План-конспект урока технологии "Орнаментальная композиция"
План-конспект урока технологии "Орнаментальная композиция"
Тема урока: Орнаментальная композиция.
Цели урока: научить составлять орнамент из предложенных элементов; Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности; Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Наглядные пособия: Рисунки русского, казахского и украинского орнаментов; рисунки для вышивки по свободному контуру, традиционные для Казахстана; образцы орнаментальных композиций уч-ся прошлых лет.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока технологии "Орнаментальная композиция" »
10 класс --------------------------------------------
Тема урока: Орнаментальная композиция.
Цели урока: научить составлять орнамент из предложенных элементов; Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности;Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.
Наглядные пособия: Рисунки русского, казахского и украинского орнаментов; рисунки для вышивки по свободному контуру, традиционные для Казахстана; образцы орнаментальных композиций уч-ся прошлых лет.
Оборудование и материалы: компьютер; плакаты по ТБ при ручных работах; готовые изделия; пяльцы; ножницы; иглы с большим ушком;
Ход урока
I. Организация начала занятия
Приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Постановка целей урока
III. Изложение нового материала
При выборе рисунка для композиции возникает целый ряд вопросов:
Какие орнаменты будут использоваться в работе
Размер и вид композиции
Расположение узора на изделии
Выбор цветового решения композиции
Все это – слагаемые понятия “Композиция”. Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент. Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма. Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "кошкармуйiз" — бараньего рога - это ритм. Если "кошкармушз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности - это называется "шетою" — бордюрный орнамент. Изготовление орнаментов — это древнее искусство, развивающееся в течение многих веков. В разных предметах прикладного искусства орнаменты, сохраняя свою самобытность, располагаются в определенном, только им присущем порядке. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы: изображения птиц, цветов и животных. Согласно поверьям древних тюрков птица была символом неба, рыба — воды, дерево — земли. В содержание древних орнаментов в полном объеме вложены традиции мастеров прикладного искусства, сохранившиеся в течение многих веков. Опираясь на имеющиеся данные, можно сказать, что мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы. На изделиях изображены части тела животных: рога, копыта, птичий клюв, лисья голова, волчье ухо, собачий хвост, а также многие виды растений. Орнаменты являются культурной летописью казахского народа, подобно устному народному творчеству. Мы должны быть знакомы с этим видом искусства, которое начинает забываться со временем. Оно должно занять свое достойное место среди других видов искусства: прикладного, изобразительного, архитектуры и т.д.
“Композиция” – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Основным источником создания орнамента явилась природа. Чудесными узорами “расписала” она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, листья и многое другое. Древние люди, изготавливая примитивные сосуды из глины, украшали свои изделия различными линиями и рисунками. И вот такие украшения называли “орнаментом”
“Орнамент” – от латинского “украшение” – узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а так же геометрических фигур.
Ритмически повторяющийся мотив (элемент) или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называют “Раппортом”. Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.
“Симметрия” – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно осей.
(Слайд 8)
Особенности национальных казахских орнаментов
Своеобразие орнаментов проявляется в геометрическом орнаменте, который представляет в богатейшем разнообразии преимущественно две фигуры: “крюки” и “ромбы”. Умение составлять из одних и тех же мотивов множество новых композиций и подтверждает богатый мир их творческой фантазии.
III. Закрепление нового материала
Разработка элемента Казахского орнамента. Зарисовка элемента орнамента (раппорт) в тетрадь
IV. Вводный инструктаж
– Инструктаж по ТБ и организации рабочего места
Перед тем как приступить к выполнению работы, необходимо правильно организовать рабочее место, нитки, инструменты и приспособления.
Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.
Организовать рабочее место:
нитки и инструменты хранить в специальной коробочке
во время работы необходимо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову.
расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.
стул пододвинуть к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Подсказки
1.Орнамент – узор, составленный из ритмично чередующихся элементов растительного или животного мира, а также геометрических фигур.
Раппорт – ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, составляющих рисунок.
VII. Текущий инструктаж
Коррекция умений и навыков. Проверка соблюдения правил техники безопасности. Выполнение учащимися орнаментальной композиции из бумаги.
VIII. Подведение итогов
Анализ допущенных ошибок и оценивание работ. Показ работ и обсуждение. Подведение итогов урока. На данном уроке учащиеся самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке выполнили орнаментальную композицию.