kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого занятия "Осенние посиделки" в детском объединении декоративно-прикладного творчества "Копилочка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, народным традициям. Знакомство с покровителями женского рукоделия братьями Кузьмой и Демьяном и Параскевой Пятницей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия "Осенние посиделки" в детском объединении декоративно-прикладного творчества "Копилочка""»


Тема: Осенние посиделки

(разработка открытого занятия в детском объединении «Копилочка» педагог Склярова Е.Н)

Приобщение детей к народным традициям через ознакомление с праздниками народного календаря.


Цель: Развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, народным традициям.

Знакомство с покровителями женского рукоделия братьями Кузьмой и Демьяном и Параскевой Пятницей.


Задачи

Обучающие:

  • познакомить детей с видами рукоделия, народными приметами, пословицами и поговорками;

  • продемонстрировать знания и умения детей;

  • научить детей народным играм.

Развивающие:

  • развивать творческие способности детей, трудолюбие, упорство в достижении цели.

Воспитывающие:

  • воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе.

  • приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Ход занятия

Организационный момент:

  • приветствие, настрой на работу.

Основная часть:

  1. Рассказ о покровителях рукоделия братьях Кузьме и Демьяне и Параскеве Пятнице.

  2. Народные приметы, пословицы, поговорки.

  3. Кроссворд «Рукоделие».

Практическая часть:

  1. Практическое задание «Пасмы».

  2. Представление работ бабушек «Из бабушкиного сундука»

  3. Интервью с бабушкой .

  4. Практическое задание «Витой шнур».

  5. Подвижная игра «Ткач и челнок».

  6. Домашнее задание «Частушки»

Заключительная часть:

-Подведение итогов.


Содержание


1. Рассказ о покровителях женского рукоделия Кузьме и Демьяне и Параскеве Пятнице

Жизненный уклад человека изначально определялся сменой времен года. Народный календарь или мясяцеслов, - это годовой круг крестьянского быта, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, которым соответствуют отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы. Народный календарь (иногда его называют «народными святцами») связан и с церковным православным календарем. В нем называются особо почитаемые в народе святые, которые по убеждению крестьян, помогали им в различных делах.

Мы с вами познакомились с некоторыми народными праздниками. Давайте вспомним их: Масленица, Олена-льносейка, Троица, Ильин день, 3 Спаса, Наталья-овсянница, Покров, Рождество.

Осенью, в ноябре месяце, когда закончены сельскохозяйственные работы, наступает время зимней женской работы. И женщины просили помощи в делах у покровителей рукоделия Параскевы Пятницы, именины которой отмечали 10 ноября и братьев Кузьмы и Демьяна – 14 ноября.

Святая Параскева пользуется у русского народа особенным уважением, её иконы в старину были почти в каждом доме. Её называли «бабьей» святой, заступницей:

  • «Матушка Параскева, пошли женишка поскорее»

  • «Матушка Параскева – отдай замуж поскорее»

Так как предназначением женщины было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. А для удачного замужества надо быть хорошей хозяйкой, рукодельницей. В этот день устраивали льняные смотрины.

Женщины выносили на улицу лен – первак, показывали его друг к другу, хвалились своим рукоделием и мастерством. Старались показать свое умение женихам и будущим свекровям.

Пряжу не прядут, белье не стирают, не выносят из печи золу, не пашут и много не смеются, а то на том свете Пятница гоняться будет.

Существует поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как соблюдает обычаи и запреты. Одних она награждает, а других наказывает.

Святые братья Кузьма и Демьян были людьми образованными и хорошими врачами. Плату за лечение они не брали, строго соблюдая заповедь: «Даром получили, даром давайте». За это люди назвали их бессребрениками. Кузьму и Демьяна считают покровителями ремесел «рукомесленники», особенного женского рукоделия и мастеров кузнечных дел. 14 ноября – Кузьминки:

  • «Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы».

  • «Снежный день обещает весной большой разлив рек».

С этого дня женщины принимаются за зимнюю пряжу, и обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе тех, кто начал её раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».

Существуют приметы и обряды на этот день:

  • «Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде».

