цвета имеют свою символику.
Синий- цвет неба
Белый- символ белого пути, истины, счастья.
Жёлтый- цвет мудрости, нравственности, печали.
Зелёный – символизирует обновление земли, весну, молодость.
Чёрный- силу, величие, мощь, а также цель, благополучие.
На первом месте всегда стоял красный цвет – символ солнца, очищающего священного огня.
Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом.Умелое сочетание цветов создаёт и усиливает впечатление богатства орнамента и его композиционной слаженности.
1 участница:«Аппликация»
Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании и наклеивании, нашивании на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала. Аппликация может быть предметной, сюжетной и декоративной. По способу изготовления аппликация может быть из ткани, бумаги, дерева, кожи, соломки, природного материала и т. д.
В Древнем Казахстане узорами аппликации украшались кочевническая одежда и предметы, связанные с традициями кочевого быта. Особенно широко применялась аппликация в орнаментации настенных и напольных покрытий казахов – тускиизах, сырмаках.
Последовательность выполнения работы:
1. Составление эскиза
2. Подбор материала
3. Вырезание деталей
4. Раскладывание деталей на фоне и их наклеивание (намётывание)
2 участница: Изготовление камча, то есть плётки
Наши батыры сидели на своих верных конях, когда нападали на врагов. Чтобы кони были быстрыми, их подгоняли камчой. А еще быстрота коней ценилась во время охоты и народных игр, которые проводились на различных праздниках и торжествах. Большинство казахских народных игр проводятся именно с участием лошадей. Это такие игры, как "Көкпар", "Байға", "Қыз-қуу", "Күміс алу."
Сегодня мы начнём делать простую камчу на следующем уроке закончим и подарим начальным классам для проведения подвижных игр? Плести лучше в паре
Так плетут до конца. Конец, как и начало косички, завязывают узелком либо сшивают. Полученную косичку присоединяют (привязывают) к палочке. Таким образом получается камча.
Практическая работа.
-инструктаж по выполнению практической работы;
-повторить правила ТБ при работе с иглами, ножницами.
-изготовление изделий.
Примерный план защиты своих работ:
“Добрый день уважаемые гости. Наша мастерская предлагает вашему вниманию камчу. Она применялась…..Мы изготовили ….
Чтобы сырмаки радовали ваш глаз и украшали ваш дом, наши мастера расписали их разными узорами. Здесь и...... Наши изделия прекрасны и практичны и прослужат вам долго. И т.д.”
Удачи вам в работе!
Учитель. Красивые получились изделия? Что помогло сделать их такими красивыми? Можем ли мы сказать, что знаем о культуре Казахского народа все? Конечно же, нет. Эта тема неисчерпаема, и мы с вами каждый год будем узнавать все больше и больше.
Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? Довольны ли вы своими результатами?
Оценивание, анализ работ.
Итог урока. Закончить урок я хочу пожеланием-благословением. Этот обряд издревле существовал в народе. Люди верили, что доброе слово, поможет стать человеку лучше.
Стань опорой всего народа, А не только опорой дома своего. Стань талантливым человеком, Достойным народа своего.
Чего и вам желаю. Урок окончен. До свидания. Огромное всем спасибо!!!
коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №3 имени Д.Кунаева»