Разработка открытого занятия "Осенние посиделки" в детском объединении декоративно-прикладного творчества "Копилочка""
Разработка открытого занятия "Осенние посиделки" в детском объединении декоративно-прикладного творчества "Копилочка""
Цель: Развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, народным традициям. Знакомство с покровителями женского рукоделия братьями Кузьмой и Демьяном и Параскевой Пятницей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия "Осенние посиделки" в детском объединении декоративно-прикладного творчества "Копилочка""»
Тема:Осенние посиделки
(разработка открытого занятия в детском объединении «Копилочка» педагог Склярова Е.Н)
Приобщение детей к народным традициям через ознакомление с праздниками народного календаря.
Цель: Развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, народным традициям.
Знакомство с покровителями женского рукоделия братьями Кузьмой и Демьяном и Параскевой Пятницей.
Задачи
Обучающие:
познакомить детей с видами рукоделия, народными приметами, пословицами и поговорками;
продемонстрировать знания и умения детей;
научить детей народным играм.
Развивающие:
развивать творческие способности детей, трудолюбие, упорство в достижении цели.
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе.
приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Ход занятия
Организационный момент:
приветствие, настрой на работу.
Основная часть:
Рассказ о покровителях рукоделия братьях Кузьме и Демьяне и Параскеве Пятнице.
Народные приметы, пословицы, поговорки.
Кроссворд «Рукоделие».
Практическая часть:
Практическое задание «Пасмы».
Представление работ бабушек «Из бабушкиного сундука»
Интервью с бабушкой .
Практическое задание «Витой шнур».
Подвижная игра «Ткач и челнок».
Домашнее задание «Частушки»
Заключительная часть:
-Подведение итогов.
Содержание
1. Рассказ о покровителях женского рукоделия Кузьме и Демьяне и Параскеве Пятнице
Жизненный уклад человека изначально определялся сменой времен года. Народный календарь или мясяцеслов, - это годовой круг крестьянского быта, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, которым соответствуют отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы. Народный календарь (иногда его называют «народными святцами») связан и с церковным православным календарем. В нем называются особо почитаемые в народе святые, которые по убеждению крестьян, помогали им в различных делах.
Мы с вами познакомились с некоторыми народными праздниками. Давайте вспомним их: Масленица, Олена-льносейка, Троица, Ильин день, 3 Спаса, Наталья-овсянница, Покров, Рождество.
Осенью, в ноябре месяце, когда закончены сельскохозяйственные работы, наступает время зимней женской работы. И женщины просили помощи в делах у покровителей рукоделия Параскевы Пятницы, именины которой отмечали 10 ноября и братьев Кузьмы и Демьяна – 14 ноября.
Святая Параскева пользуется у русского народа особенным уважением, её иконы в старину были почти в каждом доме. Её называли «бабьей» святой, заступницей:
«Матушка Параскева, пошли женишка поскорее»
«Матушка Параскева – отдай замуж поскорее»
Так как предназначением женщины было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. А для удачного замужества надо быть хорошей хозяйкой, рукодельницей. В этот день устраивали льняные смотрины.
Женщины выносили на улицу лен – первак, показывали его друг к другу, хвалились своим рукоделием и мастерством. Старались показать свое умение женихам и будущим свекровям.
Пряжу не прядут, белье не стирают, не выносят из печи золу, не пашут и много не смеются, а то на том свете Пятница гоняться будет.
Существует поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как соблюдает обычаи и запреты. Одних она награждает, а других наказывает.
Святые братья Кузьма и Демьян были людьми образованными и хорошими врачами. Плату за лечение они не брали, строго соблюдая заповедь: «Даром получили, даром давайте». За это люди назвали их бессребрениками. Кузьму и Демьяна считают покровителями ремесел «рукомесленники», особенного женского рукоделия и мастеров кузнечных дел. 14 ноября – Кузьминки:
«Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы».
«Снежный день обещает весной большой разлив рек».
С этого дня женщины принимаются за зимнюю пряжу, и обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе тех, кто начал её раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
Существуют приметы и обряды на этот день:
«Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде».
Кузьминки – девичий праздник: девушка – невеста считается хозяйкой дома, готовит для всех угощение. Девушки собирались в одной избе, приносили продукты и готовили угощения. Обязательным блюдом была каша.
Для мира в семье и удачи в женских делах в доме обязательно находились куклы братья-обереги. Это обрядовые куклы, ими не играли, а помещали их над рабочим местом.
3. Кроссворд «Рукоделие»
Куклы-обереги помогали справляться со всеми женскими работами. А чтобы не скучно было работать по одиночке, девушки собирались в одной избе на посиделки. Чем же они занимались? Давайте вспомним?
/Дети называют виды работ, а педагог вывешивает на доске слова, из которых складывается слово «Рукоделие»/
М
А
К
Р
А
М
Е
К
Р
У
Ж
Е
В
О
П
Л
Е
Т
Е
Н
И
Е
В
Ы
Ш
И
В
К
А
С
Т
Р
О
Ч
Е
Н
И
Е
П
Р
Я
Д
Е
Н
И
Е
Т
К
А
Ч
Е
С
Т
В
О
Б
И
С
Е
Р
О
П
Л
Е
Т
Е
Н
И
Е
Ш
И
Т
Ь
Е
В
Я
З
А
Н
И
Е
Посмотрите внимательно на слово, которое получилось в центре. Это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться.
А знаете ли вы поговорки о труде? Назовите их.
А сейчас я попрошу вас составить поговорки (из разрезанных карточек):
«Труд человека кормит, а лень портит»;
«Умелые руки не знают скуки»;
«Землю красит солнце, а человека труд»;
«Долог день до вечера, если делать нечего».
4. Практическое задание «Пасмы»
Но наступает вечер, рукодельницы приходят на посиделки, и начинается работа. Сначала надо приготовить пряжу. Я прошу вас объединиться в пары и смотать пряжу в клубочки.
/Показываю пряжу, смотанную в пасмы/
Как называется смотанная так пряжа? Пасма! Запомните это слово.
5. Рассказ детей о работах бабушек
Расскажите, пожалуйста, о своих бабушках-рукодельницах и их работах.
/Девочки рассказывают о своих бабушках/
6. Беседа с бабушкой
Одна из бабушек сегодня у нас в гостях. Это Ф.И.О. – бабушка Ф.И
Вопросы.
- Кто научил вас вязать?
- Как давно вы вяжете?
- Самый любимый вид рукоделия? И др.
7. Практическое задание «Витой шнур»
Наши девочки тоже умелые рукодельницы. Покажите нам, как вы умеете плести на подушках. А чтобы было хорошо всем видно – будем плести витой шнурок. Что нам нужно для работы? Подушка, нити 2 шт. булавки.
/Используется шнур средней толшины/
Молодцы! Справились!
8. Подвижная игра «Ткач и челнок»
На посиделках не только работали, но и умели отдохнуть, поиграть. Поиграем? Игра «Ткач и челнок» (показать челнок)./Дети встают в ряд, поднимают руки, образуя ворота. Выбирают «ткача» и «челнока»/
«Челнок» пробегает в каждые «ворота», а ткач его догоняет. Если догнал – становится «челноком».
9. Частушки
Рукодельницы – девочки веселые, озорные. Они частушки сочинять и петь умеют.
/Детям было дано задание сочинить частушки по двум начальным строкам/
Я умелая девчонка,
Я без дела не сижу…
Я умелая девчонка
Ручки золотые….
Я девчонка маленька,
Но така удаленька….
Мы рукодельницы – девчушки
Неразлучные подружки:
Вместе в школу и гулять,
Вместе и носки вязать.
10. Подведение итогов
Вот и подошли к концу наши посиделки:
О чем мы с вами говорили?
Что вы узнали нового?
О чем расскажите дома маме и бабушке?
Молодцы! Я рада, что вам понравились наши посиделки и вы узнали много нового, что пригодится вам в жизни (похвалить каждого ребенка).
Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.