Тема урока: Волокна растительного происхождения. Производство текстильных материалов. Тип урока: урок открытия нового знания
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Цели урока: 1. Дать представление о ручном ткачестве, устройстве станка, видах ручного ткачества, научить выполнять несложные переплетения.
2. Развить творчество, аккуратность, внимание, моторику.
3. Профориентация, привить эстетический вкус.
Задачи для детей с ОВЗ.
(использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни)
Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах.
Личностные будут сформированы интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике, правила безопасной работы с иглой, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.
Метапредметные познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность представленную в учебнике; получат возможность научиться выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
коммуникативные – научаться задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
регулятивные - научатся принимать и сохранять учебную задачу, работать с технологическими картами, ориентироваться на страницах учебника; получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Планируемые результаты урока (отдельно прописываются задачи для детей с особыми образовательными потребностями)
Учащиеся ознакомятся с производством и классификацией текстильных материалов, расширят кругозор; проводить простейшие исследования; развивать умение планировать свою работу, сообразительность, логическое мышление, внимание; воспитывать аккуратность и культуру труда.
Учащиеся получат возможность самостоятельно выполнять работы по определению направления долевой нити в ткани, определять лицевую и изнаночную сторону ткани.
Наглядно-демонстрационный материал: учебник, коллекция волокон, образцы ткани, ниток, игл, мультимедийная презентация.
Материально-технической обеспечение Ткань, портновский мел, иглы ручные, ножницы, клей, картон.
Название этапа урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Формулирование задания для детей (главное слово глагол) | Формы организа-ции взаимодей-ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Условия для детей с особыми образовательными потребностями |
1. Организацион-ный момент (1-2 мин) | Организация самоопределения обучающихся к деятельности на уроке | Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку | Фронталь-ная | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке | Помощь в самоорганизации учащегося с ОВЗ. |
2. Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | В начальных классах вы знакомились с видами рукоделия, работали с различными нитками и тканью. Получили представления о текстильных волокнах и их свойствах. Подводит обучающихся к цели занятия: « расширить знания о производстве текстильных материалов» и ставит задачи: 1. научатся определять долевую нить в ткани; 2. научатся определять лицевую и изнаночную стороны ткани 3. научатся определять прочность окраски ткани | Слушают учителя Беседуют с учителем | Фронталь-ная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают исохраняют учебную задачу | Устные ответы учащегося. |
3. Освоение нового материала (15 мин + 5 мин) | Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о классификации текстильных волокон, характеристике волокон растительного происхождения (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | Фронталь-ная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду | Дополнительный рассказ, объяснение, опрос. |
Исследовательское задание | - Разделите кусочек ткани на ниточки. - Сделайте вывод, что такое ткань Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод | Проводят исследование, в сотрудни-честве с учителем и одноклас-сниками находят решения учебной задачи; делают вывод | Индивидуальная или парная | Познавательные: умеют выявлять особенности ткани в процессе её рассмотрения; формулировать выводы Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную | Устные ответы, дополнительный рассказ, объяснение. |
Словестно-иллюстративный рассказ «Производство текстильных материалов». Работа с учебником (с. 82). Просмотр мультимедийной презентации | Рассказывает о производстве нити, ткани, отделочном производстве, способах определения долевой нити и лицевой стороны ткани (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации | Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. Рассматривают образцы нитей, ткани. Делятся впечатлениями | | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выявлять особенности разных волокон в процессе их рассмотрения, делать выводы Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу | |
Физкультминутка (5 мин) | Проводит физкульт-минутку | Выполняют упражнения | Фронталь-ная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Двигательная деятельность |
4. Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону. (8 мин + 24 мин + 5 мин) | Организация рабочего места Лабораторная работа Лабораторная работа | Проверяет организацию рабочего места Определение направления долевой нити в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности | Организуют рабочее место Выполняют задание Выполняют задание | Индиви-дуальная Индиви-дуальная Индиви-дуальная | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке | самостоятельная работа с проверкой Индивидуальная работа. |
Физкультминутка (5 мин) | Проводит физкульт-минутку | Выполняют упражнения | Фронталь-ная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Двигательная деятельность |
Лабораторная работа | Сравнительный анализ прочности окраски тканей Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе | Выполняют задание | Индиви-дуально | Познавательные: умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место Регулятивные: ориентируются в учебнике, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения обучающихся на уроке | Индивидуальная работа |
5. Рефлексия деятельности (итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин) | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам: 1) Как называется процесс получения ткани из пряжи? 2) На каких станках вырабатывают пряжу? 3) 1Iеречислите виды волокон. 4) Назовите нити, из которых состоит ткань. 5) Дайте характеристику нити основы и нити утка. Б) Что находится по краям ткани, для чего она служит? 7) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях? | Рассматрива-ют итоги лабораторных работ, оценивают их | Фронталь-ная | Личностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных лабораторных испытаниях Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание обуча-ющихся за работу на уроке. Устные ответы |
| Домашнее задание. Уборка рабочих мест (5 мин) | Объясняет задание §14 стр. 82 | Слушают учителя | Индиви-дуальная | | Объяснение задания, индиви-дуальная работы. |