I. Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент:(сәлемдесу, оқушылардың сабаққа қатысуын тексеру; кабинетті, тақтаны сабаққа дайындау; оқушылардың сабаққа дайындығын тексеру/ приветствие,фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния учебного помещения, подготовка уч-ся к работе на уроке).
II. Оқушылардың жеке тәжірибелерін өзектендіру ̸ Актуализация субьективного опыта учащихся :
Беседа о виде опасного оборудования при приготовлении пищи.
III. Сабақтың теориялық бөлімі/Теоретическая часть занятия :
Жаңа сабақты түсіндіру/ Изложение нового материала:
Что такое охрана труда?Охрана труда –это комплекс мер,направленных на устранение травм при работе.
Правила техники безопасности при кулинарных работах.
При пользовании газовыми плитами.
1.Перед пользованием плитой хорошо проветрить помещение, включить вентиляцию. Убедиться, что краны горелок и духового шкафа закрыты; открыть кран на газовой трубе (черта на головке крана должна быть направлена вдоль оси трубы).
2.Следить за тем, чтобы пламя горелки было равномерным, синего цвета. Если оно жёлтого цвета и отрывается от горелки, отрегулировать горелку.
3.Перед зажиганием горелки духового шкафа плиты проветрить его, открыв на 2 – 3 мин.
При пользовании электрической плитой
1. Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления её корпуса. Встать на диэлектрический коврик. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки. Установить плиту на огнеупорную подставку (кирпич, асбест). Не пользоваться плиткой с открытой спиралью.
2.При включении плитки штепсельную вилку вводить в гнездо штепсельной розетки до отказа. Ни в коем случае не выдёргивать вилку из розетки за шнур!
3. Для приготовления пищи на электроплитке пользоваться только эмалированной посудой.
При пользовании режущими инструментами
1.Соблюдать максимальную осторожность. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком, мясо проталкивать в мясорубку деревянным пестиком. Передавать ножи и вилки только ручкой вперёд.
2.Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать на разделочных досках, соблюдая правильные приёмы резания. Пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на безопасном расстоянии от лезвия ножа.
3.Соблюдать осторожность при работе с ручными тёрками. Плотно удерживать обрабатываемые продукты (фрукты, овощи и т.д.); не обрабатывать слишком мелкие части.
При работе с горячими жидкостями (вода, жир)
1.Следить, чтобы при кипении содержимое посуды не выливалось через край. При сильном кипении уменьшить огонь или выключить плиту.
2.Крышки с горячей посудой снимать прихваткой и открывать от себя.
3.Сковороды ставить и снимать сковородником с деревянной ручкой.
Правила техники безопасности в аварийных ситуациях.
1.При неисправности кухонного инвентаря, затуплении разделочных ножей прекратить работу и сообщить об этом учителю.
2.При разливе жидкости, жира немедленно вытереть досуха залитые места.
3.Если разбилась столовая посуда, осколки собирать веником или щёткой ,но ни к воем случае не руками.
4.В случае травмы оказать первую помощь пострадавшей.
После окончания работы
1.Выключить электроплиту (не дёргая за шнур).
2.Тщательно вымыть рабочий стол, посуду и кухонный инвентарь.
3.Вынести мусор, отходы и очистки в отведённое место.
4.Снять спецодежду.
5.Выключить вытяжную вентиляцию.
6.Тщательно вымыть руки после окончания работы с мылом.
Как правильно сервировать стол для чаепития?
1. Расстелить скатерть, подходящую по тону к посуде. Проследите, чтобы она была кристально чистая и идеально отглаженная.
2. Расставить десертные тарелки вровень с краем стола или на расстоянии 1−2 см от края.
3. Рядом с тарелкой с правой стороны положить нож, вилку и ложку, за тарелкой, ближе к середине стола, разместить приборы для фруктов.
4. Чуть правее от тарелки поставить чайную чашку на блюдечке, причем ручка обязательно должна смотреть вправо, а на блюдце необходимо положить чайную ложку.
5. Слева от тарелки размещают розетку для варенья, блюдце для косточек и еще одну чайную ложечку.
6. В центре стола поставить вазу с цветами. Лучше всего подойдет вазы с широким дном, невысокая и устойчивая, чтобы гости случайно ее не уронили. Цветы тоже лучше выбирать невысокие, чтобы гостям было хорошо друг друга видно за ними. Обязательно стоит учитывать цветовую сочетаемость как вазы, так и цветов со скатертью и столовыми приборами, чтобы убранство стола выглядело единым целым.
7. По всему периметру стола расставляют тарелки с сандвичами, сухарницы с выпечкой, печеньем, обычно прикрытые салфетками, чтобы сохранить свежесть, конфетницы.
8. Рядом с выпечкой размещают тарелки с тонко нарезанным лимоном.
9. В центре стола ставят молочник с молоком или сливками на маленькой тарелочке, сахарницу с ложечкой или щипчиками, если сахар кусковой. Там же должны стоять графины с вином, ромом и сиропами
10. Варенье, джемы, мед и масло располагают в вазах и тарелочках по краю стола.
11. Чайник с кипятком или самовар располагается на отдельном столике слева от хозяйки. Там же ставят заварочный чайник, саму заварку и ситечко для чая.
12. В конце место каждого гостя сервируется изящно сложенными салфетками.
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные – могут.
В экономическом смысле человек обладает неограниченными потребностями в материальных благах и услугах.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни из них имеются почти в неограниченных масштабах (воздух), другие – в ограниченном размере и называются экономическими благами (вещи, услуги).
Ресурсы — это элементы, которыми потенциально обладает человек. Одна часть из них имеется в неограниченном количестве (их невозможно подсчитать) и не используется в производстве (например, воздух, вода мирового океана и др.). Такие ресурсы считают не экономическими. Другая часть ресурсов используется в производстве и имеется в определенном, ограниченном количестве (например, нефть, газ, оборудование и т.д). Такие ресурсы называютэкономическими.
Таким образом, экономические ресурсы – это элементы, которые могут быть использованы для производства экономических благ и имеются в ограниченном количестве.
Қысқаша конспектілеу/Краткое конспектирование
IV. Жаңа материалды бекіту/Закрепление нового материала:
1.Опрос по технике безопасности.
2.Как красиво выполнить сервировку чайного стола?
V. Сабақтын қорытындысын жасау/Подведение итогов урока
Получение учащимися оценок за активную работу на уроке.
VI. Үй тапсырмасы / домашнее задание: расчитать потребности для семьи из 5 человек сервировка чайного стола.Повторить и прочитать конспект.