Обобщающий урок
« Мешочек для хранения изделий», 5 класс
Цель : обобщить и закрепить знания учащихся по пройденной теме через игру « Умники и умницы»
Задачи:
- коррекционно – развивающие - развивать произвольную память, внимание, монологическую речь, мелкую моторику кистей рук, образное мышление.
- воспитательные - воспитывать бережное отношение к готовым изделиям
- обучающие - обучать правильно выражать свои мысли, оценивать свою работу.
Оборудование: карточки – задания, готовые изделия учащихся, предметы для игры « Волшебный мешочек», образцы тканей, опорные слова, крой мешочка, разрезная картинка, слайдовая презентация « Эти необычные мешки и мешочки».
Ход урока:
- Вводная часть:
Оргмомент:
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит обобщить знания по теме « Мешочек для хранения изделий». Вам понадобятся ваши готовые изделия, приготовьте их.
Повторение:
Учитель: Скажите, какое домашнее задание я вам задавала?
Учащиеся: Выполнить самостоятельную работу по пунктам плана на отдельном листе А 4, используя свои знания, умения, а также творческие способности.
План:
- История мешочка
- Ткани для мешочка
- Отделка мешочка
- Крой мешочка, план пошива.
- Применяемые швы для изготовления мешочка
Каждый учащийся представляет свою работу, «защищая» её. (Приложение №1)
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь я соберу ваши работы в одну папку под названием « Творческая работа учащихся 5 класса по теме « Мешочек для хранения изделий».
От себя лично добавлю в эту папку ещё один лист, в котором есть информация о новом назначении мешочка – «мешочек – оберег». (Приложение №2)
- Основная часть:
Любое жилище должно быть хорошо защищено. Все мы знаем о негативных энергиях, наговорах. Не все, но многие, верят в это.
В древности защита от воров осуществлялась таким же образом, как и от злых духов - при помощи оберегов. Хотя "враги" могут быть различны, но угрозы, исходящие от них, как правило, одинаковы.
Любой дом должен служить местом утешения, безопасности, уюта. Особо важно сохранить эти качества.
Наряду с сигнальными устройствами и надежными замками, делающими свое дело, наше внутреннее «Я» жаждет мистических оберегов, которые могут иметь магическую силу.
Такие обереги, расположенные в домах защищают простых добрых людей от привидений, демонов, призраков, и иных созданий тьмы; от разорения и бедности.
существуют разные обереги: "мешочек изобилия", "домовёнок", "денежный гномик".
Учитель показывает образцы оберегов.
А теперь я проведу среди вас игру – викторину « Умники и умницы».
На столе разложены конверты с заданием ( каждое задание имеет определённое количество баллов в зависимости от сложности). За правильное его выполнение участник игры получает 1 пазл. У кого больше пазл – тот выигрывает (всего 10 штук). В итоге вы соберёте картинку. (Приложение №3)
1 задание: составь план пошива мешочка (определить очерёдность операций)
2 задание: выбери ткани, подходящие для пошива мешочка (конверт с образцами тканей)
3 задание: подпиши графическое изображение швов, применяемых для пошива мешочка.
4 задание: дать определение слову КРОЙ – это деталь, вырезанная из ткани
( для слабых уч – ся тест)
5 задание: подпиши срезы кроя (картинка)
6 задание: вставь пропущенные буквы в словарных словах
Меш _ чек, д_таль, лиц_вая ст_р_на, щ_в впо_ги_ку с з_крытым срез__м.
7 задание: на образце мешочка назвать и показать машинные швы.
8 задание: назови ручные швы, применяемые для пошива мешочка ( какие ещё знаешь)?
9 задание: какие нити различают в ткани, как можно их определить?
Определяется победитель. Учитель награждает медалями участников игры ( 1 – 3 место по количеству собранных пазлов) (Приложение №4)
Учащиеся собирают картинку (приложение №5).
Учитель: Что вы видите на картинке?
Учащиеся: На картинке собрание людей. Они сидят по кругу не на стульях.
