Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства Современное воспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект ТЕМА: Конструирование юбок. »
План-конспект
ТЕМА: Конструирование юбок.
ФИО учителя – Чугаева Татьяна Николаевна.
Место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок
Должность - преподаватель.
Предмет – технология.
Класс – 6 класс
Раздел: Проектирование и изготовление швейного изделия (юбки).
Тема: Конструирование юбок.
Содержание
1. Введение.
2. Актуальность.
3.Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
4. Разработка двух уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 6 класса».
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложения.
Урок - «клеточка» педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин.
Введение.
Важным условием получения информации по изучению динамики формирования компонентов учебной деятельности является способность учителя целенаправленно наблюдать за деятельностью каждого ученика, делать пометки, записывать, соотносить реальную деятельность учеников с описанием уровней. Изучить динамику можно с помощью специальных методик, заданий. Именно разнообразие методов в обучении позволяет добиться педагогу определенных результатов.
Актуальность.
Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
Современное воспитание – дело всенародное. Оно должно быть основано на народных традициях, и осуществляться в интересах народа, государства Современное воспитание – всегда сплав научных знаний о человеке, опыта человеческой культуры, народной мудрости. Если один из этих компонентов не учитывается, воспитание становится неизбежно ущербным, где зарождаются педагогические ошибки, которые порождаются усложнением задач воспитания.
Корни надо искать главным образом в недостатках знаний детской психологии, особенностей ребенка, его развития, в педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Если учитель допустит промахи в своих действиях, то может нормальный ребенок превратиться в трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет взаимодействовать в совокупности с самовоспитанием и перевоспитанием и будет обеспечено положительное психическое развитие подростка, трудновоспитуемость будет преодолена.
Цель работы: выявить методы обучения в процессе преподавания «Технологии» 6 класса».
Задачи: · Определить методы обучения и их реализацию в учебном процессе.
· Разработать два урока с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 6класса».
Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе.
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.
В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности обучающихся".
В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются: по внешним признакам деятельности преподавателя и обучающихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой; по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; использование технических средств; просмотр кино- и телепрограмм; практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.; по степени активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский. по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический .
Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частичнопоисковый, или эвристический, метод; исследовательский метод.
В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения - метод, при котором обучающиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.
Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.
Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Частичнопоисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими обучающимися на основе работы над программами и учебными пособиями.
Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного проекта организации обучения. До недавнего времени педагогика располагала только технологическими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования.
Многие технологии обучения продолжают оставаться слабо технологичными, т. е. не до конца расписанными.
В них в основном преобладают теоретические основы технологий, деятельностная сторона продолжает быть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебному предмету. Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, скажем, задачного подхода в обучении, либо программированного компьютерного обучения, либо организации проблемной структуры обучения. Известны также общие технологии развивающего обучения.
Урок 1. Тема: Классификация юбок.(45 мин.)
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация юбок: прямые, расклешенные, конические, клиньевые. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников.
Цели: Ознакомить обучающихся с требованиями, которые предъявляются к юбкам; дать определение терминам «одежда» и «проектирование», познакомить с историей юбки; воспитать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать мышление, исполнительские и конструкторские умения.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки с изображением юбок, плакаты.
Организационный момент: (2 мин.)
Проверка обучающихся к уроку.
Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…»
- Добрый день, я рада вас видеть, садитесь.
-Сегодня у нас первое занятие по теме: «Классификация юбок».
Повторение пройденного материала.(4 мин.)
Устный опрос. Вопросы для повторения:
Дайте определение термину «одежда».
(ответ обучающихся: одежда-это изделие (или несколько изделий),надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.
Дайте характеристику бытовой одежды.
(ответ обучающихся: бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях).
3.Назовите предназначение производственной одежды
(ответ обучающихся: производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности).
Учитель: «В человеке все должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- А как вы понимаете эти слова?
(ответ обучающихся: - т.е. люди должны всегда быть красиво причесанными, чисто и аккуратно одетыми, пусть даже не по моде. Быть всегда честными, внимательными к окружающим. Никогда не говорить дурно о других).
Обучающиеся делают краткие сообщения, которые они приготовили.
Ознакомление обучающихся с историей юбок. (16 мин.)
Одежда - показатель внутренней культуры. Внешний вид многое может рассказать о людях - аккуратны они или неряшливы, хороший у них вкус или нет. Послушайте краткое сообщение из истории развития юбок, как части гардероба в разное время. Людям сразу не пришло вголову разделять одежду на женскую и мужскую. Тысячелетиями в этом невидали нужды. У зарождающихся цивилизаций набедренная, повязка, фартук, подобие юбки почти не имели различия по полу, возрасту и положению. Но эволюция быта нравственных, эстетических, религиозных представлений изменили одежду. У молодых мужчин древних цевилизаций она осталась короткой. У почитаемых и знатных- удлинилась. Женская одежда стала более закрытой. Отличалась и более длинной юбкой. В русский язык слово юбка попала из польского, а в него , в свою очередь, из немецкого. С помощью юбки все сословия пытались подчеркнуть значимость своей персоны.
Придворный статус определял длины шлейфов: королеве- 11 локтей, дочерям королевского дома- 9, дальним королевским родственникам-7, герцогиням- 3. Но самым внушительным шлейф был у коронационного платья Екатерины XI- длиной 70 метров, шириной 7 метров. Его несли 50 пажей.
В XVI веке шлейф предается забвению. Амбиции знатных дам нашли своё выражение в необъятной ширине юбок, которые располагались в несколько ярусов или набивались конским волосом. Юбки стали настолько тяжелыми, что женщины не могли их носить. И тогда придумали каркас из обручей. Обруч по-испански «вердуго». Поэтому юбки на каркасе получили название «вердугаго». Обтянутые парчой и украшены драгоценностями эти юбки были очень дорогими.
Юбки тех времён- это целое сооружение; установить его на полу в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету.
К XVI веку дамская мода совершила очередной виток. Вернулась к юбке в виде купола.
Женщины третьего сословия сократили количество обручей ниже колен. К 70- м годам XVIII века снова популяция шлейфа. На время танцев было принято отстегивать его и закладывать в особые карманы в складки юбки.
Шведский врач- гигиенист Тронкини настоятельно рекомендовал дамам длительные прогулки для хорошего самочувствия и хорошей фигуры. Каркас мешал прогулкам и его убрали, а подол подобрали. К середине XX века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол проплетенный конским волосом, который был заменен проволочным каркасом.
К концу IX века женская одежда упростилась. В это время большее место занимает ансамбль- блузка юбка. Юбка- становится самостоятельным женским изделием. Общим для всех юбок, плодь до XX века было то, что они полностью закрывали ноги женщины. Демократизация современного общества раскрепостила моду, сделала её свободной, практичной, отвечающей условиям жизни. Одежда долна быть удобной в носке и красивой, чтобы обладатель её чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно.
Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы обладатель её чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно.
(на доске вывешены плакаты с разными фасонам юбок)
Классификация юбок: прямые, расклешенные, зауженные к низу. Показ на примерах. (объяснительно-иллюстративный метод).
Покрой- тип конструкции отдельных видов изделия. Определяется конструктивными особенностями деталей швейных изделий, их формой и количеством.
Форма- это наружный вид швейного изделия или отдельной его детали.
Работа по учебнику (стр.51-66).(21 мин.)
Дальнейшее изучение темы возможно совместно с обучающимися. Девочки пользуются учебником и определяют вместе эстетические, гигиенические, эксплуатационные требования, виды юбок.
По конструкции различают 3 основных покроя юбок: конические, клиньевые и прямые.
Конические юбки- самые простые по конструкции. Их чертежи можно строить прямо на ткани, без лекал. Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и состоит из одной или двух деталей.
