kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока технологии "Орнаментальная композиция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Орнаментальная композиция.

Цели урока: научить составлять орнамент из предложенных элементов;  Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности; Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Наглядные пособия: Рисунки русского, казахского и украинского орнаментов; рисунки для вышивки по свободному контуру, традиционные для Казахстана; образцы орнаментальных композиций уч-ся прошлых лет.

Ведущие понятия: Композиция, орнамент, симметрия, узоры, раппорт, элемент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока технологии "Орнаментальная композиция" »

10 класс --------------------------------------------

Тема урока: Орнаментальная композиция.

Цели урока: научить составлять орнамент из предложенных элементов;  Развивать глазомер, моторику мышц руки; способность сравнивать и анализировать; формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к виду рукоделия, развитию самостоятельности; Воспитывать трудолюбие, эстетические и патриотические качества личности; формировать у учащихся навыки культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов.

Наглядные пособия: Рисунки русского, казахского и украинского орнаментов; рисунки для вышивки по свободному контуру, традиционные для Казахстана; образцы орнаментальных композиций уч-ся прошлых лет.

Ведущие понятия: Композиция, орнамент, симметрия, узоры, раппорт, элемент.

Оборудование и материалы: компьютер; плакаты по ТБ при ручных работах; готовые изделия; пяльцы; ножницы; иглы с большим ушком;

Ход урока

I. Организация начала занятия

Приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Постановка целей урока

III. Изложение нового материала

При выборе рисунка для композиции возникает целый ряд вопросов:

  • Какие орнаменты будут использоваться в работе

  • Размер и вид композиции

  • Расположение узора на изделии

  • Выбор цветового решения композиции

Все это – слагаемые понятия “Композиция”. Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.
Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "кошкармуйiз" — бараньего рога - это ритм. Если "кошкармушз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности - это называется "шетою" — бордюрный орнамент. 
Изготовление орнаментов — это древнее искусство, развивающееся в течение многих веков. В разных предметах прикладного искусства орнаменты, сохраняя свою самобытность, располагаются в определенном, только им присущем порядке. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы: изображения птиц, цветов и животных. Согласно поверьям древних тюрков птица была символом неба, рыба — воды, дерево — земли. 
В содержание древних орнаментов в полном объеме вложены традиции мастеров прикладного искусства, сохранившиеся в течение многих веков. Опираясь на имеющиеся данные, можно сказать, что мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы.
На изделиях изображены части тела животных: рога, копыта, птичий клюв, лисья голова, волчье ухо, собачий хвост, а также многие виды растений. Орнаменты являются культурной летописью казахского народа, подобно устному народному творчеству. Мы должны быть знакомы с этим видом искусства, которое начинает забываться со временем. Оно должно занять свое достойное место среди других видов искусства: прикладного, изобразительного, архитектуры и т.д.

“Композиция” – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. Основным источником создания орнамента явилась природа. Чудесными узорами “расписала” она крылья бабочек, спинки гусениц и змей, листья и многое другое. Древние люди, изготавливая примитивные сосуды из глины, украшали свои изделия различными линиями и рисунками. И вот такие украшения называли “орнаментом”

“Орнамент” – от латинского “украшение” – узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а так же геометрических фигур.

Ритмически повторяющийся мотив (элемент) или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называют “Раппортом”. Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.

“Симметрия” – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно осей.

(Слайд 8)

Особенности национальных казахских орнаментов

Своеобразие орнаментов проявляется в геометрическом орнаменте, который представляет в богатейшем разнообразии преимущественно две фигуры: “крюки” и “ромбы”. Умение составлять из одних и тех же мотивов множество новых композиций и подтверждает богатый мир их творческой фантазии.

III. Закрепление нового материала

Разработка элемента Казахского орнамента. Зарисовка элемента орнамента (раппорт) в тетрадь

IV. Вводный инструктаж

– Инструктаж по ТБ и организации рабочего места

Перед тем как приступить к выполнению работы, необходимо правильно организовать рабочее место, нитки, инструменты и приспособления.

Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организовать рабочее место:

  • нитки и инструменты хранить в специальной коробочке

  • во время работы необходимо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову.

  • расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.

  • стул пододвинуть к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Подсказки

1.Орнамент – узор, составленный из ритмично чередующихся элементов растительного или животного мира, а также геометрических фигур.

Раппорт – ритмически повторяющийся элемент (мотив) или несколько элементов, составляющих рисунок.

 VII. Текущий инструктаж

Коррекция умений и навыков. Проверка соблюдения правил техники безопасности. Выполнение учащимися орнаментальной композиции из бумаги.

VIII. Подведение итогов

Анализ допущенных ошибок и оценивание работ. Показ работ и обсуждение. Подведение итогов урока. На данном уроке учащиеся самостоятельно, используя основу полученных знаний на уроке выполнили орнаментальную композицию.

IX. Уборка рабочих мест

Организация порядка на рабочем месте

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
План-конспект урока технологии "Орнаментальная композиция"

Автор: Ануфриева Елена Юрьевна

Дата: 02.09.2015

Номер свидетельства: 228278


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства