План-конспект урока по технологии с применением элементов развития критического мышления по теме «Приготовление блюд для пасхального стола»
План-конспект урока по технологии с применением элементов развития критического мышления по теме «Приготовление блюд для пасхального стола»
Представляю вам свою разработку урока. Цель урока: Формирование знаний об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи. Приобщить учеников к забытым традициям русских православных праздников, благодаря знакомству с особенностями такого праздника как Пасха. Формировать и развивать творческие способности и навыки коллективного труда у учащихся. Обучить элементам исследовательской деятельности. Развивать творческое отношение к повседневному труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии с применением элементов развития критического мышления по теме «Приготовление блюд для пасхального стола»»
План-конспект урока по технологии с применением элементов развития критического мышления по теме «Приготовление блюд для пасхального стола»
Цель урока:
Сформировать знания об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи.
Формирование интереса и воспитание уважения к русским народным традициям, русской духовной культуре.
Приобщение учащихся к утраченным традициям русских православных праздников путем знакомства с особенностями праздника Пасхи.
Формирование и развитие творческих способностей и навыков коллективного труда у школьников.
Обучение элементам исследовательской деятельности, умению работать с дополнительной литературой.
Развивать творческое отношение к повседневному труду.
Задачи:
Узнать историю праздника, его значение в Христианстве.
Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником
Выполнить несколько традиционных украшений стола к празднику
Познакомиться с занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель
Развивать позитивное отношение к эстетике быта, мелкую моторику пальцев, устную связную речь
Межпредметные связи: история, православная культура, русский язык, литература, изобразительное искусство;
Методы обучения: рассказ, беседа, сообщения учащихся демонстрация, практическая работа.
Используемые технологии:
личностно-ориентированный подход: учащимся для подготовки к уроку предлагаются задания в соответствии с их способностями и возможностями (например, выполнение рисунков пасхального яйца для итогового задания; подбор материала для выступлений на уроке, подготовка музыки и стихов, обрядов, соответствующих празднику);
коллективная деятельность на основе сотрудничества: деление детей на творческие группы: “историки”, “артисты”, “искусствоведы”, “художники.
элементы исследовательской деятельности: изучение проблемы происхождения праздника Пасхи, исследование вопроса “Обряды и обычаи Пасхи”
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор”, презентация “Пасха”,
вареные яйца,
термоэтикетки,
наклейки.
На уроке используется презентация, созданная в MS Power Paint, на основе прилагающихся графических изображений (рисунки, фотографии).
Ход урока
Организационная часть
Сообщение темы урока, (запись темы урока в тетрадь)
Актуализация знаний
Существует большой праздник, который христианами празднуется целых 7 дней и называется - Пасха.
С христианскими праздниками вы уже знакомились на уроках православной культуры.
Вопросы для учащихся:
Когда? Какие праздники? Что такое пасха?
Заполните карту: «Технология развития критического мышления»
Что я знаю?
Что я узнала?
Что хочу узнать?
Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей.
Пусть в этот день,
Красивый, добрый,
В душе сияет
Радость вновь,
И целый мир
Вокруг наполнят
Надежда, вера
И любовь!
Слово Пасха произошло от древнееврейского, означает «перерождение», «избавление».
Исторический очерк (сообщение ученицы)
Христианский праздник Пасхи имеет длинную и сложную историю.
Ранние христианские общины переняли пасху в том виде, как она праздновалась у древних евреев. Древнееврейский праздник зародился около 3500 лет тому назад. Это был весенний скотоводческий праздник. Скотоводы-евреи устраивали весной обрядовое пиршество, во время которого резали ягнят и их кровью мазали свои шатры и загоны для скота.
В этот период твердой даты праздника не было.
Переселившись из Аравийской пустыни в Палестину, иудейские племена стали заниматься земледелием и вести оседлый образ жизни. Изменились и праздники. Праздник пасхи потерял свое былое значение и слился с весенним земледельческим праздником, в котором хлеб занял центральное место. Поскольку праздник связывался с искупительной смертью Христа, это был праздник скорби и страданий. Поэтому не случайно ему предшествовал длительный пост.
Языческие верования и праздники наложили большой отпечаток на христианский праздник пасхи. Культ растительных богов, садоводства и огородничества учили празднованию возрождения. У язычников крашеные в яркие цвета яйца служили символом цветения, а золотое яичко олицетворяло Солнце, неиссякаемый источник тепла, света, а значит и жизни.
Христиане вначале праздновали обе пасхи – пасху страданий и пасху воскресения.
В дальнейшем эти праздники стали многодневным единым праздником.
Учитель:
Пасха Христова заметно выделяется из череды православных праздников своей торжественной наполненностью.
Как видите праздник Пасхи христиане выбрали как главный праздник своего верования. Как же это случилось?
Озарение Христа (сообщение учащейся).
Иисус Христос родился в Израильском государстве более 2000 лет назад. До 33 лет он рос как обыкновенный еврейский мальчик, юноша, стал плотником, помогал отцу. Но в возрасте 33 лет ему встретился Иоанн Предтеча, которого иначе называют Креститель. Легенды о том, что Бог пошлет на землю миссию, люди передавали друг другу давно, но именно в Иисусе Иоанн Креститель узнал сына бога. Он крестил Иисуса водой реки Иордан. Но Иисус не поверил ему, и люди, наблюдавшие за ними тоже.
Однажды Иисус Христос гулял по окрестностям города, на него снизошло озарение.
(Звучит музыка)
Свет лился с неба, звучала божественная музыка, ангелы спустились перед Христом. Они рассказали ему, что он на самом деле родился не от земного человека, а сын бога, и именно ему придется взять на себя все грехи людей и своими страданиями искупить их.
С этого дня Иисус начал проповедовать. Он говорил людям, что надо любить всех людей, и друзей и врагов. Если в мире воцариться мир и любовь, верующие вознесутся на небо и вернуться в Рай, из которого были когда–то изгнаны. Многим людям хотелось жить в таком мире, они тоже стали проповедовать и называли себя учениками Христа. Учеников становилось все больше и это не понравилось властям. Среди учеников Христа они нашли завистника по имени Иуда, который предал его, выдав стражникам. Местные священники фарисеи предложили Христу выбор: жизнь в обмен на его убеждения. Но Христос не мог отказаться от правды, которой поверило так много людей. Он предпочел смерть. Страстная неделя дает возможность вспомнить те события, которые предшествовали смерти Христа. Во вторник Иисус был предан, до пятницы его били и мучили, и, наконец, в пятницу Иисус был предан смерти. Его распяли на кресте, который является основным символом Христианства. Смерть на кресте была долгой и мучительной.
После смерти Христа один из его последователей попросил его тело для достойного погребения. Власти разрешили снять Иисуса с креста и положить его в пещеру. Но чтобы его тело не выкрали, вход в пещеру завалили камнем. Они опасались: а вдруг его друзья украдут тело и объявят его воскресшим.
Воскрешение Христа доказало людям то, что он говорил правду в своих проповедях. Все его ученики и все его друзья разнесли эту весть по всем землям. Многие из них пострадали так же как их учитель. С тех пор праздник Возрождения стал самым радостным праздником среди верующих людей.
Учитель.
Понедельник. Дом очищают от старых, громоздких вещей. Начинается большая уборка.
Вторник. Закупаются продукты для Пасхи.
Делаются лечебные настои.
День стирки .
Среда. Желательно вымыть полы, «выбить» ковры.
Четверг. Последний день когда можно до Пасхи мести полы.
Пятница. Кулинария в этот день спорится.
Суббота. Последняя(тихая) приборка. Окраска яиц.
На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения
А как же появилась традиция красить яйца на этот праздник?
Учащаяся.
Предание о первом красном яйце
В рассветной дымке таяла долина,
Над облаками золотился Крест.
Пришла к царю Мария Магдалина,
Весть принесла: “Иисус Христос воскрес!”
- Нет, женщина, тебе я не поверю!
Фантазии и вымыслу есть мера, -
Мысль оживила властное лицо.
- Как не поверю я, что белое яйцо,
Тобою принесенное мне в дар,
Вдруг станет красным,
Вспыхнет как пожар!
Царь замолчал, но с этими словами
Свеченье разлилось над головами,
Стеснилось и замедлилось дыханье,
Казалось, где-то музыка звучит.
Яйца коснулись теплые лучи,
Оно зажглось в лучах, затрепетало
И, словно Кровь Христова, алым стало!