Кузьминки – девичий праздник: девушка – невеста считается хозяйкой дома, готовит для всех угощение. Девушки собирались в одной избе, приносили продукты и готовили угощения. Обязательным блюдом была каша.

Для мира в семье и удачи в женских делах в доме обязательно находились куклы братья-обереги. Это обрядовые куклы, ими не играли, а помещали их над рабочим местом.


3. Кроссворд «Рукоделие»

Куклы-обереги помогали справляться со всеми женскими работами. А чтобы не скучно было работать по одиночке, девушки собирались в одной избе на посиделки. Чем же они занимались? Давайте вспомним?


/Дети называют виды работ, а педагог вывешивает на доске слова, из которых складывается слово «Рукоделие»/









М

А

К

Р

А

М

Е















К

Р

У

Ж

Е

В

О

П

Л

Е

Т

Е

Н

И

Е



В

Ы

Ш

И

В

К

А
















С

Т

Р

О

Ч

Е

Н

И

Е












П

Р

Я

Д

Е

Н

И

Е












Т

К

А

Ч

Е

С

Т

В

О









Б

И

С

Е

Р

О

П

Л

Е

Т

Е

Н

И

Е













Ш

И

Т

Ь

Е











В

Я

З

А

Н

И

Е














Посмотрите внимательно на слово, которое получилось в центре. Это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться.


А знаете ли вы поговорки о труде? Назовите их.


А сейчас я попрошу вас составить поговорки (из разрезанных карточек):

«Труд человека кормит, а лень портит»;

«Умелые руки не знают скуки»;

«Землю красит солнце, а человека труд»;

«Долог день до вечера, если делать нечего».


4. Практическое задание «Пасмы»

Но наступает вечер, рукодельницы приходят на посиделки, и начинается работа. Сначала надо приготовить пряжу. Я прошу вас объединиться в пары и смотать пряжу в клубочки.

/Показываю пряжу, смотанную в пасмы/

Как называется смотанная так пряжа? Пасма! Запомните это слово.


5. Рассказ детей о работах бабушек

Расскажите, пожалуйста, о своих бабушках-рукодельницах и их работах.

/Девочки рассказывают о своих бабушках/


6. Беседа с бабушкой

Одна из бабушек сегодня у нас в гостях. Это Ф.И.О. – бабушка Ф.И

Вопросы.

- Кто научил вас вязать?

- Как давно вы вяжете?

- Самый любимый вид рукоделия? И др.


7. Практическое задание «Витой шнур»

Наши девочки тоже умелые рукодельницы. Покажите нам, как вы умеете плести на подушках. А чтобы было хорошо всем видно – будем плести витой шнурок. Что нам нужно для работы? Подушка, нити 2 шт. булавки.

/Используется шнур средней толшины/


Молодцы! Справились!


8. Подвижная игра «Ткач и челнок»

На посиделках не только работали, но и умели отдохнуть, поиграть. Поиграем? Игра «Ткач и челнок» (показать челнок)./Дети встают в ряд, поднимают руки, образуя ворота. Выбирают «ткача» и «челнока»/

«Челнок» пробегает в каждые «ворота», а ткач его догоняет. Если догнал – становится «челноком».


9. Частушки

Рукодельницы – девочки веселые, озорные. Они частушки сочинять и петь умеют.

/Детям было дано задание сочинить частушки по двум начальным строкам/

Я умелая девчонка,

Я без дела не сижу…


Я умелая девчонка

Ручки золотые….


Я девчонка маленька,

Но така удаленька….


Мы рукодельницы – девчушки

Неразлучные подружки:

Вместе в школу и гулять,

Вместе и носки вязать.



10. Подведение итогов

Вот и подошли к концу наши посиделки:

  • О чем мы с вами говорили?

  • Что вы узнали нового?

  • О чем расскажите дома маме и бабушке?


Молодцы! Я рада, что вам понравились наши посиделки и вы узнали много нового, что пригодится вам в жизни (похвалить каждого ребенка).


Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.


Оформление кабинета


Кабинет украшен осенними листьями, кистями рябины, калины.

В кабинете находятся стенды с материалами занятия: куклы-обереги, иллюстрация иконы Параскевы. Старинная прялка, челноки, работы бабушек, веретено.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Склярова Елена Николаевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства