Цель урока : формирование образовательных компетенций учащихся через включение в коллективный проект « Чудо-дерево».
Задачи:
Образовательные:
Сформировать умения изготовления на основе полученных в процессе творчества знаний;
Закрепить навык последовательности изготовления веток по мере постепенного усложнения приёмов работы;
Коррекционно-развивающие:
Развивать творческие способности учащихся;
Расширять кругозор и пространственные представления, воображение, внимание, художественный вкус, глазомер, мелкую моторику рук ;
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие;
прочувствовать связь урока с природой;
позитивное отношение к семейным ценностям, традициям русского народа;
совместное семейное празднование Нового года;
эстетический вкус;
способствовать сплочению коллектива;
воспитывать у учащихся чувство ответственности , аккуратности, инициативности, трудолюбия.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомиться с техникой «бисероплетение»;
плести из бисера веточки простым петельным приёмом;
анализировать представленные образцы, и на его основе создавать собственный вариант;
организовывать рабочее место и соблюдать технику безопасности при работе;
использовать художественные приемы построения композиции,
использовать умения работать с бисером, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания цветов;
умение читать схемы плетения;
Метапредметные:
Познавательные УУД :
Формирование умений:
извлекать информацию из схем, иллюстраций;
научиться осуществлять поиск информации из разных источников,
Коммуникативные УУД:
Формирование умений:
инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы ;
слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
работать в группах;
Регулятивные УУД:
Формирование умений:
определять и формулировать цель совместной деятельности на уроке;
ориентироваться в схемах, пользоваться ими, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
Личностные УУД :
Формирование умений:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, своего края, усвоение традиционных ценностей российского общества, семьи;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения ;
формирование основ экологической культуры;
развитие опыта ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности ;
Основные понятия:
Бисер, символы стран, сотворчество, мастер.
Межпредметные связи: окружающий мир, технология, изо, музыка, литературное чтение, математика.
Технологии, методы и формы обучения:
Технология педагогических творческих мастерских.
Объяснительно-иллюстративный, практический;
индивидуальная, фронтальная, беседа, совместное творчество.
Оборудование:
Наглядно – демонстрационный материал: «Снеговик», дерево-сосна, веточки из бисера, деревья из бисера.
Изображение снеговиков, различные виды деревьев из бисера, изображения природы.
У учащихся: крышки, бисер, тарелочки, проволока, эмблемы снеговиков.
Образовательные ресурсы урока:
Мультимедийная презентация;
Рабочая программа, Н.И. Роговцева и др. «Технология». Учебники для общеобразовательных учреждений. 2-4класс.
Интернет-ресурсы:
Бисероплетение: история возникновения и материалы. - Режим доступа : http://www.chitayutvse.ru/index.php7optiorFCom_ content&view=article&id=160:2011-05-13-09-17-16&catid=30:2010-06-01-17-57-13&Itemid=62-
Вышивка бисером. Виды бисера. - Режим доступа; httD;//www,hnh.ru/handycraft/Bcadwork
Характеристика этапов урока* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке.
Какие вы все красивые , умные и добрые. И я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно и хорошо.
Приветствуют учителя. Визуально оценивают готовность к уроку. Готовят рабочие места.
Слайд « Приветствие»
№1
беседа
ЛУУД: самоорганизация.
РУУД:
способность регулировать свои действия. Управление своей деятельностью.
2.Индукция.
3. Деконструкция
М.
Поставить в затруднительное положение.
Индивидуальное представление, создание гипотезы или решения
Сегодня мы проведём необычный урок. Наш кабинет -это мастерская, а мы будем с вами Снеговиками. Самым главным участником нашей мастерской будет Снеговик.
Вот, познакомьтесь.
Наденем эмблемы.
Вокруг нас много интересного, необычного и неизведанного. Мы часто это не замечаем, но есть люди, которые могут видеть необычное в обычном.
Хотите стать такими людьми?
Отправляемся в волшебную, лесную мастерскую, где мы начнём творить чудеса, станем волшебниками.
Без чего нельзя представить зиму, Новогодний праздник?
Без подарков.
Без новогоднего дерева, правильно.
Наверное всем известно, что каждое дерево в любой стране, является для её жителей чем-то особенным и родным. Так для нашей страны берёза- символ государственности.
Но мы живём в таком регионе, где растут особенные деревья, тоже относящиеся к редким. И часто люди их приносят домой, чтобы создать себе праздник в Новый год. Конечно, же –это сосна.
Мы ни в коем случае не должны уничтожать наше богатство. Должны беречь. И поэтому в целях сохранения лесного богатства мы можем наряжать не живую сосну, а искусственную. (показ)
Посмотрите на эти деревья. Как вы думаете что это за дерево?
-Сакура. Это дерево является символом Японии.
Клён- символ Канады.
Вишня- символ Эстонии.
Вот ещё одно дерево- Бансай. Символ Китая.