Учитель: …а на мешках. Это новое назначение мешка. (Приложение №6)
Кресло-мешок относится к категории бескаркасной мебели. Как становится ясно из названия, оно представляет собой текстильный мешок. Этот «мешок» обычно наполняется гранулированным пенополистиролом. Когда вы опускаетесь в кресло, шарики наполнителя распределяются под весом вашего тела, и бесформенный мешок принимает очертания удобного сиденья. Спинка выгибается, предоставляя опору позвоночнику, края кресла формируются в подлокотники.
Кресло-мешок (БИН БЭГ) очень легкое – от трех до восьми килограмм. Так что его легко переставлять с места на место, переносить из комнаты в комнату. Оно выглядит довольно необычно и подходит только для современного интерьера. Мягкая «груша» не имеет острых углов и безопасна. Бескаркасное кресло не обязательно выглядит как бесформенный мешок. Можно найти изделия в виде цветка, круглой или квадратной подушки, есть и модели со спинкой, уже больше похожие на традиционные кресла.
А придумала такую необычную мебель группа итальянских дизайнеров в 1968 году.
А теперь вам задание:: составить несколько предложений со словом « мешок», « мешочек» (Приложение №7)
Учащиеся:
- На уроке технологии мы шили мешочек для хранения изделий.
- Мешочек шьют из гладкокрашеной ткани.
- Мне на день рождения подарили подарок в красивом мешочке.
- В старину в мешочках хранили деньги.
- Мешочек можно отделать аппликацией, вышивкой, тесьмой….
Учитель: Мне очень понравились ваши предложения. Я вижу, что вы хорошо овладели материалом по теме « Мешочек».
Заключительная часть:
Учитель:
- Итак, какую тему вы сегодня обобщили?
- Что нового вы для себя узнали?
- Какие моменты урока вам запомнились больше всего?
- Что вызвало у вас затруднение?
По итогам урока выставляются оценки.
В оставшееся время учитель предлагает поиграть в игру « Волшебный мешочек»
Правила игры: В мешочке лежат предметы (шпулька, катушка, пуговица, ножницы, напёрсток, карандаш…). Ведущий игрок на ощупь определяет найденную вещь и по плану описывает её, а другие игроки должны отгадать, что это. Кто первый отгадал, получает право следующего хода.
Урок подготовила и провела:
учитель I квалификационной категории
Зайцева Анна Владимировна
Просмотр содержимого документа
«ИСТОРИЯ МЕШКА»
Значительную группу домашней утвари составляли различные мешки и сумки. Кожаные, например, приспосабливались даже для хранения жидкостей. А вообще-то в них и в мешках из ткани держали разные предметы.
Были также сумки для драгоценностей, денег и бумаг. Об этом сообщают различные письменные источники, начиная с самой древней поры. В частности и старомосковские. В XVII в.мешки назывались мехами.
Особенным спросом пользовались меха для хлеба и соли, которые шились из рогожи. Более знакомое нам слово мешок возникло как уменьшительное к названию мех, но значение уменьшительности вскоре утратилось, мех стало забываться, появилось обозначение мешочек.
Но надо помнить, что и именно первоначальное отличие по материалу мешков из ткани от кожаных мехов и послужило причиной отличия слов мех и мешок.
Так, мешками, мешочками называли первоначально денежные карманные кошельки.
Для хранения личных вещей приспосабливали рогожные мешки и кули. Слова рогоза и рогожа употребляются, вероятно, с общеславянской эпохи. Рогожей называли и плетеную подстилку из мочала, и куль из рогожи. Разновидности рогож получали названия по способу изготовления: лапотница, циновка. Оба слова характерны для московских и рязанских мест.
Лапотница была грубой толстой рогожей, а циновка — тонкая рогожа. На севернорусской территории использовались плотные матицы. А еще были рогожи завитухи, вязеницы, тартовки, решиы, подстилы, шуйки, полуторницы, чюрошницы, подережки, мещерки.
Мешок из грубой ткани мог называться вретищем или веретищем.
Слово куль зафиксировано в источниках в 1606 г. Куль- это рогожное изделие для хранения сыпучих веществ, особенно для зерна.
Таким образом, новое слово появилось очень кстати. Оно устранило многозначность у слова рогожи и сделало более конкретной семантику слова мешок.
Меньшие по объему мешки и кули получили название сума, сумка, заимствованное из немецкого языка через польское посредство. Вероятно, вначале так и называли только переметные сумки, из кожи или ткани, перевозимые на лошадях у седла. Во второй половине XVII в. слово уже расширило свое значение.
