Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ФГОС: Раскрой ткани для пошива фартука»
«Конспект урока технологии в 5 классе Раскрой ткани »
Раскрой ткани для пошива фартука ( план-конспект урока технологии в 5 классе)
Цели: 1.Формирование понятий о правилах подготовки ткани к раскрою, о правилах раскладки выкройки фартука на ткани с учетом припусков на швы, о способах раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани; об инструментах и приспособлениях для раскроя; формирование навыков экономной раскладки выкройки
фартука на ткани и раскроя деталей фартука.
2. Развитие сообразительности, мышления.
3.Воспитание чувства бережливости по отношению к расходуемому материалу.
Материал: Симоненко В.Д. Технология 5класс, с.60-61.
Оборудование: 1. Материально-техническая база:
- кабинет трудового обучения;
- компьютер;
- эпипроектор;
- набор ручных инструментов, утюг, утюжильная доска;
-выкройки фартука.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- инструкционные карты «Подготовка ткани к раскрою», «Раскрой ткани»;
- раздаточный материал «Правила техники безопасности при выполнении ручных работ»,«Правила техники безопасности при выполнении влажно- тепловых работ»
- слайды с образцами раскладки деталей выкройки на ткани разной ширины;
- слайды с рисунками настилочной и раскройной машин.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы обучении: рассказ учителя, практическая работа, беседа.
Тип урока: объяснение нового материала.
Основные термины и понятия: подготовка ткани к раскрою, настил ткани, припуск на шов, обмеловка, декатировка.
Ход урока.
I.Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся к уроку;
- заполнение учителем классного журнала;
-проверка готовности учащихся к уроку;
- организация рабочего места для раскроя.
II.Актуализация знаний.
Устный опрос.
1) Зачем нужна выкройка? ( Для того, чтобы раскроить и сшить изделие, необходимо иметь выкройки.)
2) Из каких деталей состоит выкройка фартука? (Выкройка фартука состоит из следующих деталей: нагрудник, нижняя часть, карман, бретель, пояс. Учащиеся отвечают, пользуясь таблицей).
3) Что означает понятие «подготовить выкройку к раскрою»? (На выкройку наносятся название детали, направление нити основы, указывается сгиб ткани, середина детали и количество деталей, величина припуска на швы).
4) Как обозначают на выкройке направление долевой нити? (На выкройке направление долевой нити указывается стрелками).
5) Для чего у каждого среза выкройки указывают величину припуска на швы? ( Припуски на швы являются прибавками ткани на соединение деталей и их обработку).
III. Формирование новых понятий.
1.Сообщение темы. Знакомство с целью урока:
-формулировка темы, целей урока;
-постановка перед учащимися учебной задачи: научиться правильному раскрою фартука.
2. Ткань, используемая для изготовления фартука.
Слово учителя.
При выборе ткани и способов обработки для изготовления спецодежды учитываются определенные требования.
Гигиенические. Для спецодежды выбирают ткань, которая мало загрязняется (с гладкой поверхностью), хорошо отстирывается и в то же время достаточно прочную. Для этого лучше всего использовать льняное полотно или хлопчатобумажные ткани: ситец, бязь, сатин, мадаполам. (Учитель показывает образцы тканей). Они не дороги, удобны в обработке.
Технологические. Спецодежду приходится часто стирать, поэтому швы должны быть прочными, закрытыми (швы показать на образце фартука). Не рекомендуется шить спецодежду из легких тканей: она быстро изнашивается, теряет вид при частой стирке. Не следует также использовать сложную отделку.
Эстетические. Ткани для изготовления спецодежды, предназначенной для кулинарных работ на предприятиях общественного питания, используют белые или гладкокрашенные светлых тонов. Хозяйственные фартуки для дома можно шить из ткани с рисунком (лучше с мелким). Отделку подбирают в тон основной ткани. (Показ образцов ткани и отделк).
(Учащиеся по ходу объяснения учителя записывают в тетрадях требования, предъявляемые к ткани для спецодежды).
3.Сведения о раскрое ткани. (Учитель объясняет с показом приемов раскладки выкройки и раскроя ткани и по слайду).
Раскрой ткани - одна из наиболее важных операций при изготовлении швейного изделия. Если раскрой выполнен правильно, то изделие легко шить, оно получится нужного размера и фасона. При раскрое важно разложить детали выкройки экономно, чтобы было как можно меньше ткани. В этом случае на изделие потребуется меньше ткани, а остаток можно использовать для изготовления небольших швейных изделий - носовых платков, прихваток или для отделки других изделий (показ образцов изделий).
На швейных фабриках раскрой ведется в больших партиях. Сначала ткань настилают во много слоев с помощью настилочных машин, затем раскраивают с помощью раскройных машин (показ настилочной и раскройной машины на слайде).
При раскрое ткани необходимо учитывать определенные требования.
4.Подготовка ткани к раскрою.
(Учитель объясняет порядок выполнения работы, анализируя вместе с учащимися пункты инструкционной карты в учебнике, с 60).
Ткань перед раскроем готовят: ее осматривают, выявляют дефекты, их отмечают мелом, а при раскладке детали выкройки располагают так, чтобы разрывы, пятна и другие дефекты попали в выпады или в крайнем случае оказались на таком месте изделия, где они не будут заметны.
Далее сантиметровой лентой измеряют длину и ширину ткани.
- Для чего выполняется данная операция? (Длину и ширину ткани измеряют для выбора наиболее экономной раскладки деталей выкройки).
(Учителю необходимо показать различные схемы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани).
Если ткань имеет рисунок, то надо рассмотреть, как направлены детали рисунка - в одну или разные стороны.
- Как вы думаете, для чего необходимо определять направление рисунка? (Направление рисунка необходимо учитывать, так как все детали изделия должны иметь одинаковое направление рисунка).
При раскрое ткани определяем лицевую и изнаночную стороны.
- Как вы думаете, для чего необходима данная операция? (Лицевую сторону ткани определяем для того, чтобы правильно сложить ткань для раскроя. Раскладку выкроек необходимо выполнить на изнаночной стороне ткани).
- По каким признакам можно определить лицевую и изнаночную сторону ткани? (Лицевую и изнаночные стороны ткани определяем по следующим признакам: на лицевой стороне рисунок четкий; лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки выведены на изнаночную сторону).
В ткани определяется направление долевой нити. Ее определяем для того, чтобы правильно сложить ткань и наложить на нее детали выкройки. Направление долевой нити ткани должно совпадать с направлением долевой нити выкройки.
- Как можно определить долевую нить в ткани? ( Долевую нить в ткани можно определить по следующим признакам: по кромке ткани, по степени растяжения; основная нить прямая, уточная нить извитая).
Ткань перед раскроем подвергают декатировке, то есть подвергают влажно-тепловой обработке.
- Для чего необходима данная операция? (Ткани после стирки подвергаются усадке, поэтому изделие может деформироваться. На измятой ткани детали выкройки ложатся неточно и крой может получиться искаженным).
5.Способы настилания ткани.
Перед раскладкой выкроек у ткани необходимо срезать кромки (учитель показывает приемы отрезания кромки). Затем ее настилают всгиб или вразворот в зависимости от ширины. (Учитель показывает способы настилания ткани, учащиеся наблюдают за действиями учителя и записывают тетрадях способы настилания ткани).
V. Закрепление изученного материала.
- Какие операции необходимо выполнить, чтобы подготовить ткань к раскрою?
( Закрепление проводится по инструкционной карте « Подготовка ткани к раскрою»).
VI. Практическая работа (I этап).
1.Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы: подготовка ткани к раскрою;
- разъяснение задач практической работы,
-правила техники безопасности при работе с ножницами, утюгом (учащиеся объясняют правила, пользуясь инструкцией).
2. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте « Подготовка ткани к раскрою»:
- взаимоконтроль и взаимопомощь;
- самоконтроль.
3. Текущий инструктаж (по ходу выполнения работы).
4. Целевые обходы учителя.
- инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- контроль за соблюдением правил техники безопасности, правильности подготовки ткани к раскрою;
-оказание помощи слабо подготовленным учащимся.
5.Физкультминутка.
VII. Формирование новых понятий (II этап).
1.Раскладка выкроек на ткани (учитель объясняет и показывает приемы раскладки выкроек на ткани).
Ткань необходимо сложить пополам лицевой стороной внутрь, так как детали фартука симметричны.(Учитель вырезает из сложенной вдвое бумаги детали фартука и показывает учащимся).
Раскладывая детали выкройки фартука на ткани, ее складываем не точно пополам, а оставляем на раскрой пояса 7 см. Срезы ткани уравниваем с помощью угольника.
(Учитель показывает приемы складывания ткани и выравнивания срезов).
- Как вы думаете, для чего это необходимо? (При раскладке выкроек не должно быть перекосов).
Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, затем мелкие. При раскладке учитывается направление долевой нити ткани и выкройки. (Учитель показывает способы раскладки выкроек и объясняет, как можно обойти отмеченные дефекты).
Накладывая по очереди каждую деталь выкройки, ее прикалывают к ткани, затем обводят мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить шов. (Учитель показывает приемы прикалывания, обмеловки линии швов на макете нижней части фартука).
Затем отмечаются припуски на швы:
нижняя часть фартука:
- по нижнему и боковым срезам- 1,5 см,
- по верхнему срезу- 1см;
карман:
-по нижнему и боковым срезам – 1.5 см,
- по верхнему срезу – 4см;
пояс:
- по всем срезам – 1см.
( Учитель показывает, как выполняются припуски на швы).
Детали пояса и бретели раскраивают по долевой нити. Необходимо еще раз проверить правильность раскладки выкроек на ткани.
- Для чего это необходимо сделать? (Правильность раскладки деталей выкройки проверяем для того, чтобы иметь возможность исправить ошибки).
Раскрой ткани проводим по вторым линиям. (Учитель показывает приемы вырезания деталей фартука).
2.Требования, предъявляемые к качеству выполняемой работы.
К полученному крою предъявляются определенные требования:
а) ширина припусков должна быть равномерной;
б) линия обводки выполнена аккуратно;
в) срезы должны быть ровными;
г) наличие необходимых меловых линий.
VIII. Практическая работа (II этап).
1.Вводный инструктаж учителя:
- сообщение названия практической работы: раскладка выкроек на ткани, обводка их и раскрой деталей фартука;
- разъяснение задач практической работы;
-правила техники безопасности при работе с ножницами, булавками (учащиеся объясняют правила, пользуясь инструкцией).
2. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте
« Раскрой ткани» ( учебник, с.60):
- взаимоконтроль и взаимопомощь;
- самоконтроль.
3. Текущий инструктаж (по ходу выполнения работы).
4. Целевые обходы учителя.
- инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- контроль за соблюдением правил техники безопасности, правильности накладывания выкроек на ткань, их обводки и прибавления припусков, выкраивания (учащиеся вырезают детали фартука после того, как учитель проверил правильность выполнения работы);
-оказание помощи слабо подготовленным учащимся;
- проверка правильности выполнения работы.
IX. Закрепление изученного материала.
1. В какой последовательности раскладываются выкройки? ( На ткани вначале располагают крупные детали, затем – мелкие).
2. Почему при раскладке выкроек на ткани мы выполняем две линии?
( Первая линия выполняется по контуру выкройки - это линия шва, а вторая линия – линия припуска на швы).
3. Какие требования предъявляются к крою? ( При раскрое необходимо проверить равномерность ширины припусков, аккуратность линии обводки, ровность срезов, наличие необходимых меловых линий).
X. Подведение итогов.
1. Анализ и оценка выполненной работы:
-анализ работ учащихся (учитель делает необходимые замечания, приводит примеры неэкономного расхода ткани, вместе с учащимися определяет пути исправления ошибок);
-выставление оценок за устные ответы и практические работы в журнал и в дневники учащихся.
Предметные- учащиеся научатся последовательность работы по технологической карте.
Метапредметные (УУД): регулятивные — Развиватьнавыки индивидуальной деятельности учащихся.
коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками,познавательные - Освоение правил безопасной работы на швейном оборудовании и при ВТО; освоение практических навыков по подготовке раскроя изделия.
Личностные – установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда, провести самоанализ выполненной работы. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности,бережного отношение к имуществу. Знакомство с миром профессий с социальной значимостью.
№ этапа урока
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности ( «надо» ) 2. Организовать деятельность по установки тематических рамок ( «могу» )
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность ( «хочу» ).
Добрый день, ребята!
Проверьте, как организовано ваше «рабочее место», на парте должны лежать тетрадь, рабочая коробка,ткань, выкройка.
Для того чтобы изделие красиво сидело по фигуре, что мы для этого можем сделать?
Какие основные правила необходимо знать при раскрое изделия?
Как нужно подготовить ткань к раскрою?
А какая пословица есть на слуху у людей?
– обсуждение.
Обучающиеся проверяют готовность рабочего места и
высказывают свои предположения о необходимости правильной организации.
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
«Семь раз отмерь, один раз отреж»
Л. Сформировать наблюдательность и фантазию.
Метапредметные (УУД):
Р. осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
организации рабочего места;
П. Правильность организации рабочего места.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию ( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы.
Что необходимо повторить прежде чем приступить к работе?
О чем надо помнить при работе с режущими инструментами?
Раскажите как правильно подготовить ткань к раскрою?
Что необходимо учитывать при раскладке ткани?
Т/Б
Какие инструменты необходимы?
Из каких деталей состоит изделие?
Какая профессия соприкасается с данной темой урока?
Повторение техники безопасности при работе, с иглами, булавками, ножницами.
Повторение санитарно-гигиенических правил при работе.
Рассматривают готовое изделие
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…
ЗАТРУДНЕНИЕ!
ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ!
Познавательные
-формулирование познавательной цели.
К. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений.
Р. Фиксирование индивидуального затруднения в ответах учащихя
Изучение теоретического материала.
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
1 Организовать восстановление выполненных операций.
2. Организовать фиксацию места, где возникло затруднение.
3. Организовать соответствие своих действий с используемым эталоном
Работа с учебником, просмотр репродукций, разбор инструкционно-технологических карт, схем.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Требования, предъявляемые к выполнению раскроя изделия.
Технология выполнения раскроя изделия с учетом припусков, направлении нитей (поперечная и долевая)
Условное обозначение операций.
Способы контроля качества.
Определяют насколько сложное задание, сколько времени оно займет .
Ответы учащихся
Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.
Р. Определять последовательность своей работы, находя ответы в иллюстрациях презентации;
К. Слушать и понимать речь других;
П. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
Предметные
- понимание значения труда в жизни человека.
Построение проекта выхода из затруднения.
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1.Учащиеся ставят цель для
выполнения практической части работы, уточняют и согласовывают тему урока, определяют алгоритм, определяют средства моделирования выполнения швов, формируют шаги которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Какую цель ставите перед собой на уроке?
Что я буду делать?
Как я буду выполнять работу? Какими способами?
Что сделаю сначала, что потом?
Для чего я буду делать раскрой изделия?
Ответы учащихся
Комментарии учащихся
Сравнивают свои предположение с этапами технологической карты.
Личностные (УУД):
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающий личностный моральный выбор.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- проводить анализ своей творческой деятельности;
познавательные:
- самостоятельное создание способов решения творческого характера.
коммуникативные:
- ориентироваться в учебнике и в технологической карте;
Реализация построенного проекта (Работа над изделием).
Научиться подготавливать ткань, правильно раскладывать выкройку на ткани с учетом: долевой нити, лицевой и изнаночной стороны ворса, рисунка..
Развивать умение выбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения кроя.
Учить правильно делать раскладку на ткани. изготавливать согласно технологическим картам.
Подготовка к практической работе: составление поэтапного выполнения работы согласно плана.
Выполнение работы по технологическим картам.
Правила складывания сторон ткани при раскрое изделия.
Соблюдение правил т/б.
Приблизительное время выполнения подготовки ткани к раскроь изделия.... минут.
Какие возникли затруднения в выполнении поставленной задаче?
Ваши действия при возникновении затруднения?
Успешность выполнения задания.
В каком месте испытали затруднение? Почему?
Выполнение практической работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме.
Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте.
Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу.
Выявление и устранение типовых ошибок
Индивидуальная помощь учителя.
Р. Осуществлять работу на основе предоставленных технологических карт.
П. разработка алгоритма в выполнении машинных швов.
К. Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция.
Перечислите этапы подготовки выкройки к раскрою.
Значение величины припусков на швы.
Что необходимо при раскрое?
Напомните нам о Т/Б.
Какие могут возникнуть опасности при работе?
Просмотр работ выявление достоинств и недостатков
Чем больше практики, тем больше навык.
Уточняем, правильно ли ученики поняли задание, нет ли вопросов по ходу ведения работы.
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;
-проводить анализ творческой деятельности ;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закреплять навыки работы при раскрое изделия, помочь учащимся усвоить алгоритм раскроя.
Самоконтроль
Давайте посмотрим на ваши работы и сравним их с образцами-эталонами в технологических картах.
Как вы думаете, что в них получилось?
Имеет ли значение навык работы при раскрое изделия.?
Какие виды операции используются при выполнении раскроя изделия?
Необходима ли ВТО при раскрое?
Проверяют по следующим критериям: аккуратность, точность выполнения, качество кроя.
Включение в систему знаний и повторение.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Какие операции входят в подготовку ткани к раскрою?
Почему ткань для раскроя складывается лицевой стороной во внутрь?
Как учитываются ткани дефекты при раскрое?
С каких деталей начинают раскладку выкроек на ткани?
Ответы учащихся
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, отвечают на вопросы учителя.
Делают вывод о значимости сложности и трудоёмкости операции.
Личностные (УУД):
- умение анализировать собственную художественную деятельность
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- выделение и осознание учащимися, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
познавательные:
- выбор критериев для сравнения.
Рефлексия учебной деятельности.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, учащимся.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Чему научились на уроке?
С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
Что больше всего вам понравилось?
Что бы вам хотелось научиться делать?
Как назовем тему нашего урока?
А нам с вами нужно это знать? Почему?
Спасибо за активную работу на уроке!
Дети анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.
Ученики оценивают степень достижения цели.
Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений.
Личностные (УУД):
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли
познавательные:
- построение логической цепи рассуждений
Технологическая карта по технологии в 5 классе по теме: "Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука ткани."
Опубликовано 20.01.2014 - 17:59 - Кошелева Елена Ильинична
Урок технологии по ФГОС 2 поколения по теме: " Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскдадка лекала фартука." Формирует универсально-учебные действия, имеет практическую направленность.
Скачать:
tekhnologiya.docx
26.46 КБ
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта урока
Предмет: технология
Класс: 5
Учебник: В.Д. Симоненко. «Технология»
Тема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. Раскладка лекала фартука на ткани.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
предметные результаты – умение моделировать юбку, лицевая и изнаночная стороны тканей, свойства тканей.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные
Научить учащихся экономной и технологически правильной раскладке фартука на ткани.
понимание, обоснованное применение операций.
Регулятивные
определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действии; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
самостоятельное выполнение действий по алгоритму.
Познавательные
Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи. Преобразовать информацию из одной формы в другую.
совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Коммуникативные
Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других.
выполнение действий по алгоритму под управлением учителя.
Личностные
Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм.
Этап урока, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения
Формы учебноговзаимодей-ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Орг.момент
Актулизация знаний «Моделирование рабочей одежды»
Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.
Целеполага-ние и постановка задач.
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания:
Словесный
Словесный.
Использование технических средств.
Фронтальная
Фронтальная и индивидуальная
Приветствует учеников.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
Деление учащихся на группы, объяснение группам задание. Каждая группа получает конверт с 5 заданиями, распределяют их между членами группы
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.
Познавательная: обсуждение и уточнение ранее изученного.
Коммуникативная:умение слушать, участвовать в обсуждении
Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулиро-вать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.
Устный опрос: тест с использованием интерактивной доски или работа с раздаточным тестом по двум вариантам. результат в конце урока при подведении итогов.
меркам учащихся, правильность моделирования, подготовленность ткани к раскрою.
Оценить выполненную работу.
Познавательная: самостоятельное выделение и формирование целей.
Коммуникативная: выслушивание мнение других.
Регулятивная: составление плана и последовательность действий.
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование.
4.Изучение нового материала
Актуализация опорных знаний
Усвоение нового материала
5.Практическая работа.
«Раскладка лекал деталей фартука с нагрудником на ткани и раскрой»
6.Рефлексивно-оценочный этап.
Закрепление пройденного материала.
Итог урока
Домашнее задание.
Целеполагание и постановка задач.
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания; инструменты для раскроя.
Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта.
Словесный, наглядный.
Использование технических средств.
Практические задания.
Наглядный.
Индивидуальный контроль, выборочный контроль.
Аналитический
Использование технических средств.
Индивидуальный контроль, выборочный контроль.
Аналитический словесный. Объяснительный. Использование технических средств.
Объяснительный. Использование технических средств.
Фронтальная и групповая
Фронтальная
Фронтальная и групповая
Фронтальная и групповая
Фронтальная и групповая
Фронтальная и групповая
Предлагается учащимся в парах выполнить задание « раскладывание выкройки на ткани»
Предлагает учащимся изучить параграф учебника. Затем проводится обсуждение изученного
Учебник стр. 70 (52-53)
Проводит инструктаж учащихся по предстоящей работе « Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука.»; повторение правил ТБО при работе с колющими, режущими инструментами.
Задает вопросы по теме урока.
Подведение итога урока, делаются необходимые замечания, оценка работ учащихся.
Познавательная: самостоятельное создание способов решения проблемной задачи.
Коммуникативная: умение работать в парах. Прислушиваться к мнению других.
выделение сознание того что уже усвоено и еще предстоит усвоить.
Познавательная: поиск и выделение необходимой информации. Конспектирование. Учащиеся изучают параграф учебника, записывают алгоритм подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани.
Коммуникативная: владение диалогической формы речи.
Регулятивная: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонам с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона.
Познавательная самостоятельное решение учебной задачи.
Регулятивная: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонам с целью обнаружения отклонений; коррекция в случае расхождения эталона.
Познавательная:структурирование знаний.
Регулятивная: оценка результатов работы, осуществление рефлексии.
по технологии 5класс
2016год
Тема урока: «Раскрой швейного изделия.
Практическая работа. Раскрой швейного изделия»
Старицина Валентина Михайловна
Учитель ТехнологииМБОУ «средняя общеобразовательная школа №29 г. Череповца
Тип урока – «открытие" новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
знания: - о последовательности и приемах раскроя швейного изделия.
умения: - выполнять подготовку ткани к раскрою;
- раскладку выкроек на ткани;
- выкраивать детали швейного изделия;
- оценить качество кроя по предложенным критериям
- обучение новым способам деятельности;
- находить правильное решение при раскрое изделия
Познавательные УУД:
сопоставление, анализ, выбор способов решения задачи, построение цепи рассуждений, работа по алгоритму (плану).
Регулятивные УУД:
целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, самооценка и самооценка, целеудержание.
Личностные УДД:
- Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления
- формирование умений анализировать, развивать умение сравнивать и находить различия и сходство; - планировать свою деятельность; - развивать ассоциативное мышление и творческое воображение;
Оборудование:
Для учителя:
1. Экран
2. Проектор
3. Презентационные слайды
4. Ткань
5. Ножницы
6. Мел
7. Линейка
8. Сантиметровая лента
9. Подготовленная выкройка
Для учащихся:
Ткань
Подготовленная выкройка
Ножницы
Мел
Линейка
Сантиметровая лента
План урока:
Оргмомент, повторение и проверка домашнего
задания (15 мин.)
Анализ (30 мин.)
Действие (30 мин.).)
Физкультпауза (2 мин)
Итоги урока и д/з.(13 мин.)
Ход урока:
1).Приветствие. Мы приступаем к изучению очень важной и ответственной части по изготовлению швейного изделия – раскрою изделия. На производстве эту операцию выполняет закройщик. Мы сегодня испытаем на себе все прелести этой профессии.
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
2). Формулирование цели урока, определение задач и тематики новых знаний.
Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала.
Беседа с использованием материалов учебника и презентаций:
- правила и приемы раскроя швейных изделий;
- правила безопасных приемов работы с булавками, ножницами.
( стр.117-121.)
(Учащиеся формулируют цель и задачи урока.)
3. Самостоятельная работа:
- выполнение практической работы «Раскрой швейного изделия».
-Учитель наблюдает за действиями учащихся и сотрудничает с учениками.
4. Физкультпауза
5. Самооценка по предложенным критериям. Рефлексия.
6. Определение дифференцированного домашнего задания.
Технология 5 класс
§ 9. Раскрой швейного изделия
Мы приступаем к изучению очень важной и ответственной операции —раскрою ткани. На производстве ее выполняет закройщик.
Для выкраивания деталей швейного изделия необходим большой стол, на котором удобно разместятся материал, все необходимые инструменты и приспособления (см. рис. 15). У настоящего мастера они всегда должны быть исправны и храниться в специально отведенном месте.
Подготовка ткани к раскрою
Декатирование — влажно-тепловая обработка ткани перед раскроем. Выполняется для того, чтобы готовое изделие не дало усадки после первой же стирки. Хлопчатобумажные и льняные ткани перед раскроем стирают, сушат и хорошо разутюживают.
Выравнивание срезов. Если ткань отрезана неровно, необходимо выровнять срезы. Для этого с укороченной стороны ткани нужно рассечь кромку на глубину 3 см и оторвать неровный кусок до противоположной кромки. Можно выдернуть вдоль среза одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке (рис. 23). Второй срез выравнивают точно так же. Если ткань имеет достаточно ровные срезы, их можно специально не выравнивать.
Рис. 23. Выравнивание среза ткани
Устранение перекоса. Ткань с выровненными срезами складывают вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки (рис. 24, а). При наличии перекоса срезы ткани совмещают, согнув ткань пополам, растягивают ее по диагоналям, держа за уголки (рис. 24, б).
Рис. 24. Устранение перекоса ткани: а — совмещение кромок; б — растягивание по диагонали
Срезание кромок. Кромки ткани перед раскроем всегда срезают, потому что они более жесткие, чем ткань.
Выявление дефектов. Перед раскроем ткань внимательно рассматривают с целью обнаружения дыр, пятен, неравномерной окраски, утолщенных нитей. Такие места отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они попали между деталями выкройки (в отходы ткани).
Настил ткани. Подготовленную ткань раскладывают на столе, согнув ее пополам по долевой нити лицевой стороной внутрь, совмещают кромки и разглаживают руками. Для экономной раскладки выкроек ткань не всегда складывают ровно пополам по ширине. Иногда ее подгибают только на нужную ширину, соответствующую размеру выкройки (рис. 25, а). Часто ткань раскладывают на столе в один слой изнаночной стороной вверх.
