План -конспект урока в 5 классе "Конструирование швейных изделий. Мерки. Снятие мерок"
План -конспект урока в 5 классе "Конструирование швейных изделий. Мерки. Снятие мерок"
Данный урок имеет следующую цель и УУД: Цель урока (предметные): Обучить снятию мерок, понимание необходимости знаний в дальнейшей жизнедеятельности.
Метапредметные: 1. Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, формированию мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.
2. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать других, умение договариваться, действовать сообща, принимать другую точку зрения.
3. Создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий: развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности.
Урок очень интересный, объёмный по информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемно - поисковый, самостоятельная и практическая работа.
Межпредметные связи: история, математика.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (таблица с мерками), карточки- задания, масштабные линейки закройщика, угольники, сантиметровые ленты для снятия мерок, тесьма для обозначения талии.
Цель урока (предметные): Обучить снятию мерок, понимание необходимости знаний в дальнейшей жизнедеятельности.
Метапредметные: 1. Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, формированию мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.
2. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать других, умение договариваться, действовать сообща, принимать другую точку зрения.
3. Создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий: развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной деятельности.
Организационный момент.
-приветствие
-проверка явки учащихся на урок
-проверка готовности учащихся к уроку
-настрой учащихся на работу
2. Проверка домашнего задания
Сегодня мы начнём наш урок с выполнения заданий которые вам прислали. Выполнять их вы будете парами.
Открываем конверт с первым заданием, и читаем внимательно условия задания, после чего обсуждаем её в паре и проводим взаимоконтроль
Задание № 1. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
1. Что такое материаловедение? Запишите ответ в тетрадь (это наука которая изучает строение и свойства материалов, используемых в швейных изделиях).
2. Что такое ткань? (ткань состоит из тонких нитей, пряжи, плотно переплетенных между собой).
3. По каким признакам определяем нить основы и утка в ткани? (по степени растяжения, по кромке, по звуку, по виду нити).
4. По каким признакам определяем лицевую и изнаночную сторону ткани? (по цвету, ткацкие дефекты на левой стороне, по кромке).
5. Восстанови последовательность получения хлопчатобумажной ткани.
6. Восстанови последовательность получения льняной ткани.
7. Что образовывается в ткани в результате переплетения нити основы и нити утка? Какие виды ткацких переплетений знаете?
Открываем конверт со вторым заданием, и читаем внимательно условия задания, после чего обсуждаем её в паре и проводим взаимоконтроль.
Задание №2.Головоломка.«Восстанови». Дорисуйте наполовину стершиеся буквы и прочитайте слова. Они имеют отношение, к чему? (свойствам ткани).
1.Гигроскопичность - способность ткани впитывать влагу из окружающей среды.
2.Драпируемость – способность ткани образовать мягкие складки.
3.Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло выделяемое телом человека.
4.Воздухопроницаемость – способность ткани дать возможность телу дышать.
-Какие эти слова?
-Что они обозначают?
-Давайте дадим объяснение каждому слову.
Молодцы!.
-Что такое волокно?
-Какие волокна знаете?
УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЕ
Вопросы
Ответы
1.Сырьё для производства пряжи
2.Растение, семена которого покрыты тонкими белыми волокнами
3.Растение, из которого получают длинные прочные волокна
4.Нить идущая вдоль кромки ткани
5. Ткань имеющая рисунок
6. Процесс получения пряжи из волокон
7. Процесс нанесения рисунка на ткань
8. Неосыпающийся край ткани
9. Основная профессия в ткацком производстве
10. Переплетение нитей в ткани , похожее на шахматную доску
11.Ткань имеющая ворс
12.Ткань снятая с ткацкого станка
13. Процесс вырабатывания ткани на ткацких станках
14. Переплетаясь между собой нити основы и утка образуют
15. Часть рисунка в ткани которое повторяется во всех направлениях
И. Кромка
С. Основа (долевая)
О. Полотняное
Р. Прядение
К. Волокно
О. Хлопчатник
Р. Ткач
У. Печатание
Т. Набивная
Н. Лён
Е. Раппорт
В. Ворсовая
А. Суровьё
Н. Ткачество
И. Ткацкий рисунок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
К
О
Н
С
Т
Р
У
И
Р
О
В
А
Н
И
Е
-Какое слово получилось?
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Новая тема
Записываем тему урока в тетради: КОНСТРУИРОВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ.
Какую цель ставим?
Давайте составим план работы по данной теме:
Что такое конструирование?
Что нужно знать для того чтобы сшить изделие?
Что такое мерки? Как их снимают?
Чем снимают мерки7
Какие мерки необходимо снимать?
Что такое конструирование?
Конструирование – это построение чертежей деталей одежды.
-А что такое одежда? Это совокупность предметов, которыми покрывают тело.
Одежду изготавливают из различных материалов.
Из каких? (меха, кожи, листьев, льна, хлопка, шерсти и т.д.)
-Какие виды одежды вам знакомы? Давайте обратимся в дополнительную литературу и узнаем какие виды одежды бывают?
По своему назначению одежду разделяют на:
бытовую,
производственную,
спортивную,
форменную.
Эту классификацию можно представить в виде схемы:
- Ответы ребят. Обсуждения.
Рассмотрим иллюстрации.
Вам уже известно о том, что мы будем шить фартук. К какому виду одежды он относится?
- бытовая, производственная.
-Почему вы так решили? Потому что, он необходим для приготовления пищи.
- Для чего нужно надевать фартук и косынку при приготовлении пищи? (что бы не замарать одежду, чтобы волосы не попали в продукты питания).
- фартук необходимо одевать только на кухне? (также при уборке дома).