Из древнерусского языка перешли в наши дни названия тобола и торба. Они усвоены из тюркских языков, широко употреблялись в говоре Великого Новгорода, обозначали дорожные сумки, но в современном русском языке являются архаизмами.
В настоящее время современные мешки изготавливают не только из ткани, но и из бумаги (посылки), полиэтилена (пакет – маечка), мешки – сетки для хранения картофеля и др. овощей…
Просмотр содержимого документа
«КАРТОЧКИ»
Карточка по теме «Мешочек для хранения работ»
№ 4.2.1
1. Мешочек изготавливают из ткани _________________________________________________________________
2. Подпиши название шва, изображённого на картинке _____________________________________
____________________________________________________________________________________
3.Крой мешочка имеет _______________________________ деталей.
Карточка по теме «Мешочек для хранения работ»
№ 4.2.2 4
1
1.Подпиши названия срезов 4
1
1.____________________________________________________ 2
3
2.____________________________________________________ 3
3.____________________________________________________
4.____________________________________________________
2. Каким швом соединяются боковые срезы мешочка? ______________________________________________________
3. Верхний срез мешочка обрабатывается швом __________________________________________________________________________________
1
Карточка по теме «Мешочек для хранения работ» 2
№ 4.2.3 1
1
Подпиши название швов, изображённых на картинке: 4
______________________________________________________
_______________________________________________________
2. Копировальная бумага необходима для _____________________________________________________________________________________.
3. Мешочек можно украсить ____________________________________________________________.
Карточка по теме «Мешочек для хранения работ»
№ 4.2.4
1
1.Укажи направление долевой нити на крое мешочка:
4
2. Какими стежками можно прикрепить аппликацию на деталь мешочка? ___________________________________________________
3. На какой стороне ткани выполняют разметку перед раскроем ? ____________________________________________________________
Карточка по теме «Мешочек для хранения работ»
№ 4.2.5
1
1.Мешочек для хранения работ имеет форму______________________________ 4
2. Укажи направление долевой нити на крое мешочка:
3. Для чего можно использовать мешочек?
Просмотр содержимого документа
«урок в 5 классе»
Обобщающий урок
« Мешочек для хранения изделий», 5 класс
Цель : обобщить и закрепить знания учащихся по пройденной теме через игру « Умники и умницы»
Задачи:
коррекционно – развивающие - развивать произвольную память, внимание, монологическую речь, мелкую моторику кистей рук, образное мышление.
воспитательные - воспитывать бережное отношение к готовым изделиям
обучающие - обучать правильно выражать свои мысли, оценивать свою работу
Оборудование: карточки – задания, готовые изделия учащихся, предметы для игры « Волшебный мешочек», образцы тканей, опорные слова, крой мешочка, разрезная картинка, слайдовая презентация « Эти необычные мешки и мешочки».
Ход урока:
Вводная часть:
Оргмомент:
Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит обобщить знания по теме « Мешочек для хранения изделий». Вам понадобятся ваши готовые изделия, приготовьте их.
Повторение:
Учитель: Скажите, какое домашнее задание я вам задавала?
Учащиеся: Выполнить самостоятельную работу по пунктам плана на отдельном листе А 4, используя свои знания, умения, а также творческие способности.
План:
История мешочка
Ткани для мешочка
Отделка мешочка
Крой мешочка, план пошива.
Применяемые швы для изготовления мешочка
Каждый учащийся представляет свою работу, «защищая» её. (Приложение №1)
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. А теперь я соберу ваши работы в одну папку под названием « Творческая работа учащихся 5 класса по теме « Мешочек для хранения изделий».
От себя лично добавлю в эту папку ещё один лист, в котором есть информация о новом назначении мешочка – «мешочек – оберег». (Приложение №2)
Основная часть:
Любое жилище должно быть хорошо защищено. Все мы знаем о негативных энергиях, наговорах. Не все, но многие, верят в это.
В древности защита от воров осуществлялась таким же образом, как и от злых духов - при помощи оберегов. Хотя "враги" могут быть различны, но угрозы, исходящие от них, как правило, одинаковы.
Любой дом должен служить местом утешения, безопасности, уюта. Особо важно сохранить эти качества.