-Как вы думаете, почему мы заговорили о деревьях?
Посмотрите, из чего они изготовлены?
Правильно, из бисера.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Без новогоднего дерева, правильно.
Дети знакомятся с альтернативной заменой живому растущему дереву- искусственное.
Запоминают правила обращения с искусственными соснами и елями в домах на празднике.
Слушают рассказ учителя о символах стран.
Делают вывод.
Отвечают на вопрос учителя.
Слайд №2
Мастерская» Снеговиков»
Слайд 3
« Красавицы-Ёлки».
Слайд
№4
« Бисер»
ЛУУД:
сохранить интересы учащихся к уроку,
РУУД:
соотнесение того, что уже известно,
определить совместную работу и распланировать свои действия;
ПУУД:
умение ставить и формулировать проблему совместно с учителем;
умение определить не только учебные, но и экологические проблемы государства и общества;
КУУД:
умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
умение слушать и понимать речь других;
учитывать различные мнения детей.
ПУУД:
анализировать полученную информацию.
4.
Реконструкция
(строительство)
Сообщение темы и целей урока.
М.
Совместное выстраивание работы. Оформление ощущений в виде гипотез, решений. Включение обучающихся в деятельность.
Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими потребности к построению нового способа деятельности.
Обсуждение , какие могут возникнуть проблемы в ходе работы.
-Плетение из бисера веточек и соединение в целое.
Подойдите ко мне , рассмотрите образцы поближе.
Потрогайте руками и скажите свои ощущения.
Кто уже занимался бисероплетением раньше?
Обратите внимание на рабочие столы. Подойдите к ним. Будем работать с бисером.
Мы в нашей творческой мастерской- творцы и волшебники.
Сотворим мы на уроке чудесное дерево, которое будет символом нашей встречи, дружбы, хорошего, сказочного настроения.
И назовём это творение « Чудо- дерево».(показ образца дерева-шаблона).
Умелец может сделать из железки,
Из камня, дерева - шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
У вас на столах технологическая карта по правильности и порядку изготовления веточки.
Дети отвечают на вопросы и высказывают свои предположения.
Проверяют материал к работе.
Рассматривают бисер.
Детям раздаю памятки « История происхождения бисера».
Слайд №5
« Что за чудесные деревья?»
Слайд 6
Цель урока.
ЛУУД:
имеют мотивацию к учебной деятельности;
ПУУД:
умеют извлекать необходимую информацию из беседы с учителем;
КУУД:
умеют слушать друг друга, строить
понятные речевые высказывания, отвечать на вопросы;
РУУД:
принимают и сохраняют учебную задачу.
5.
Социализация
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону/образцу
Представление и утверждение промежуточного и окончательно результата работы
Техника безопасности при выполнении работ с бисером.
Самоконтроль и самооценка обучающимися результатов своей деятельности
Но прежде чем начать работу повторим правила ТБ на уроке.
Необходимо правильно организовать свое рабочее место, так чтобы все было под рукой.
Работа с мелким бисером утомительна для глаз, поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено.
Лучше всего работать при дневном свете у окна.
Глазам необходимо регулярно давать отдохнуть примерно 10—15 минут через каждый час работы с бисером.
Длинные волосы были убраны назад.
Во время работы с проволокой нужно быть осторожными, так как ей можно уколоться и поранить соседа по парте.
Бисер храним в специальных коробках или баночках.
Проволоку храним дальше от рук , чтобы не зацепить при непосредственной работе .
Во время работы бисер надо пересыпать небольшими порциями на крышечки. Вот такие обычные как у нас.
Теперь можно приступать к работе.
Вот шаблон дерева, который мы должны украсить готовыми веточками. Наше дерево я помещу в волшебный сундучок. По окончании работы оно превратится в « Чудо-дерево». Вы ко мне будете поочереди подходить и будем навешивать на главные ветви.
Ознакомимся с ТК.
Технологическая карта изготовления дерева из бисера.
Шаг 1
Подготавливаем рабочее место. Распределяем бисер по цвету и форме на крышечки и тарелки.
Шаг 2
Берём готовый шаблон проволоки с бисером.
Шаг 3
Надеваем на каждую сторону поочереди по 10 бисеринок любого цвета и сдвигаем их друг к дружке и делаем из них колечко - это маленький листик. После каждого листочка скручиваем проволоку. Листики располагаются один против другого.
Продолжаем плести, пока у нас не получится веточка необходимой длины.
Подойдите к волшебному сундучку и прикрепите веточки к основе.
Дети делают предположение о способе плетения: леска или проволока.
Проговаривают правила работы с бисером и проволокой.
На основании полученных рекомендаций готовят рабочее место.
Рассматривают леску и делают вывод, что она похожа на проволоку. Сравнивают леску, проволоку и катушечные нитки. Делают вывод, что материалы имеют одинаковое сечение (форму), но различаются по жёсткости
Анализируют текстовой и слайдовый планы, определяют последовательность выполнения работы.