- Из каких тканей необходимо изготавливать фартук? (х/б и льняной)
Почему? (потому что они хорошо стираются и утюжатся).
- А кто-нибудь знает, когда появился фартук?
Давайте заслушаем сообщения учащихся.
Как вы думаете какие фартуки бывают, как их можно классифицировать?
Классификация фартуков
Фартуки могут быть:
дополнением к национальному костюму
элементом рабочей одежды
нарядными – для сервировки стола при обслуживании гостей
Ответы ребят. Они работают с учебником и дополнительной литературой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.)
И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 –опустить (повторить 4-6 раз)
И.П – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (повторить 3-4 раза)
Прежде чем приступить к изготовлению фартука необходимо построить шаблон.
Что такое шаблон?
Шаблон – это чертеж деталей швейного изделия в натуральную величину.
А из чего делается шаблон?
Из бумаги, картона.
В начальной школе на уроках технологии вы уже выполняли работу по шаблону (выкройке). Например, аппликация из листочков.
Что бы построить выкройку, что нам необходимо? (рис 47).
Для чертежных работ лучше использовать карандаш средней твердости, а линии проводить при помощи линейки.
Иногда чертеж больше листа бумаги или совсем маленький. Что делать в такой ситуации? Построить чертеж в масштабе. Что такое масштаб?
Масштаб указывает во сколько раз настоящие размеры предмета больше или меньше соответствующего размера на чертеже. Он записывается в виде отношения двух чисел, например, 1:2, означает, что в 1 см чертежа содержится 2 см реального предмета, т.е изображение предмета уменьшено в 2 раза. Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза, 2:1 увеличение в 2 раза, 1:1 означает, что предмет изображен в натуральную величину.
На уроках мы будем строить чертеж в масштабе 1:4, т.е. уменьшенным в 4 раза, для этого нам понадобится линейка закроищика.
Для того чтобы изображение на чертеже было понятным, ГОСТом предусмотрено использование определённых знаков. Одними из них являются линии:
толстая сплошная
тонкая сплошная
штрихпунктирная
Давайте нарисуем эти линии в тетради
А теперь пригласим к доске двух девочек из вашего класса (большая и маленькая). Чем они отличаются?
Ростом, объемом.
А они могут носить одежду одного размера?
Нет.
Как узнать, какая одежда девочкам нужна? Большая или маленькая?
Их надо измерить, снять мерки и сделать выкройку по этим меркам.
Какими инструментами можно измерить человека? Удобно ли измерять линейкой?
Нет, для измерения применяют специальную ленту.
Правильно, эта лента называется сантиметровая. Её изобрел в 1810 г. французский портной. Она имеет длину 150 см. и ширину 2 см. На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа.
Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.
При снятии мерок нужно помнить следующие правила:
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают шнуром.
Стоять надо прямо без напряжения.
При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Для правильного снятия мерок нужно знать расположение конструктивных линий фигуры:
Линия шеи
Линия груди
Линия талии
Линия бёдер
Линия колен
Для этого, нам поможет следующий рисунок:
Он образно передает постепенность снятия мерок, расположение конструктивных линий фигуры человека. Мы видим девочку, как бы выходящую из воды:
1.Сначала девочка стоит по шею в воде - это показывает линию шеи и можем снять мерку Ош –обхват шеи.
2. Затем становятся видны плечи - это показывает линию груди и можем снять мерку Ог.
3.Появилась самая тонкая часть туловища - это показывает линию талии и можем снять мерку От.
4.Вода опустилась до середины бедер - это показывает линию бедер и можем снять мерку Об.
5. И наконец, стали видны ноги до колена - это показывает ориентир для определения длины изделия и можем снять мерку Ди.
Если изделие симметрично, т.е. его правая и левая половина совершенно одинаковые, то можно сделать выкройку только одной половины.
Тело человека симметрично? Да.
Как мы будем строить выкройку? Чертеж будем строить на половину изделия.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ
Сейчас приклейте в тетрадь силуэтку девочки и обозначаем на ней конструктивные линии.
Пишем в тетради определения:
МЕРКИ – это основные измерения фигуры человека, полученные путем её измерения.
СНЯТИЕ МЕРОК- это измерения фигуры для построения выкроек по конструктивным линиям.
МЕРКИ обозначаются заглавными буквами русского алфавита:
О – обхват
С- полуобхват
Д – длина
Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения: Ст- полуобхват талии.
Сейчас, я вам покажу как правильно снимать мерки на манекене. Для этого необходимо знать расположение основных точек и линий на фигуре. Тканевые ленты на манекене помогают правильно измерить все необходимые размеры.
Вы в своих тетрадях на силуэтке обозначьте место расположения мерок прямо на конструктивных линиях.
Практическая работа игра «АТЕЛЬЕ».
Разделитесь по 3 человека. Одна из девочек будет приёмщицей заказа. Она должна будет снять мерки со второй девочки заказчицы. Третья будет помощником, будет записывать мерки в тетрадь. Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.
Девочки выполняют практическую работу по снятию мерок. Учитель проводит целевой обход – проверяет правильность работы.
Молодцы! С заданием справились все.
Подведение итогов,
Анализ выполнения практических работ: самостоятельность и правильность выполнения работы; наиболее характерные ошибки, допущенные учащимися. Выставление оценок согласно предложенным критериям.
Критерии оценивания
ФИ ученика _____________________ Класс ____
№
Показатель критерия
Баллы
«1»
«0.5»
«0»
1
Соблюдение правил снятия измерений
2
Правильное определение конструктивных линий
3
Правильное измерение размерных признаков фигуры и запись их в тетрадь(ошибка в измерениях более 2см оценивается в «0» баллов)
4
Правильное и аккуратное построение чертежа изделия