Раскладка выкроек
В первую очередь на ткани раскладывают большие детали выкройки, а между ними — мелкие. На тканях с направленным рисунком детали выкройки должны быть разложены в одном направлении. Если ткань гладкокрашеная или имеет мелкий ненаправленный рисунок, их можно раскладывать без учета расположения рисунка (рис 25, б).
Рис. 25. Раскладка выкроек на ткани в зависимости от вида рисунка и ширины ткани (а —с направленным рисунком, б — с ненаправленным рисунком)
Ткацкие фабрики вырабатывают ткани различной ширины. В зависимости от этого, а также от вида модели и величины выкройки, подготовленную ткань перед раскроем можно сложить по долевой нити, по поперечной нити, под углом 45 ° к долевой нити или разложить ее во всю ширину.
Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.
Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками. В первую очередь прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем — края деталей по припускам на швы, располагая булавки по линии швов. Расстояние между булавками обычно 7,5 см.
Припуски на швы
При раскрое очень важно точно разметить припуски на швы, пользуясь линейкой и портновским мелком. Это облегчает в дальнейшем стачивание деталей: собместив срезы деталей, можно быть уверенным в том, что линии шва тоже совпадут. Величина припуска на шов зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали изделия.
Выкраивание деталей швейного изделия
Детали швейного изделия вырезают по намеченным контурам припусков на швы с помощью портновских ножниц (конструкция их такова, что при раскрое нижнее лезвие не приподнимает ткань). Портновские ножницы держат таким образом, чтобы широкое лезвие опиралось на стол. Каждую вырезанную деталь кроя откладывают в сторону, не отделяя от нее выкройку.
Требования к качеству кроя
Рисунок ткани на всех деталях кроя должен иметь одинаковое направление.
Величина припусков на швы (за некоторыми исключениями) должна быть стандартной: 30 мм — для низа изделия, 10 мм — для пояса и 15 мм — для всех остальных срезов.
Ширина припусков на швы не должна меняться по всей длине соответствующего среза.
Срезы изделия должны быть ровными.
Правила безопасной работы
При неосторожном обращении с ножницами, иголками и булавками можно получить различные травмы. Поэтому запомните необходимые правила:
Класть ножницы на стол надо справа от себя. Их лезвия должны быть сомкнутыми, направленными от себя.
Передавая ножницы, их следует держать за сомкнутые лезвия.
Не поднимайте ножницы высоко над столом и не размахивайте ими.
Перед работой подсчитайте количество булавок, предварительно выбросив ржавые и поврежденные.
Во время работы булавки должны лежать в специальной коробочке или игольнице.
Не берите булавки в рот и не вкалывайте в одежду.
После работы пересчитайте булавки и убедитесь, что их количество осталось прежним.
Практическая работа № 10 Выкраивание деталей для образцов и проектного изделия
Вам потребуются: выкройки для образцов (изготовлены ранее), белый ситец с мелким рисунком, линейка, портновские ножницы, булавки, портновский мелок, выкройка проектного изделия, ткань для проектного изделия.
Порядок выполнения работы
Задание 1. Выкраивание деталей для образцов.
Выкроите деталь «Образец обметывания» с припуском на шов 15 мм по одной продольной стороне выкройки, настелив ткань в два слоя лицевой стороной внутрь.
Выкроите деталь «Образец шва вподгибку» с припуском на шов 15 мм по одной продольной стороне выкройки, настелив ткань в один слой лицевой стороной вниз.
Выкроите еще одну деталь «Образец шва вподгибку» с припуском на шов 30 мм по одной продольной стороне выкройки, настелив ткань в один слой лицевой стороной вниз.
Выкроите две детали «Образец стачного шва» с припуском на шов 15 мм по одной продольной стороне выкройки, сложив ткань в два слоя лицевой стороной внутрь.