На уроке отрабатываются приемы работы при пошиве наволочки промышленным способом. Совершенствовать умения находить глаголы и определять его граммотические признаки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пошив наволочки. Закрепление знаний о глаголе»
Интегрированный урок по швейному делу и русскому языку
по теме: Пошив наволочки.
Закрепление знаний о глаголе.
Цели урока:
Совершенствование знаний, умений и навыков учащихся в пошиве наволочки промышленным способом.
Закрепление и систематизация знаний учащихся о глаголе.
Задачи:
Дидактическая – отрабатывать приёмы работы при пошиве наволочки промышленным способом - швом вподгибку с закрытым срезом в соответствии с инструкционной картой; совершенствовать умения находить глагол и определять его грамматические признаки.
Воспитательная – способствовать формированию положительной учебной мотивации к труду, и умений применять полученные знания в повседневной жизни.
Форма организации учебного процесса – интегрированный урок (практическое повторение).
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, проблемные вопросы, индивидуальные коррекционные задания по теме урока, дифференцированные практические задания.
Наглядность и оборудование:
Образцы наволочек.
Инструкционно – операционная карта по теме урока: «Пошив наволочки».
Раздаточный материал (крой наволочки, инструкционная карта по пошиву наволочки, операционная карта по выполнению шва вподгибку с закрытым срезом – для индивидуальной работы).
Карточки - задания для опроса.
Тетради.
Швейное оборудование, инструменты и приспособления, утюг.
Загадка, пословица, стихотворения.
ТСО.
Межпредметные связи: математика, история, биология, русский язык и развитие речи.
Словарь: наволочка, белошвейка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Всем добрый день и добрый час!
Мы очень рады видеть Вас! (девочки приветствуют)
Девочки! Друг на друга посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.
Я знаю, что волнуетесь сегодня вы.
Но верю, вы сумеете все трудности пройти.
И, может быть, не раз придётся отступать,
Вы всё ж должны к успеху дошагать!
II.Теоретическая часть.
Актуализация опорных знаний и представлений.
Задание:
Открываем тетради и записываем число (комментирование).
Сегодня урок у нас необычный, интегрированный и вести его будет учитель русского языка Любовь Петровна и учитель швейного дела Наталья Николаевна.
Задание:
Предлагаю вашему вниманию загадку. Внимательно послушайте её.
«Для подушки есть в комоде
Платье, сшитое по моде». (Работа по загадке).
- Что это?
- Как вы догадались, о чём идёт речь? (Ответы ребят и вывод: платьем для подушки служит наволочка).
Сообщение темы урока.
Вывешивается тема урока «Пошив наволочки».
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?
(Ответы ребят).
Обобщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке мы с вами будем совершенствовать ЗУНы в пошиве наволочки с клапаном промышленным способом с использованием инструкционной карты.
Закреплять и систематизировать знания о глаголе.
- Давайте вспомним, что же такое наволочка? ( Ответы ребят).
Обобщение.
Наволочка – принадлежность постельного белья.
Вам было дано задание: посмотреть значение этого слова в словаре русского языка Ожегова. Кто ответит, что такое наволочка согласно словарю?
Ответ: Наволочка – это чехол, надеваемый на подушку.
Работа в тетради.
Задание:
- Запишите в тетрадь словарное слово – НАВОЛОЧКА (вывешивается слово). Обратите внимание на 1- ую безударную гласную в этом слове.
- Ребята! Слово наволочка произошло от существительного – НАВОЛОКА.
- Как вы понимаете это слово?
- Подберите слова, близкие по смыслу. (Ответы ребят, если смогут).
Объяснить, что другими словами – это означает надеть, натянуть.
Задание:
- Запишите в тетради под диктовку глаголы, образованные от этого существительного:
- Как вы думаете, почему это глаголы? (Ответы ребят)
Задание:
- Определите время, лицо и число этих глаголов.
- Домашнее задание: закончить работу с оставшимися глаголами: опреде –
лить время, лицо и число.
Вы знаете, что наволочка входит в комплект постельного белья. Что из себя представляет современное постельное бельё? Это изделия из разнообразных тканей как по расцветке, так и по их происхождению, по форме.
Определить ткани, из которых они изготовлены: на ощупь (3 человека, по внешнему виду – 2 человека, на ощупь и по внешнему виду – 1 человек (инд.)
Составьте предложение: Моя наволочка сшита из … ткани (2-3 человека).
Сначала подумайте, а потом ответьте: «Какие ещё ткани можно использовать для пошива наволочки?» (Ответы)
Обобщение.
Ткань всегда играла важную роль при пошиве белья, так как она прикасалась к телу и должна была вызвать приятные ощущения, поэтому для пошива использовались ткани натуральные: шёлк, х/б ткани, льняные.