Наблюдают приёмы выполнения , задают вопросы
Выполняют
Задание:
Работают по плану. Оценивают и корректируют качество выполнения изделия.
Самоконтроль в процессе работы:
- В изделии бисеринки должны ложиться плотно друг к другу, не провисая;
- При работе следует быть особо внимательным, набирать бисер по счету и цвету, согласно выбранной схемы плетения, не допуская ошибок и неточностей;
Слайд№7
Технол.
карта.
Шаги
1-3
ПУУД:
умеют самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера, проводить сравнение объектов труда.
КУУД:
умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации,
обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу.
РУУД:
принимают и сохраняют учебную задачу
КУУД:
понимают смысл заданий
учителя и принимают учебную задачу.
ЛУУД
сориентированы на плодотворную работу на уроке;
овладеют первичными умениями в выполнении по готовому шаблону;
РУУД:
планируют свою деятельность.
умеют планировать свою работу;
ПУУД:
умеют организовать самостоятельное творчество, выбирать средства для реализации замысла;
Релаксирующая пауза
М.
Звучит музыка
В нашей мастерской все работают дружно.
Но мы наверное устали .На улице снежок и дует свежий ветерок. У нас атмосфера дружелюбная, но нам Снеговичкам нужно немножко расслабиться и сделать глоток морозного воздуха .
Звучит музыка.
«Закройте глаза и представьте , что мы идём далеко в лес. Идём по сугробам, и нам хорошо дышится. Откроем глаза и посмотрим на голубое небо. Зажмурим глаза . И тут неожиданно с дерева падает снежок. Откроем глаза. Возьмём его в руки. А, снежок холодный! Потрём ладошки, разомнём пальчики. Погреем руки. Подуем на пальчики. Садитесь».
У учащихся появляются снежки.
Слайд № 8
«Зима-релакс»
5.Социализация
Продолжение самостоятельной работы
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Ленточки. Сейчас мы из них сделаем ещё украшение для нашего дерева-бантики. Красный- символ праздника, нового года.
Посмотрите как можно последовательно собрать бант.
Самоконтроль в процессе работы:
- В изделии бисеринки должны ложиться плотно друг к другу, не провисая;
- При работе следует быть особо внимательным, набирать бисер по счету и цвету, согласно выбранной схемы плетения, не допуская ошибок и неточностей;
Слайд
№ 9
ЛУУД:
обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
РУУД:
оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
КУУД:
умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
6.
Афиширование
М.
Выставка работы участников мастерской.
Представить полученное путём творческой работы
« Чудо-дерево».
Подойдите к волшебному сундучку и прикрепите бантики на веточки.
В процессе просмотра работ учитель организует их обсуждение, оценивание. Комментирует качество выполненной работы.
Посмотрите, какие у нас волшебные руки.(показ).
И мы этими руками сотворили чудо! « Чудо- дерево».
Вот оно!
И сегодня вы все поработали на « Отлично».
Формирование умения описывать свои чувства, оценивать работы,
ЛУУД:
обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Самооценка на основе успешности
РУУД:
оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
КУУД:
умеют излагать свое мнение и аргументировать
7.Разрыв
М.
Оценивается качество сложных форм, аккуратность оформления
Это дерево останется у вас в классе и будет радовать своим волшебным блеском. Радовать вашу классную семью. Напоминать о волшебстве и добре.
Если захотите что-то добавить вы можете это сделать потом со своим учителем.
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
КУУД:
формирование готовности к сотрудничеству, умению договариваться, умения слушать и понимать других,
умение выражать свои мысли
РУУД:
формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
8.
Рефлексия деятельности Смыслообразование.
9.
Итог
М.
М.
Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.
Эмоциональный настрой на результат своей деятельности.
Ребята, а у нас в нашей лесной творческой мастерской есть что-то что мы должны закончить.
Для нас и нашего лесного друга нарядить ёлочку.
Если вам сильно понравилась наша работа , повесьте тёмно-синий шар. Если вам было не интересно то голубой шар.
И мне со Снеговиком очень понравилась наша работа.
А, посмотрите под ёлочкой подарки.
Это Снеговик приготовил для вас.
Так что же можно изготовить из бисера?
Можно ли с помощью бисера создавать оригинальные вещи и изделия для оформления
интерьера?
Организую беседу по вопросам:
Дома , обязательно, с родителями нарядите своё волшебное праздничное новогоднее дерево. И пусть все мечты сбываются в новом году.
Высказывают свои
впечатления от урока, делают предположения
Слайд
№ 10
« Наряжаем ёлочку»
10.
Уборка рабочих мест.
Спасибо за урок! До новых встреч!
Убирают рабочие места.
Слайд
№ 11
прощание
Литература
Технология. 3-4 класс : учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 143 с. : ил. – (Перспектива).
Технология. 3-4 класс : рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 235 с.