«Практический опыт реализации введения ФГОС ООО в деятельности учителя технологии». Урок в музее.
«Практический опыт реализации введения ФГОС ООО в деятельности учителя технологии». Урок в музее.
Данный урок технологии "Урок в музее," по теме "материаловедение", можно провести как в 5,6,7 классах, так и в начальной школе 4 класс, то есть от простого к сложному, выбирая при этом приспособления по определенной тематике. Тип урока вбирает в себя два направления: урок комплексного применения знаний и урок обобщения и систематизации знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Практический опыт реализации введения ФГОС ООО в деятельности учителя технологии»
Урок по предмету технологии («обслуживающий труд») в 5 классе в школьном музее «Россиянка»
на тему:
«Знакомство с русским бытом XI-XV века на примере производства текстильных материалов (получение ткани - выполнение из бумаги макета полотняного переплетения)».
Учитель географии и технологии ГБОУ Школа №1415 СВАО
Смирнова Ирина Юрьевна
Москва
2017
Урок по предмету технологии («обслуживающий труд») в 5 классе в школьном музее «Россиянка»
на тему:
«Знакомство с русским бытом XI-XV века на примере производства текстильных материалов (получение ткани -выполнение из бумаги макета полотняного переплетения)».
Данный урок технологии по теме «Материаловедение» можно провести как 5, 6, 7 классе, так и в начальной школе 4 класс, от простого к сложному выбирая приспособления по определенной тематике. Тип урока вбирает в себя два направления: урок комплексного применения знаний и урок обобщения и систематизация знаний.
Я хочу поделиться опытом, своей разработкой урока в музее для конкурса «Времён, связующая нить».
Цель урока:
Ознакомить учащихся с орудиями и приспособлениями быта для прядения ткани. Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве. Научить определять направление долевой и уточной нитей; Познакомить с профессией ткача и прядильщицы.
Задачи: Образовательная - расширить кругозор учащихся; познакомить с историей получения тканей. Развивающая - развивать мыслительные способности, умение сравнивать и делать выводы; Практическая – создание макета полотняного переплетения, научить определять направления нитей основы и утка.
Личностные результаты: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; планирование образовательной и профессиональной карьеры; осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.
Метапредметные результаты:
определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий; приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Предметные результаты:
1.В познавательной сфере:
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в техническом труде; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в подготовке и осуществлении технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
2.В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда; подбор инструментов и оборудования.
3.В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; выраженная готовность к труду в сфере материального производства; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов.
4.В эстетической сфере:
моделирование художественного оформления объекта труда;
5. В коммуникативной сфере:
формирование группы для выполнения технического проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
6.В психофизической сфере: развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении станочных операций; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными в данном уроке становятся выбранные технологии:
Технология развития критического мышления:
1. Актуализация имеющихся знаний и представление об изучаемом, определяется цель темы.
2. Стадия осмысления – ученик учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации, формирование собственной позиции;
3. Этап размышления (рефлексия) – учащиеся закрепляют новые знания; учатся вырабатывать собственное мнение на основе различного опыта, идей и представлений.
Игровые технологии – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта:
(обучающие, обобщающие, познавательные). Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрыть понятия, обосновывать.
Методы обучения: беседа, рассказ, наглядный, практический,игра. Оборудование и материалы: коллекция школьного музея «Россиянка» орудия быта для прядения и ткачества: валёк, броснуха, трепала, гребень, веретено, прялка, самопрялка; льняные волокна (для создание нитей), образцы тканей с «кромкой», цветная бумага двух цветов, ножницы, линейка, карандаш, клей.
Планируемый результат: знать и различать орудия быта по ткачеству; определять на ткани долевую нить и уток, создать макет полотняного переплетения и самостоятельно подписать на макете долевую нить и уток.
Тип занятий: комбинированный. Время: 45 минут.
План урока.
Организационный момент: проверка готовности к уроку. Проверка отсутствующих.
Изучение нового материала: знакомство с темой урока, беседа по теме урока, объяснение получения тканей, рассказ учителя об истории производства тканей, знакомство с орудиями быта для создания тканей.
Практические работы.
4.Проверка усвоения изученного материала (игра).
5. Подведение итогов: анализ выполненных работ, оценка.
Технологическая карта
этап урока
время
цель
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
удд
Организацион-ный
2 мин
Проверить готовность
Поздороваться, проверить отсутствующих
Готовность к уроку: тетрадь, пенал, линейка, ножницы.
Познавательные: сопоставление, рассуждения, классификация, умение объяснять процессы, выбор способов решения задачи, поиск информации.
Регулятивные: анализ ситуации и моделирование, планирование, оценка, самооценка.
Коммуникативные: диалог, (монолог)рассказ,организация учебного сотрудничества.
Знакомство с русским бытом XI-XV века на примере производства текстильных материалов (получение ткани - выполнение из бумаги макета полотняного переплетения)
Цель: Ознакомить учащихся с орудиями и приспособлениями быта для прядения ткани.
Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.
Научить определять направление долевой и уточной нитей;
Познакомить с профессией ткача и прядильщицы.
10 мин
Ознакомить учащихся с орудиями быта
Рассказ учителя об орудиях быта и приспособлениях, работа с экспонатами
Ответы, на наводящие вопросы
5 мин
Дать понятие о пряжи и о прядении
Работа с экспонатами: прялка, веретено (рассказ)
Работа с волокном (вытянуть нить для прядения)
5 мин
Научить определять направление нитей: долевой и утка.
Понятие долевой нити и утка. Определить по кромке, по звуку, по растягиванию ткани
Практическая работа с лоскутами ткани – определить долевую и уток
15 мин
Выполнение макета из цветной бумаги ткацкого переплетения
Объяснение по созданию макета
Самостоятельная работа по созданию полотняного переплетения
рефлексия
5мин
Каковы способы получения тканей из волокон.
Что нового вы узнали на уроке
Что я нового узнал на уроке
Подведение итогов
3 мин
знать и различать орудия быта по ткачеству; определять на ткани долевую нить и уток, создать макет полотняного переплетения и самостоятельно подписать на макете долевую нить и уток.
викторина
Правильно разложить карточки с названием орудий быта и приспособлений.
Ход урока.
Учитель заранее подготавливает и раскладывает на видное место предметы быта.
Вступительное слово учителя (в музее школы «Россиянка»): «Мы с вами в школьном музее «Россиянка», где собрано большое количество предметов русского крестьянского обихода».
Ребята знакомятся с предметами быта, рассматривают. Учитель задает наводящий вопрос: «Какие предметы быта могут относиться к производству текстильных материалов (получение ткани)?» Учащиеся начинают рассматривать экспонаты, находить и выбирать те предметы быта, которые они считают, подходят к производству тканей.
Учитель: «Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?»
Учащиеся отвечают.
Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными предметами быта для прядения ткани. И попробуем создать полотняное переплетение».
Рассмотрим те предметы быта, которые вы выбрали.
«Издавна на Руси прядение представляло собой ритуал, помимо того, что было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщины за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни, а порой тут же складывая новые песни».
Рассматриваем приспособления. Учащимся дается возможность наглядно определить способ работы с данными предметами и делать определенные выводы, как можно использовать предмет (наглядно) и для чего он применяется.
Далее вместе с учителем рассматривается каждый предмет: учитель рассказывает историю предмета, и наводящими вопросами подводит к правильному ответу.
Дается список предметов и правильных терминов. Учитель рассказывает историю каждого предмета, дает терминологию, правильное предназначение и действия с каждым предметом. Показать разнообразие прялок, как фантазия народа создавала могучие как монументы прялки, прялки-лопаты, прялки-башенки, напоминающие изящные архитектурные сооружения. Учащиеся не только познают историю, но и вспоминают литературные произведения, связанные с данной темой. Например, произведение А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Назовите сказку:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
„Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир“.
„Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна“.
„Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря“.
«Сказка о царе Салтане…» Кто автор стихотворения? А.С. Пушкин
Предметы быта, выбранные для показа и работы на уроке, подобраны для создания ткани. К каждому предмету можно: подойти, потрогать, посмотреть и сделать вывод, для чего он предназначен. После рассмотрения учащимися и показа, как предмет можно использовать, учитель дает правильную терминологию данного предмета (историю создания и показ работы с этим предметом). Для того, чтобы ученики правильно находили ответы на вопросы, учитель задает наводящие вопросы.
Предметы и приспособления, подобранные для урока в музее:
Броснуха (бросальница) -Как Вы думаете, для чего предназначен данный предмет обихода?
«Валёк» (пральник) – орудие для обмолота льна. Еще один интересный предмет для работы с льняными стеблями. Как его применяли?
«Пучок льна лежал на куске ткани, закрывавшем плоскую подставку, порог или часть гладкой поверхности тока. Крестьянка быстро била вальком по семенным коробочкам и верху стеблей, время от времени поворачивая пучок. При ударах коробочки расплющивались, семя высыпалось на ткань, а верхушка стеблей разминалась. Семена льна употребляли для приготовления льняного масла и оставляли для посева. Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель – пучок льняных или шерстяных волокон. (Показать кудель) Для того чтобы кудель превратилась в нить, ее привязывали к прялке и начинали прясть, затем получалась нитка».
Одно из необходимых орудий для подготовки волокна для прядения – это гребень (орудие обработки растительных волокон и шерсти, использовавшееся для чесания трепаного льна, то есть стеблей, прошедших обработку на трепале, а также для чесания вымытой шерсти). Для чего применяли данное орудие быта? Для чего чесать льняные стебли?
Прялка (пряха). «Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, так и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей. В древней Элладе это была Афина, у русских богиня –пряха: таинственная Мокошь, и Параскева –Пятница».
Веретено. По словам А.С. Пушкина, складывалось ощущение, что во время прядения веретено «жужжало». Понятия:«верчь», «сажень». Назовите сказку, в которой веретено сыграло главную роль в жизни героев?
В середине урока проводится.
1. Практическая часть «Создание нити для прядения».
Учитель дает понятия по предмету технология: прядение, пряжа.
Учитель: «Сейчас мы с Вами попробуем себя в роли пряхи».
Пряжа - это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Процесс получения пряжи называется прядением.
Задание. Каждой из вас, я раздам по 2 «нити» пряжи.
Для того, чтобы получилась нить, что необходимо сделать? (Скручивать). Попробуйте, сами скрутить нить из пряжи.
Ткани изготавливают из ниток, скрученные из волокна.
Надо взять волокно и создать нить путем скручивания. Из этих волокон на текстильных фабриках получают нити (пряжу). Работа идет с поговоркой:
«Вот те прялка, вот те лен. Вот те сорок веретен,
Ты сиди по прядывай, Да, на меня поглядывай!»
Далее идет показ более, механизированных приборов для создания нитей.
Самопрялка
Первые попытки создания механических приспособлений для прядения ниток предпринимались еще в XV веке. Изобретение самопрялки с ножным приводом приписывают немецкому изобретателю Юргенсу и датируют 1530 годом.
И так мы перешли постепенно к ткацкому станку– «стан» (кросна,став) – ткацкий станок.
Рефлексия.
Что такое пряжа?
Цель прядения – получение длинной, равномерной по толщине пряжи.
Какие орудия и приспособления быта предназначены для создания нитей?
Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи: долевая и уток.
Понятия:
Нити, идущие вдоль ткани, называют основой (или долевая).Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют утком.
Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам
1.По кромке
2. По степени растяжения – нить основы меньше тянется.
3.Основная нить – прямая, а уточная – извитая.
Ткацкое переплетение – это переплетение нитей основы и утка.
Практическая работа «Полотняное переплетение».
Выполнение из бумаги макета полотняного переплетения.
Материалы и инструменты: бумага 2 листа цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш, рабочая тетрадь.
Выполнение работы.
I. Задание:
Начертить квадраты 10*10 см разного цвета. Вырезать.
Первый квадрат. Сложить пополам, сгибом прямоугольник положить на себя.
Отложить вниз, отступив от края 1 см, прочертить линию.
По сгибу отложить по 1 см, провести перпендикуляры до линии.
Надрезать по линиям. Получили основу.
Второй квадрат. Сложить пополам, сгибом прямоугольник положить на себя. Отложить вниз, отступив от края 1 см, прочертить линию.
Разрезать второй квадрат по намеченным линиям на полоски
Выполнить переплетения «нитей» через одну нить, обязательно подклеивать края полосок, чтобы не рассыпалось полотно.
Приклеить готовый макет переплетения в тетрадь.
II. Задание.
На готовом макете полотняного переплетения определить, где долевая нить и уток. Обозначить стрелками на макете.
Заключение. Похвалить детей, поставить оценки за урок: «Молодцы все с работой справились».
Итогом урока может стать игра.
На закрепление материала можно использовать вопросы, связанные с предметами быта и терминологией темы урока, но лучше всего провести игру: «Разложить карточки так, чтобы они совпали с названиями орудия быта и их правильным применением на экспонатах музея». Музейные экспонаты стоят на своих местах, надо найти нужное приспособление или предмет.
Закрепление изученного материала (ответить на вопросы).
Что такое волокно?
На какие виды подразделяют волокно?
На какие виды подразделяются натуральные волокна?
К какой группе относятся хлопок или лен, животного или растительного происхождения?
Кромки ткани совпадают по направлению с основой или с утка?
В условиях реализации требований ФГОС ООО, используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, то есть развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). -2-е изд., перераб./Под ред. В.Д.Симоненко.- М.:Вентана-Граф,2004.-192 с.:ил.
Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек): 5 класс.-М.:ВАКО,2011.-208с.
Дополнительная литература:
Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.—Л., 1940