- Чем же хороши натуральные ткани? (Ответы)
* хорошо впитывают влагу;
* пропускают воздух;
* хорошо стираются;
* легко утюжатся;
* быстро сохнут.
- Давайте вспомним, как получают ткань? (Ответы)
(Путём переплетения нитей основы и утка).
Девочки! назовите однокоренные слова существительного ТКАНЬ. (Ответы) (Ткацкий, ткачиха, ткать).
Задание:
Давайте составим предложение с этими однокоренными словами.
Ткачиха ткёт ткань на ткацком станке (запись на доске предложения).
Задание:
Разобрать по членам предложения.
Выделить глагол и определить, чем он является в предложении.
Информация.
Вы, конечно, обратили внимание на то, что ткани, из которых сшиты наволочки разных расцветок. Мода на постельное бельё и на ткани к нам пришла из Италии. Сама ткань для белья была только белого цвета. Именно тогда появилась профессия БЕЛОШВЕЙКИ, названная так по цвету ткани, с которой они работали. (Вывесить слово).
Задание:
Записать слово в тетради и объяснить, что это слово сложное, состоит из двух слов.
Профориентация.
- А как теперь называется профессия белошвейки?
- Какие работы может выполнять швея?
- А для чего нужно овладевать этой профессией?
- Какими качествами должна обладать швея?
Задание: назвать качества, начинающиеся на предложенную букву.
Вывешивается слово Т – терпение, трудолюбие
Р - работоспособность
У – усидчивость, усердие
Д – добросовестность, дисциплинированность.
Обобщение.
Швея - это рабочая профессия, которая сегодня востребована на рынке труда
Умение шить быстро, аккуратно и красиво потребуется вам в будущем на производстве и пригодится в быту, в повседневной жизни. Ваша задача – стараться как можно лучше овладеть навыками швейного дела, научиться правильно и точно выполнять задания, доводить любое начатое дело до конца и с отличным качеством. И я хочу вам сегодня пожелать подняться до такого профессионального уровня, как наши бывшие выпускницы: Соня Кириллова, Яна Дъяконова, Ксюша Шпурова, Ира Трошина и другие девочки.
Повысить свой профессиональный уровень вы можете в Профессиональном лицее №1 г. Биробиджана.
Ну, а пока мы овладеваем профессиональным мастерством на уроках швейного дела и вот вам такое задание: (Работа с кроем наволочки)
1. Сколько деталей имеет крой наволочки?
2. Какую форму имеет крой наволочки? (обосновать ответ)
3. Назвать и показать контурные срезы наволочки. (Инд. работа):
- Покажи поперечный срез.
- Покажи боковой срез.
Ни строительство дома,
Ни путь капитана
Не обходится без составления плана.
Так будь как строитель, как капитан.
Составляй наших действий план.
Задание: (Работа у доски – 2 человека)
1. На доске расположить план пошива наволочки (показать место, где вывешивать план) в том порядке, в котором она будет изготавливаться.
- текстовый;
- пооперационный
(Учащиеся у доски друг у друга проверяют выполнение задания)
Остальные учащиеся работают по карточкам – заданиям:
Определить направление долевой и поперечной нити (инд. раб.)
Составить план пошива наволочки из разрезного плана (Работа в паре).
Рассмотреть рисунок и вписать в пустые кружки цифры от 1 до 5 в соответствии с правильным порядком выполнения работы по пошиву наволочки с клапаном. (Подсказка на с. 22, в учебнике, в случае затруднения).
Взаимопроверка.
Задание: учитель предлагает ребятам рассмотреть наволочки, изготовленные разными способами (Двойным швом и швом вподгибку с закрытым срезом) и сравнить их: в чём различие обработки?
Учащиеся определяют, каким швом обработаны боковые срезы наволочек и находят различия.
- К каким видам швов относится двойной шов? (к соединительным)
- К каким видам швов относится шов вподгибку с закрытым срезом?
( к краевым).
Информация. Учитель сообщает, что на фабрике для обработки боковых срезов наволочки применяют шов вподгибку с закрытым срезом, который выступает в роли соединительного. Обработка таким способом экономит время и повышает производительность труда. Сегодня мы будем шить наволочку с клапаном промышленным способом.
При объяснении темы урока опора на знания учащихся в ходе коллективной беседы и на план работы, составленный при повторении у доски, содновременным закреплением материала.
Давайте приведём в соответствие каждую операцию и инструкцию к ней (то есть, к плану пошива пооперационного добавим план пошива текстовый)
и закрепим план пошива наволочки с клапаном промышленным способом.
Сначала, затем, далее, потом…(слова – помощники используемпри ответе).
Обработать поперечные срезы (каким швом?)
Вспомните алгоритм выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. (Ответ)
Отметить длину припуска на клапан. (25 см.)
Сложить детали кроя по меткам.
На какой стороне кроя наволочки будете делать метку? (на изнаночной)
Обработать боковые срезы (каким швом?)
Как вы думаете, в роли какого шва теперь выступает краевой шов вподгибку с закрытым срезом? (в роли соединительного, так как служит… (закончите предложение).
Вывернуть изделие на лицевую сторону.
Отутюжить готовое изделие, сложить по стандарту (по правилу).
Задание:
Внимательно прочитайте ещё раз план работы (цепочкой).
Мне кажется, что потерян один из пунктов плана, права ли я?
(Ответы ребят). Выясняется, что потерян очень важный пункт плана – проверка качества работы, КОТОРЫЙ ДОБАВЛЯЕТСЯ к плану.
Теперь всё в порядке.
Практический показ приёма обработки бокового среза швом вподгибку с закрытым срезом ( учителем и обращается внимание на качество работы).
Физминутка (для глаз) под музыку.
Не вставая с места, чтобы отдохнули глаза, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовали контур наволочки: повернули шею слева – направо – вниз – справа - налево – вверх. Закрыли глазки и посидели спокойно, медленно считая до 5. Отдохнули.
III.Практическая часть.
Вы знаете, девочки, о вашей работе сложено много пословиц, поговорок, высказываний. Предлагаю вашему вниманию такую пословицу:
«Ремесло шить – есть не просит, а само кормит» (вывешивается).
Работа по пословице.
- Как вы её понимаете?
- Скажите, пожалуйста, а что вы можете сказать о глаголе НЕ ПРОСИТ? Ремесло – это профессия, работа, как только что мы узнали.
А каким ремеслом занимаетесь вы? (Ответы)
Вывод: Ваше ремесло – шить.
Цель: Сегодня вы будете выполнять заказ школы – изготавливать наволочку промышленным способом, то есть, обрабатывать боковые срезы ( каким швом?), совершенствовать своё мастерство, отрабатывать приёмы работы.
Напоминаю вам, что Труд – дело важное,
Порой не безопасное,
Правила должны вы знать
Обязательно на «5».
Т/Б на швейной машине (цепочкой).
с иглой, утюгом, ножницами.
Теперь представьте себе, что наша мастерская является одним из цехов швейной фабрики, в котором вы работаете пока что ученицами швеи – мотористки. Вам дано ответственное задание, поэтому в ходе пошива наволочки не забывайте осуществлять самоконтроль, чтобы не допустить брак в работе.
Практическая работа.
Задание: пошив наволочки промышленным способом в соответствии с
ционная карта, алгоритм выполнения шва вподгибку с
закрытым срезом (для инд. работы).
Задания дифференцируются с учётом возможностей детей.
Арапова Н.- работает самостоятельно, без намётки.
Колпакова С. – работает самостоятельно, но с намёткой.
Паланская Н.
Иванова С.
Головачёва К. – будут работать с намёткой, под контролем учителя.
Загородникова Н. – в ходе практической деятельности оказывается индивидуальная помощь учителем.
В ходе всей практической деятельности осуществляется самопроверка, сравнение с образцом, взаимопроверка. (Обсуждаются оценки).
Отчёт о проделанной работе (слова- помощники: сначала, затем, потом, далее…)
IV.Заключительная часть.
1. Анализ работы.
2. Итог урока.
Предлагается закончить работу, чтобы подвести итог урока.
Что мы закрепили о глаголе, закончи предложение:
Глагол – это…
В предложении…
Имеет три…
Изменяется по числам…
Частица не придаёт глаголу…
(Выставление оценки по русскому языку).
Неожиданный итог.
Я тоже предлагаю такое задание: закончить предложение:
Я и не подозревала, что…
А у меня сегодня не получилось…
Я сегодня так старалась…
Я думала…
Я сегодня переживала…
Я верила…
Я хотела…
Вручение открытки – пожелания с комментированием оценки.
Я и не сомневалась, что у тебя всё получится.
Твоё старание, терпение помогли справиться с заданием.
Ты сегодня умница!
Я всегда верила в твои возможности, и ты сегодня это доказала.
Твоё трудолюбие и упорство помогли преодолеть все трудности. Так держать!
Умение трудиться – всегда в жизни пригодится. Будь настойчивой в достижении цели и успех обязательно к тебе придёт. Я верю в тебя.
Мастерство тому даётся, кто весь делу отдаётся. Ты сегодня это доказала. Я очень рада за тебя.
Душа обязана трудиться. И сегодня в твоей душе праздник. Ты справилась с работой, а это главное. Твоя выдержка и желание помогли в достижении цели. Молодец!
Ученье и труд всегда рядом идут. Твои результаты меня очень обрадовали, ты сегодня была на высоте. Поздравляю!