Учитель.
На праздничном столе обязательно должны быть кулич, творожная пасха и крашеные яйца. Стол традиционно украшается, накрывается самой лучшей скатертью, нарядно сервируется.
Издревле яйца красили в красный цвет различными способами. На Руси это был отвар луковой шелухи, березовых почек, заворачивали в линялые лоскутки.
Но самым интересным занятием было изготовление писанок.
Есть разные способы расписывать яйца, мы с вами сделаем это простой гуашью.
На Руси на писанки наносили определенные символы, с некоторыми вы уже знакомы с предыдущих уроков.
Учитель
Яйца называются в зависимости от способа окраски:
расписные — “писанками”,
крашеные — “крашенками”.
Отличие их в том, что для крашенок использовали вареные яйца, которые потом съедались, а для писанок – сырые.
Украшение яиц разными способами
Учитель
Можно сделать различные мешочки для яиц.
Как видите мешочки можно сделать разными способами: связать крючком (с этой технологией вы знакомы), сплести сетку из бисера (многие из вас владеют этим рукоделием), мы сегодня будем делать мешочек из трикотажной ткани и украшать её бисером и искусственными цветочками.
Но мы с вами будем делать подставки для яиц.
Учитель
В царской семье Романовых была такая традиция: на каждую Пасху ювелирный дом Карла Фаберже дарил царской семье драгоценное пасхальное яйцо.
Большинство пасхальных яиц Фаберже заключало в себе сюрприз.
Считается, что всего фирмой Фаберже было создано 56 пасхальных яиц для императорской фамилии. К сожалению, большинство из них бесследно исчезло в бурные годы революции и Гражданской войны. Скорее всего, они нашли “приют” в зарубежных частных коллекциях. А те яйца, о которых был наш рассказ, можно увидеть в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля. Там их всего десять и каждое неповторимо.
Обряды на Руси (сообщение учащейся)
Как и столетия назад, в наше время, христиане дарят друг другу крашеные яйца, говоря: "Христос воскрес! - Воистину воскрес!". Освященное яйцо за пасхальным столом едят первым, когда, придя от заутрени, садятся за трапезу. Но роль яйца этим не исчерпывается. Яйца дают родным, соседям, пришедшим поздравить, берут с собой, когда идут в гости, раздают нищим, оставляют в церкви.
Например, по европейским традициям – плодовитый заяц царит на пасхальной трапезе, олицетворяя собой вечно возрождающуюся жизнь. Любимой пасхальной забавой у русских является катание яиц. Оно начинается в первый день Пасхи, после обеда, и продолжается часто всю пасхальную неделю.
Освященному яйцу приписываются магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, если его кинуть в огонь, потому-то такие яйца даже хранили за иконой на случай пожара (и прежде чем бросить его в огонь, трижды обегали с ним вокруг дома). На Ярославщине с пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овец. Пасхальным священным яйцом гладили скотину по хребту, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкая; делали это перед первым выгоном скота на пастбище.
Учитель
добавляет по презентации
Практическая работа (15 минут)
Инструкционная карта: «Последовательность изготовления пасхального яйца»
В соответствии с темой, учащиеся подготовили варёные яйца,
контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности;
индивидуальная работа.
Анализ готовых изделий.
Анализ работ учащихся, выставление отметок.
закрепление пройденного материала;
Итог урока:
Вопросы – задания по итогам урока:
Почему Пасха называется торжеством торжеств? Почему это главный праздник у христиан?
Кто такой Иисус Христос?
Назовите пасхальные развлечения.
Назовите пасхальные приметы.
Чем отличается крашенка от писанки?
Какой известный ювелир изготавливал в своей мастерской пасхальные яйца для императорской семьи?
Почему именно Пасху русские люди стремились отметить благотворительностью?
Что такое обряд христосования?
Подведение итога занятия.
Качественная оценка работы класса.
Достигнуты ли цели урока?
Все ли учащиеся справились с работой?
Что вызвало затруднение?
Учитель: мудрость русского народа гласит:
-Всё хорошо, что хорошо кончается. - Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
-У страха глаза велики. - Учиться никогда не поздно.
-Ум хорошо, а два лучше. - Поспешишь – людей насмешишь.
-Не ошибается тот, кто ничего не делает. - Век живи – век учись.
Заключительная часть
анализ и оценка выполненной работы;
уборка рабочих мест и кабинета.
Завершение урока
Традиционными были и подарки па Пасху. Мы тоже приготовили вам пасхальные подарки в память о нашем празднике.
В воскресенье наступит этот радостный праздник. Желаю вам отметить его дома с вашей семьёй в добре и любви друг к другу.
Домашнее задание
Рефлексия.
При выходе из кабинета оставьте свои впечатления о нашем уроке.
на уроке было интересномне на уроке было
трудно
узнала много нового хочу узнать еще больше
Сегодня самый лучший в мире праздник
И самый светлый день, что есть в году.
На сердце каждого сегодня радость,
Всецело посвященная Христу.
Сегодня всюду песни и веселье,
Весь мир на разных языках поет
О торжестве Христова воскресенья
И Богу честь и славу воздаёт!
Христос воскрес! — несется над землею
Многоголосым эхом до небес.
И на приветствие звучит святое
Один ответ: воистину воскрес!
А.Вельк
О пасхальных развлечениях
1) посещение колокольни. Трезвонили с утра до 5 часов вечера. В течение всей недели на колокольне толпились парни, мужики, девушки, бабы, ребятишки, все хватали за веревки и поднимали такой перезвон, что батюшка посылал дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни.
2) катание яиц.
3) все качались на качелях (на экране кадры «Качели», Аткинсон «Качели», Х.-Г.Гейслер «Качели», «Круглые качели»). Возле качелей собирались девушки с подсолнухами, бабы, ребятишки, мужики и парни с гармониками и тальянками.
4) приглашали в гости кумовьев и сватов. В отличие от Масленицы, на Пасху приглашали даже будущих сватов. Во время обеда жениха и невесту сажали рядом в красном углу. Жених ухаживал за невестой. Обычай требовал, чтобы он называл ее на «вы», угощал сладостями, после обеда катался с ней по деревне.
А ювелирные мастерские изготавливали произведения искусства из золота, серебра, фарфора, драгоценных камней, цветного стекла. Они были разные: в них можно было спрятать сюрприз, носить как украшение, прикалывать на одежду.
Пасхальные верования
Пасхальное яйцо
помогает при тушении пожаров. Если праведный человек возьмет такое яйцо и 3 раза обежит вокруг горящего здания со словами «Христос воскрес!», то пожар утихнет, а затем и прекратится;
помогает в земледелии. Пасхальное яйцо во время молебна зарыть в зерно, потом выехать с этим зерном и яйцом в поле на посев, чтобы обеспечить урожай;
пшеницу и рожь, где была спрятана крашенка, хранили до посева;
впервые после зимы прежде, чем выгнать лошадей на пастбище, яичком «прокатывали» коня от гривы до хвоста, приговаривали: «Как яичко кругло и гладко, так лошадушка будь кругла и сыта».
Приметы:
Для стариков. Старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Для старух. Старухи умывались с золота и серебра в надежде разбогатеть.
Девицы не брали соли, чтобы руки не потели. Умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор – чтобы быть крепкими.
В первый день Пасхи примечали:
на Пасху небо ясное - к хорошему урожаю, на святой дождь - добрая рожь
на 2-й день Пасхи ясная погода - лето дождливое, если пасмурная - лето сухое.
Загадки :
На поле стожок – золотой вершок, около фигурки серебряные, маковка – позолоченная. /церковь/
Стоит столб от земли донеба, в этом столбе 12 горшков, в каждом горшке по дитенку. /колокольня/
3. Стоит столб, горит огнем; ни жару, ни пару, ни угольев. /свеча/
4. Бык железный, хвост конопляный, коса до полу, голос до неба. /колокол/
5. Катится бочка, на ней ни сучочка. /яйцо/
Представляю вам свою разработку урока. Цель урока: Формирование знаний об истории возникновения, обрядах и бытованию праздника Пасхи. Приобщить учеников к забытым традициям русских православных праздников, благодаря знакомству с особенностями такого праздника как Пасха. Формировать и развивать творческие способности и навыки коллективного труда у учащихся. Обучить элементам исследовательской деятельности. Развивать творческое отношение к повседневному труду.