kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему «Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по декоративно-прикладному искусству Казахстана.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему «Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе»»


Автор: Скрипник Валентина Ивановна

Название учреждения образования в соответствии с актом государственной регистрации:

ГУ «Зеленоборская школа-гимназия, село Зеленый Бор» отдела образования Бурабайского района

Должность: учитель технологи

Предметное направление: технология

Квалификационная категория: I

Тема: «Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе».

Класс: 6

Форма проведения: урок

Год проведения: 2015

 



Цели урока

Образовательная: познакомить учащихся с традициями лоскутного рукоделия казахского народа,  с  технологией пошива көрпе; формировать  практические умения и навыки в технологии изготовления көрпе.

Развивающая: развитие пространственных представлений, глазомера, памяти, творческого мышления и кругозора учащихся, умение анализировать и строить аналогии, развивать дизайнерские способности.

Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного, эстетический и художественный вкус, любовь к родному краю, к культуре казахского народа, приобщать учащихся к народному творчеству.


Методы, используемые на уроке: объяснительно-наглядный, частично-поисковый, практический.


Тип урока: комбинированный.


Формы: коллективная, парная, индивидуальная.


Технологии: элементы личностно-ориентированной технологии, компьютерной технологии, элементы технологии развивающего обучения и критического мышления.


Материально-техническое оснащение: стакан с фасолью, плакат, коллаж «Храбрый портняжка», компьютер, проектор, интерактивная доска, образцы различного вида көрпе, швейная укладка учащегося, электрический утюг, гладильная доска, швейная машина.


План урока:

I. Организационная часть.

II. Разминка.

III. Повторение.

IV. Технико-технологические сведения.

V. Практическая работа.

VI. Итог урока.



Ход урока

I. Организационная часть.

Психологический настрой учащихся (с использованием слайдового материала: релаксирующего снимка в сопровождении музыкальной композиции – «Вальс цветов» П.И. Чайковского).

Повторение. Слайд 1.

II. Разминка.

Развивающие упражнения.

Упражнение 1. Упражнение для развития глазомера. Демонстрация фасоли в стакане. Дети должны угадать, сколько штук фасоли в стакане. После того как все учащиеся группы назвали свои числа, фасоль высыпаем на стол и пересчитываем. Побеждает тот, кто назвал близкое число.

Упражнение 2. Упражнение для тренировки памяти на слух. Учитель зачитывает вслух нижеприведённый ряд цифр, делая интервал между ними 2 сек. Учащиеся стараются их запомнить, так как затем они должны их воспроизвести вслух. Порядок цифр можно не сохранять: 34 15 8 52 78 41 18 2 85 39

Упражнение 3. Учитель в течение 10 сек. показывает учащимся плакат со словами для зрительного восприятия. Учащиеся стараются их запомнить, так как затем они должны их воспроизвести. Слова для запоминания должны быть эмоционально незначимыми для учащихся.

Липа. Ножницы. Яблоко. Журнал. Малина.

Обруч. Мельница. Пирог. Бабочка. Карандаш.

III. Повторение. Темы для повторения:

«Материаловедение. Классификация текстильных волокон. Основные свойства тканей из натуральных волокон». «Технология обработки ткани. Ручные работы. Терминология ручных и влажно-тепловых работ».

1. Выполнение заданий на интерактивной доске. Задания выполняются тремя учащимися по очереди у интерактивной доски индивидуально. В это же время проводится фронтальный опрос с использованием коллажа «Храбрый портняжка».

Задание №1. Анаграммы.

Повторение. Слайд 2.

Ответы: ВОЛОКНО, ХЛОПОК, ТКАЧЕСТВО, ИГЛА, УТЮГ, РУКОДЕЛИЕ.

Задание №2. Установи соответствие левого столбца к правому.

Повторение. Слайд 3.

Задание №3. Установи соответствие левого столбца к правому.

Повторение. Слайд 4.


2. Коллаж «Храбрый портняжка». Портняжка не совсем в целой одежде. Ученицы помогают портняжке выполнить мелкий ремонт одежды, используя для этого декоративные карточки-«заплатки». На карточках-«заплатках» имеются вопросы, на которые надо ответить.

1.Что называют волокном? На какие два класса делятся текстильные волокна?