Наряду с сигнальными устройствами и надежными замками, делающими свое дело, наше внутреннее «Я» жаждет мистических оберегов, которые могут иметь магическую силу.
Такие обереги, расположенные в домах защищают простых добрых людей от привидений, демонов, призраков, и иных созданий тьмы; от разорения и бедности.
существуют разные обереги: "мешочек изобилия", "домовёнок", "денежный гномик".
Учитель показывает образцы оберегов.
А теперь я проведу среди вас игру – викторину « Умники и умницы».
На столе разложены конверты с заданием ( каждое задание имеет определённое количество баллов в зависимости от сложности). За правильное его выполнение участник игры получает 1 пазл. У кого больше пазл – тот выигрывает (всего 10 штук). В итоге вы соберёте картинку. (Приложение №3)
1 задание: составь план пошива мешочка (определить очерёдность операций)
2 задание: выбери ткани, подходящие для пошива мешочка (конверт с образцами тканей)
3 задание: подпиши графическое изображение швов, применяемых для пошива мешочка.
4 задание: дать определение слову КРОЙ – это деталь, вырезанная из ткани
( для слабых уч – ся тест)
5 задание: подпиши срезы кроя (картинка)
6 задание: вставь пропущенные буквы в словарных словах
Меш _ чек, д_таль, лиц_вая ст_р_на, щ_в впо_ги_ку с з_крытым срез__м.
7 задание: на образце мешочка назвать и показать машинные швы.
8 задание: назови ручные швы, применяемые для пошива мешочка ( какие ещё знаешь)?
9 задание: какие нити различают в ткани, как можно их определить?
Определяется победитель. Учитель награждает медалями участников игры ( 1 – 3 место по количеству собранных пазлов) (Приложение №4)
Учащиеся собирают картинку (приложение №5).
Учитель: Что вы видите на картинке?
Учащиеся: На картинке собрание людей. Они сидят по кругу не на стульях..
Учитель: …а на мешках. Это новое назначение мешка. (Приложение №6)
Кресло-мешок относится к категории бескаркасной мебели. Как становится ясно из названия, оно представляет собой текстильный мешок. Этот «мешок» обычно наполняется гранулированным пенополистиролом. Когда вы опускаетесь в кресло, шарики наполнителя распределяются под весом вашего тела, и бесформенный мешок принимает очертания удобного сиденья. Спинка выгибается, предоставляя опору позвоночнику, края кресла формируются в подлокотники.
Кресло-мешок (БИН БЭГ) очень легкое – от трех до восьми килограмм. Так что его легко переставлять с места на место, переносить из комнаты в комнату. Оно выглядит довольно необычно и подходит только для современного интерьера. Мягкая «груша» не имеет острых углов и безопасна. Бескаркасное кресло не обязательно выглядит как бесформенный мешок. Можно найти изделия в виде цветка, круглой или квадратной подушки, есть и модели со спинкой, уже больше похожие на традиционные кресла.
А придумала такую необычную мебель группа итальянских дизайнеров в 1968 году.
А теперь вам задание:: составить несколько предложений со словом « мешок», « мешочек» (Приложение №7)
Учащиеся:
На уроке технологии мы шили мешочек для хранения изделий.
Мешочек шьют из гладкокрашеной ткани.
Мне на день рождения подарили подарок в красивом мешочке.
В старину в мешочках хранили деньги.
Мешочек можно отделать аппликацией, вышивкой, тесьмой….
Учитель: Мне очень понравились ваши предложения. Я вижу, что вы хорошо овладели материалом по теме « Мешочек».
Заключительная часть:
Учитель:
- Итак, какую тему вы сегодня обобщили?
- Что нового вы для себя узнали?
- Какие моменты урока вам запомнились больше всего?
- Что вызвало у вас затруднение?
По итогам урока выставляются оценки.
В оставшееся время учитель предлагает поиграть в игру « Волшебный мешочек»
Правила игры: В мешочке лежат предметы (шпулька, катушка, пуговица, ножницы, напёрсток, карандаш…). Ведущий игрок на ощупь определяет найденную вещь и по плану описывает её, а другие игроки должны отгадать, что это. Кто первый отгадал, получает право следующего хода.
Урок подготовила и провела:
учитель I квалификационной категории
Зайцева Анна Владимировна