Клиньевые юбки- состоят из нескольких одинаковых клиньев, расширяющие к низу. Число клиньев может быть любым, но лучше четным. В этом случае застёжка юбки располагается в боковом шве. При нечетном количестве клиньев шов с застёжкой находится сзади посередине спинки. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бедер. Ниже линии бедер образуются равномерные фалды (мягкие продольные складки) т.к. долевая нить в таких юбках чаще всего проходит вдоль оси клина.
Прямые юбки- как правило, состоят из двух деталей переднего и заднего полотнищ (заднее полотнище может быть цельнокроеное или со швом по середине), нити основы в которых проходят почти всегда вдоль деталей. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании её можно сделать и совсем узкой, и довольно широкой. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т.д.
- Сегодня вы не просто ученицы, а художники-модельеры. Каждый художник-модельер ищет точных разумных решений, выражая в конкретных моделях, эскизах свою интуицию, свой духовный мир, свое духовное и эстетическое представление о том, как должен выглядеть человек в быту, на работе, на празднике и т д. Расскажите, во что вы одеты и к какому типу относится ваша одежда? (Каждая ученица выходит к доске, демонстрируя свою одежду, и рассказывает о ней).
В заключении учитель делает вывод (2 мин.)напоминает тему урока и основные положения, благодарить обучающихся, выделяет особо отличившихся. Задает несколько вопросов по изученной теме.
Любая одежда должна иметь красивый вид, чтобы её приятно было надевать. Поэтому при создании разных моделей юбок конструкторы подбирают не только наиболее удобные формы её деталей, но и стараются их разнообразить, а также использовать красивые ткани и различную отделку. Учитель оглашает тему следующего занятия.
Дан теоретический блок знаний об истории создания и видах юбок, посредством применения двух методов - объяснительно-иллюстративного и частично-поискового. Применение данных методов вполне уместно, т.к дети получили полное представление о том, с чем им придется работать на последующих занятиях.
Урок 2.Тема:Моделирование юбки.(45 мин.)
Организационный момент: (2 мин.)
Задача: Определить понятие моделирование одежды.
Цели: научить обучающихся, на любой основе выполнять различные модели юбок; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать аккуратность; развивать логическое мышление.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки с изображением юбок, плакаты, шаблоны деталей юбки, журналы мод, ватман формата А3, фломастеры и цветные карандаши.
Вступительное слово учителя о способах моделирования одежды и видах юбок. Теоретический блок о понятии моделирование, видах юбок.
Основная часть: (4 мин.) задание: выдать раздаточный материал с разными фасонами юбок. Перед девочками стоит задача: определить фасон юбки. В данном случае используется репродуктивный метод, потому как дети, получив определенный объем информации, пытаются воспроизвести действия на практике.
Вывод: произошёл первый переход к практике. При помощи репродуктивного и исследовательского методов, на основе полученных знаний каждый ученик имел возможность самостоятельно смоделировать юбку.
Практическая работа по моделированию юбки на формате А3 (25 мин).
Задача: Дать понятие «моделирование». На основе юбки показать моделирование различных моделей юбок (прямые, узкие, расклешенные). Изучение материала походит одновременно с выполнением практической работы по моделированию.
Учитель во введении говорит кратко о понятии «Моделирование».
Моделирование одежды - это процесс разработки выкроек изделия по готовой модели и её графическому изображению. Например, на основе выкройки юбки (переднее и заднее полотнище), блузки, брюки можно разработать другие покрои изделий. При этом швейное изделие должно соответствовать направлениям современной моде, отвечать своему назначению. При моделировании одежды объектами преобразования являются форма и силуэт, покрой, выбор материала, отделки, цветового решения.
- Какие виды декорирования при моделировании юбку вы знаете?
Ученица: - При моделировании используют различные виды тесьмы, ленты, кружево, аппликации из кожи, ткани, буфы и т.д.
Учитель дает задание:
- При выполнении задания вы должны учесть следующие критерии (на доске):
a) назначение изделия;
б) выбор фасона с учетом фигуры, возраста и назначения;
в) актуальность;
г) подбор тканей;
д) оформление задания;
е) защита.
- А теперь попробуйте сами сформулировать цель нашего занятия. (Ответ учащихся).
В данной части занятия применим частично-поисковый метод, так как детям дается возможность своими словами сформулировать те положения, которые давались выше.
Проверка ответа обучающейся у доски.
- повторение техники безопасности:
- озвучивания алгоритма выполнения задания;
- обучающиеся выбирают задания.
Вывод: С помощью объяснительно-иллюстративного метода дети узнали о понятии «Моделирование», о его возможностях и свойствах. Произошла теоретическая подготовка с применением частично-поискового метода, к итоговой самостоятельной работе.
Задача: Закрепить умение моделировать разные юбки самостоятельно. Задача достигается путем применения репродуктивного метода с элементами исследования.
Класс делится на бригады по 3 чел. Для работы в творческом проекте. Учитель участвует в творческом процессе. Девочки рисуют проекты моделей своих юбок, используя цветные карандаши и фломастеры.
Работа закончена. Бригады защищают свою работу с учетом критериев у доски.
Работы защищаются, анализируются, оцениваются самими обучающимися. Уместно задействовать объяснительно-иллюстративный метод. Чтобы каждый ребенок смог продемонстрировать и рассказать о своей работе.
Закрепление знаний. (8 мин.) В заключении учитель просит одну из девочек озвучить определение термина «Моделирование». Приглашает одну из желающих, обучающихся к доске для выполнения задания. Установить соответствие между группами требований к одежде и их свойствами (соедините стрелками).
Эстетические Удобство в носке, прочность;
износоустойчивость; устойчивость
к деформации; надежность.
Эксплуатационные Обеспечение нормальной жизне-
деятельности; создание благопри-
ятного микроклимата; защита от
внешних воздействий; лёгкий
уход за одеждой.
Гигиенические Доступность одежды (недорогая
стоимость).
Экономические Красота; соответствие современ-
ным требованиям моды; учет
особенностей телосложения
человека, внешности, возраста.
Подведение итога урока.(2 мин) Спасибо вам за создание замечательных шедевров. Они принесут радость любой девочке, девушке, женщине.
Домашнее задание.(3 мин.) Читать (учебник, с 50- 67); уметь объяснить основные понятия по теме урока; ответить на вопросы (с. 67); подготовить сообщение о видах одежды.
Вывод: на заключительном занятии были подведены итоги, сделано практическое задание, которое и определило уровень полученных знаний. На данном занятии сами дети использовали объяснительно-иллюстративный метод для защиты и оценивания своих работ, изображенных на ватмане.
Заключение:
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста успеваемости обучающихся. В связи с этим стремлением педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справка для студентов вузов. Ростов н/Д: МарТ, 2000.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.:Просвещение,1993.
6. Захарова Л.Н. и др. Профессиональная компетентность учителя и психолого-педагогическое проектирование: Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 1993.
7. Павлова О.В., Павлова Г.П., Технологи. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под редакцией Симоненко В.Д.- Волгоград: Учитель, 2007.
Приложения№ 1.
Техника безопасности при выполнении ручных работ:
На рабочем месте должен сохраняться порядок:
1. иглы, булавки - в игольнице,
2. ножницы подавать кольцами вперед,
3. работы с клеем производить на клеенке,
4. клей после работы закрывать,
5. обрезки бумаги, ткани после выполненных операций убрать в специально отведенное место,
7. рабочее место должно остаться ЧИСТЫМ!!!
№ 2.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1.Прочитать внимательно задание, обсудить в бригаде.
2. Выполнить эскиз изделия.
3.Выполнить моделирование юбки одним из выбранных способов (по заданию).
4. Подобрать ткань с учетом назначения изделия (по заданию).