Ответы: Волокно-это тонкая, прочная и эластичная непряденая нить растительного, животного, минерального или искусственного происхождения, применяемая для выработки пряжи, швейных ниток, тканей.

Текстильные волокна делятся на натуральные волокна и химические.

2. Какие требования предъявляются для организации рабочего места учащегося при выполнении практической работы?

3. Какие инструменты необходимы для выполнения

- ручных работ;

- машинных работ.

4. Переплетение ниток между двумя проколами иглы … (Стежок).

Ряд повторяющихся стежков … (Строчка).

Соединение двух и более деталей при помощи строчки … (Шов).


5. По определению определить вид работы.

Временное соединение двух или нескольких деталей, примерно равных по величине, смёточными стежками … (Сметать).

Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в этом положении … (Разутюжить).

IV. Технико-технологические сведения.

Мы с вами успешно повторили пройденный материал, и теперь готовы к изучению новой темы.

Тема нашего урока: «Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе».

Көрпе. Слайд 1.

Прочитайте на доске пословицу, которая является девизом нашего урока:

Көрпе. Слайд 2.

Переведите пословицу. «Искусные руки не купишь и за золото».

Вопрос учащимся. Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы учениц. Дополнить ответы учащихся.

Лоскутное рукоделие пришло к нам из глубокой древности. У казахов и киргизов этот вид рукоделия называется «құрақ», в России – «ляпочиха», а в Америке – «печворк».

Как вы думаете, почему у разных народов зародилась традиция лоскутного рукоделия? С чем это связано?

Ответы учащихся. Дополнить ответы учащихся.

В те времена ткань стоила очень дорого, не каждый мог себе позволить её приобрести и поэтому собирали все обрезки и кусочки, чтобы потом из них сшить еще что-нибудь. В дословном переводе слово «құрақ» с казахского языка означает «собранные вместе».

«Из лоскута в старину казахские рукодельницы шили головные уборы, одежду, конские попоны, коврики для сидения – көрпе, принадлежности для колыбели, одеяла, подушки, наволочки. Куракам  казахи приписывали  магические свойства. Считалось, что чем большее  количество лоскута  использовано в изделии, тем больше у его хозяина будет детей, скота, богатства. Поэтому кураки часто преподносили в подарок. Чтобы защитить новорожденного ребенка от злых духов, ему шили одеяло из 40 лоскутов, а детям постарше – халатики и тюбетейки. Много кураков заготавливалось и в приданое невесте».

Сегодня на уроке вы познакомитесь с различными видами көрпе и технологией изготовления.

Көрпе. Слайд 3.

Рассказ учителя. Көрпе – традиционный вид казахского народного прикладного творчества. В ярких лоскутах, собранных вместе, отражается вся красота природы Казахстана: яркие цветы весенней степи, зеленые горы Алатау, прозрачные горные реки и тихая гладь озер в сосновых борах…

История көрпе началась с появлением первых кочевых народов: кыпчаков, уйсуней, огузов. Необходимость использования көрпе была обусловлена чисто практическими соображениями: көрпе заменили нашим предкам стулья, кровати, одеяла и ковры.

Лоскутные одеяла, көрпе, стелили на полу, поверх текемет (казахский ковер ручной работы, сделанной из войлока), рядом с невысоким столиком во время обеда, для того, чтобы было мягче и теплее сидеть за столом. Көрпе использовали на кроватях вместо или поверх матраса или, большого размера – в качестве одеяла.

Көрпе. Слайд 4.

Рассказ учителя. Көрпе бывает разных видов: жамылғы көрпе (одеяло), жер көрпе (небольшого размер матрас для сидения на полу), шай-көрпе, жүк или келін жеге, қыздың жасауы (приданое), қу көрпе (матрас, набивается исключительно гусиным пухом), төр көрпе (для почетных гостей), ою көрпе (узорчатое корпе).


Рассказ учителя. Раньше при изготовлении көрпе (внутренней части) использовали баранью или верблюжью шерсть. Сейчас можно найти көрпе, наполненные более современным материалом, таким, как хлопок (вата), синтепон или поролон.

Предпочтительнее использовать в своих изделиях натуральный материал - хлопок или шерсть. По ощущениям, такие көрпе намного приятнее в использовании и дольше прослужат. Многие изготавливают көрпе из ваты, так как бояться аллергической реакции или специфичного запаха шерсти. Чтобы көрпе были мягкими, на одно көрпе уходит около четырех-пяти килограмм ваты. 


Көрпе. Слайд 5.

Көрпе. Слайд 6.

Рассказ учителя. Внешняя часть көрпе выполнятся в технике құрақ (из лоскутов) и ою (с орнаментом).

В основном для пошива внешнего чехла используются такие ткани как плюш, бархат или велюр. Материал для көрпе использовался в натуральных расцветках, так как для окрашивания тканей были доступны только натуральные красители.

Важно отметить, что казахский национальный орнамент передает элементы окружающей природы: рога животных, крылья птиц, цветы и прочее. Орнамент применяется в декоративно-прикладном искусстве.  Многие предметы быта, казахская одежда, юрты украшаются орнаментом.

Богат и самобытен язык народного орнамента. А всего известно 200 видов казахского орнамента. Каждый узор может рассказать свою историю, где всегда исходными для него являлись осмысленные и переработанные формы флоры и фауны.

Весь казахский орнамент делиться на 4 группы: зооморфный, растительный, космогонический, геометрический. Краткая характеристика 4 групп орнамента.

Көрпе. Слайд 7.

Ученица 1. Основным мотивом в национальном орнаменте является зооморфная группа особенно роговой узор - «қошқар мүйіз». Этот узор чаще всего встречается в предметах декоративно-прикладного искусства.

Көрпе. Слайд 8.

К растительной группе орнаментам относится переплетение цветов, бутонов, листьев. 
В геометрической группе орнамента используется ромб, зигзаг, треугольник. 
Космогоническая группа – представлена звёздами, луной, спиралью. Таким образом, в орнаментах в символической форме отражено художественное видение мира наших предков.

Ученица 2. Значение цвета в орнаменте символично: голубой - небо; белый - радость, счастье; желтый - знание, мудрость; красный - огонь, солнце; зеленый - юность, весну; черный – землю. 

При помощи орнамента казахи передавали настроение людей их отношения к окружающему миру. Например, у казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если она в ковре изображала худого человека рядом с полным – родители плакали, получив такой подарок: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех родственников и друзей на пир, называемый той. 

Көрпе. Слайд 9.

Рассказ учителя. Несмотря на то, что кочевой образ жизни остался в далеком прошлом казахи уже давно не кочуют, но традиции сохранились, и народные умелицы так же шьют для приданного как минимум шесть напольных көрпе и два больших одеяла.

Көрпе – основная часть приданого невесты. В разных регионах Казахстана разные требования к приданому. На юге, например, количество көрпе должно быть нечетным, на севере - четное. Считается, что көрпе хранит особую энергию отчего дома. Поэтому к пошиву приданного традиционно относятся с особой ответственностью, ведь от этого зависит счастье молодых. Как правило, все эти көрпе складываются в стопку до возникновения надобности, причём, чем выше стопка, тем выше «рейтинг» невесты. И ещё одна интересная особенность: кроме стандартных напольных көрпе (в среднем 2,5 м* 0,75м), в приданом невесты обязательно есть шай-көрпе (0,75*0,75 м) - это личная вещь невестки-снохи, на которой сидит только она, когда разливает гостям и домочадцам чай.

Көрпе. Слайд 10.

Рассказ учителя. Многое ушло уже в историю, но и сейчас используемая современная одежда, предметы быта украшены казахским орнаментом. Элементы казахского орнамента используются для оформления современных интерьеров.

А сейчас мы побываем в гостях у Сыздыковой Маржангуль Нурлановны.

Демонстрация видеофильма «В гостях у Маржангуль Нурлановны».

Комментарий к фильму.Живет в нашем селе Зеленый Бор скромная трудолюбивая женщина, гостеприимная хозяйка, рукодельница Сыздыкова Маржангуль Нурлановна. Рукоделием Маржангуль занимается с самого детства, вместе с мамой постигала секреты швейного дела, шила көрпе. Рукоделием занимается всю жизнь, свои знания передала своим четырем дочерям Раушан, Шолпан, Айнур и Гульжан. Во всем поддерживает и помогает её супруг Серик Амиргожинович.

V. Практическая работа.

1. Составление плана работы. Организация рабочего места.

2. Инструктаж правил по технике безопасности Типовая инструкция №3 «При работе с тканью». (Приложение 1).

3. Составление кластера учащимися.

Көрпе. Слайд 10.

4. Этапы изготовления көрпе.

Көрпе. Слайд 11.

5. Последовательность выполнения практической работы.

Первый этап: изготовление внутреннего матраса көрпе в соответствии с техническими условиями и технологической последовательностью.

В степи изделия кроились "на глаз", сейчас используют стандартные размеры. Мы с вами изготавливаем щай-көрпе в масштабе 1:2 размером 37,5 см в ширину и 37,5 см в длину.

При изготовлении внутреннего матраса на хлопчатобумажную ткань равномерными слоями укладывается вата, чтобы көрпе были мягкими. Внутренний матрас простегивается крупными стежками, чтобы вата внутри лежала ровно и не сбивалась. Впоследствии на внутренний матрас будет одет внешний чехол, выполненный в технике құрақ.

Демонстрация рабочих приёмов.

Самостоятельное выполнение учащимися практической работы. В ходе целевых обходов индивидуальная помощь учащимся.

Второй этап: изготовление внешнего чехла. Для пошива внешнего чехла используем ткань бархат. Материал для көрпе используется в натуральных расцветках.

После раскроя деталей чехла учащиеся сшивают лоскуты по схеме.

Работа учащихся по инструкционным картам. (Приложение 2).

При выполнении учащимися практической работы обращать внимание на соблюдение правил по технике безопасности.

Самоконтроль выполнения практической работы.

Третий этап: окончательная отделка көрпе. После изготовления внешнего чехла он одевается на внутреннюю часть көрпе. Окончательная отделка практической работы по выполнению көрпе.

Взаимоконтроль выполненной практической работы.

6. Уборка рабочих мест, кабинета.

VI. Итог урока.

Анализ выполненной практической работы.

Отметить учащихся наиболее активно участвующих в уроке.

Рефлексия.

Закрепление темы урока путём фронтальной беседы по следующим вопросам:

1.Как называется лоскутная техника, применяемая в ДПИ казахского народа?

2.Назовите виды и назначение көрпе.

3.Техники выполнения внешней части көрпе.

4.На какие 4 группы делится казахский национальный орнамент?

5.Назовите три этапа изготовления көрпе?

Выставление оценок за работу на уроке, комментарий.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.

  2. Проектор.

  3. Интерактивная доска.



Методическая литература

  1. Урок в современной школе. В.А. Онищук, «Просвещение», Москва.

  2. Методический журнал «Технология в школе» 2010-2011 гг.



Интернет-ресурсы

  1. http://www.orenburg-nasledie.ru/index.php/texniki-texn/114-laskutnoe-odeyalo

  2. http://moidom-lublu.ru/loskutnoye-shitye/korpe-loskutnyie-odeyala

  3. http://www.voxpopuli.kz/main/2456-sdelano-v-kazakhstane-kak-shyut-oyu-korpe.html

  4. https://sites.google.com/site/setevojproekt3/issledovania-ekipazej/ekipaz-rukodelnicy

  5. http://www.liveinternet.ru/users/styling3ds/post265296164/





Приложение

Приложение 1































Приложение 2

Инструкционно-технологическая карта



Наименование этапа

Технологическая последовательность выполнения

Фото, схемы




Изготовление внутреннего матроса көрпе

Подготовить хлопчатобумажную ткань для изготовления внутреннего матраса көрпе в соответствии с размером;




на хлопчатобумажную ткань ровным слоем уложить вату, чтобы көрпе было мягким;




простегать внутренний матрас көрпе крупными стежками, чтобы вата внутри лежала ровно и не сбивалась.




Изготовление внешнего чехла көрпе

Раскрой цветных деталей внешнего чехла көрпе;


смётывание, а затем стачивание цветных деталей внешнего чехла көрпе по схеме;


соединение верхней и нижней части көрпе.




Окончательная отделка көрпе

Внешний чехол одевается на внутреннюю часть көрпе;



взаимоконтроль качества выполненной практической работы.





11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока на тему «Лоскутная пластика. Технология изготовления көрпе»

Автор: Скрипник Валентина Ивановна

Дата: 01.11.2016

Номер свидетельства: 354237


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства