kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Нетканый гобелен или вышивка петлёй. История возникновения Инструменты и материалы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника "punch needle" - это продергивание нити или ковровая вышивка. Метод продергивания напоминает по своей технике исполнения классическую вышивку крестом. Выполняется ковровая вышивка с помощью специальной ковровой иглы, крючка и широких пялец. Нитки для данного вида вышивки могут быть самые разнообразные: хлопковые, акриловые, льняные, шерстяные и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Нетканый гобелен или вышивка петлёй. История возникновения Инструменты и материалы" »


План-конспект открытого занятия


Нетканый гобелен или вышивка петлёй. История возникновения Инструменты и материалы.

педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТТ г. Тихорецка

Замостьяновой Елены Владимировны


Цель занятия: обучение технологии «Вышивки в ковровой технике».

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи занятия:


Образовательные:


  • Сформировать представления об историческом развитии ковроделия и ковровой вышивки.

  • Научить выбирать способы вышивки, инструменты, материалы, необходимые для выполнения вышивки в ковровой технике.

  • Способствовать формированию у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

  • Закрепить знания по технике безопасности при работе с режущими и колющими инструментами.

Развивающие:

  • Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес при выполнении вышивки в ковровой технике.

  • Развивать вкус, фантазию и пространственное воображение.

  • Развивать  творческие способности, коммуникативные навыки, индивидуальность каждого ребенка.

Воспитательные:


  • Содействовать воспитанию эстетического вкуса и повышать интерес к вышивке в ковровой технике.

  • Воспитывать аккуратность в работе и целеустремленность, культуру общения со сверстниками.

  • Способствовать формированию духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных этических и эстетических норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом.

Демонстрационные материалы:

образцы работ вышивки ковровой техники, эскизы, рисунки, схемы, презентация, раздаточные материалы.

Ход занятия

Мотивация к учебной деятельности. 5 мин.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Педагог: Сегодня я предлагаю совершить путешествие в прошлое, чтобы познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства.


Актуализация знаний.

Педагог: Расшифруйте зашифрованные слов: сектвтчао, арпжя, нерпеидя. (слайд 2)


Педагог: Что объединяет эти слова?

Формулировка темы и цели занятия

Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.

Это занятие для рук умелых и для души.

Вышивание требует особого терпения,

Навыков и способов его овладения:

Как место рабочее организовать,

Рисунок как правильно копировать,

Как эстетично цвет ниток подобрать,

Как в изделии гармонию создать.

Итак, искусству ковровой вышивки мы будем сегодня учиться,

Мы помним: в нашей жизни все пригодится.

История возникновения ковровой вышивки


Педагог: История ковроткачества тянется издалека. Самая древняя находка – изделия из ткани, меха, войлока, принадлежавшие кочевым племенам, обитавшим в районе Алтая в V-III веках до нашей эры.. Благодаря вечной мерзлоте они сохранились , а не рассыпались в прах , когда археологи доставали их из знаменитых Пазырских курганов. Шерстяные ковры с изображением черепах, рыб, водорослей были обнаружены и в других местах, например близ Урги в монгольских степях

Если в Европе ковер использовали для украшения и утепления жилища, то на Востоке к нему всегда было особое отношение. Это и само жилище ( натянутые на каркас ковры) и его обстановка ( ложе и сиденья). Особенно ценные ковры всегда выкладывали перед почетными гостями. Их дарили на свадьбы. Ими пользовались как на похоронах , так и празднуя рождение ребенка

Ручное ткачество у казаков было распространено не только как промысел, но и как домашнее производство. Во многих семьях имелся самодельный ткацкий стан. «Материалом для ткачества была конопля, которую сеяли, затем срезали, сушили, замачивали, опять сушили. После на специальном станке вытрясали кострицу (мелкие грубые частички поверхностного слоя стебля). Оставался один волос, который сворачивали в мычку (клубок) и пряли пряжу. Из пряжи ткали полотно

Оказывается, ковры, как и бриллианты, могут быть настоящими и поддельными. У народов Востока существовал старинный способ определения ценности ковра. Его расстилали на земле и проводили по нему коня. ( По приданию, породистый скакун сам никогда не наступит на драгоценный ковер.) Если от подковы ворс подгибался и долго был заметен след, такое изделие не делало чести ремесленникам-ковроделам. Поскольку настоящий, качественный ковер способен выдержать самое сильное давление. Его эластичный ворс должен после этого испытания быстро выпрямиться.

Что такое «ковёр-самолёт» и откуда он появился?


Педагог: Многие народы приписывают ковру волшебные качества.

Педагог: Почему в сказках многих народов ковры летают? Ведь на первый взгляд это совершенно неподходящий для полета предмет.

Но вопреки всякой логике сказочные герои летают на этом удивительном транспортном средстве.

Педагог: Вспомните сказки, книги, мультфильмы, в которых герои летают на ковре самолете

Рассмотрите фотографии с изображением сказочных ковров-самолетов.


Педагог: Что же дает ковру магическую силу? Может быть это волшебное заклинание, а может быть дело в узорах на ковре. Ковровые узоры — не украшения, а магические символы. Солнце, древо жизни, птица Феникс.

Наши предки не сомневались, что ткань, покрытая волшебными знаками, может охранить от бед дом, принести достаток, подарить хозяину здоровье… почему бы тогда ей и не летать? Надо просто выткать нужный узор. Ковер можно читать, как книгу, и рисунки, которые кажутся просто украшением, могут рассказать целую историю. Некоторым узорам на современных коврах — сотни лет.

Педагог: Попробуйте выложить свой ковер с различными узорами. В этом вам помогут специальные картинки.



Игра «Сложи узор на ковре»



Педагог: Живопись – это не только мазки кистью, наложение краски, но и стежки на полотне. Главное, чтобы вышивка передавала ощущение цвета, объем и композицию рисунка, создала настроение. Наверное, трудно вот так представить себе не акварельный рисунок, а картину, вышитую цветными нитками при помощи специальной иглы

Ковровая вышивка Punch Needle (махровая вышивка, техника продергивания, вышивка петлей, техника нетканого гобелена)- это вышивка, сделанная с помощью ковровой иглы.


Демонстрация образцов ковровой вышивки


Педагог: Все эти картины выполнены в технике нетканого гобелена


Материалы и инструменты, применяемые при вышивке

ковровой иглой

Инструменты: ножницы, специальные иглы для ковровой вышивки

Ткань для основы: синтетическая подходят любые ткани с полотняным переплетением, например: бортовка, лен, мешковина, бязь.

Пряжа шерстяная или синтетическая (возможно распускать трикотажные вещи, отслужившие свой срок).

Пяльцы или рамка для закрепления ткани основы.

Леска или проволока ( для вдевания нитки в иголку).

Рисунок

Фломастер или копировальная бумага (для перевода рисунка на ткань основы).

Клей ПВА (для обработки изнаночной стороны вышивки).

Устный журнал
«Техника безопасности при изготовлении ковра»


Педагог:

Два кольца, два конца, в середине гвоздик

Лоскуток шутя отрежут, а у нитки хвостик.

А захочешь их соседу для работы передать,

Надо лезвие сомкнуть, крепко в кулаке зажать.

Утюг

Тут подход особый нужен – только с вежливым он дружен,

Не тяни его за шнур, а бери за вилку,

И разгладит ваш утюг каждую морщинку!

А закончил ты работу – непременно выключай,

Чтоб беды не приключилось от пожара невзначай.

Игла

Очень нужный инструмент – ковровая иголка,

В деревянной ручке кончик остренький и колкий.

Направляй его на ткань, не маши руками

И соседа, и себя чтобы не поранить.

Игла для ковровой вышивки


Для вышивки продергиванием используют специальную иглу для продергивания. Кончик такой иглы срезан под углом. Сторона, где находится срез – это перед иглы (front). Задняя сторона (back) – прямая с ушком для нити. Внутри иглы и ручки располагается отверстие для продевания нити.

Игла состоит из: острия, колбы, ручки

Ковровая игла своими руками


Для этого вам понадобится приобрести систему (капельницу), шприц на 5мл, силиконовая подкладка.

Фактически в любой капельнице имеется иголка с отверстием с боку.

Как видно на фото, расстояние от отверстия до кончика иголки очень большое. Это очень неудобно т.к. тогда при вытаскивании иглы из ткани придется вытаскивать и много нити. Нам нужно оставить там расстояние не более 2-3мм. Для этого берем пассатижи (или кусачки) и, отступив от дырочки 3мм, откусываем лишнее.

Округляем нашу иголочку. Пилочкой шлифуем нашу иголочку до тех пор, пока у нас не образуется срез, как у обычных игл для уколов.

Теперь работаем со шприцом. Носик мы обрезаем на половину (канц. ножом или обычным ножом). Теперь берем прокладку.

Вот эту прокладку нам и нужно втиснуть на дно корпуса шприца. Для этого ножом, или ножницами, обрезаем её по краю со всех сторон буквально по миллиметру. Примеряем. Втиснув прокладку в верхнюю часть, берем поршень от шприца и проталкиваем её на самое дно.

Теперь вставляем иголку. Если все в порядке - наш инструмент готов.

Пяльцы и рамки для закрепления ткани основы


Рамка – деревянный каркас, на который натягивается материал. Для удобства лучше брать рамку больше размера задумываемой вами работы. Например, если вы хотите сделать работу размером 40х40 см, то идеальная рабочая рамка – 50х50 см. То есть должен быть припуск не менее чем по 5 см. с каждого края.

Нитки и пряжа

Для нетканого гобелена подходят практически любые нитки с устойчивой окраской. Исключения составляют буклированные нити или пряжа, а также нити слабого кручения, такие, как ровница. Нитки или пряжа могут быть хлопчатобумажными, шерстяными, льняными, смесовыми, искусственными. Каждая разновидность нити дает свою фактуру.

Ткань для основы

Для основы гобелена лучше всего подходит льняное полотно. Предпочтительнее рыхлое или неплотного переплетения. Это условие необходимо для того, чтобы игла не рвала и не протыкала материал, а раздвигала волокна. При следующем проколе нити материала должны зажимать рабочую нить предыдущего прокола. В противном случае, если вы будите работать на хлопчатобумажном или шерстяном материале, то рабочая нить не будет держаться в ткани.

Идеальным материалом для нетканого гобелена является б о р т о в к а или суровое полотно. Предпочтительнее выбирать тканевую основу темного цвета, т.к. если вы будете работать на светлом материале темными нитками, то будут видны просветы между петлями и тканевую основу придется подкрашивать с изнаночной стороны. Но если вы работаете на темной основе светлыми нитями, то просветы между петлями не будут видны.

Педагог: Где найти рисунок для ковровой вышивки?


Педагог: Вышивка – один из ярких видов декоративно - прикладного искусства, и нет сомнений, что традиции будут развиваться и в ХХI веке.

Демонстрация видеоролика «Гобелены Овсепяна»


Педагог: Гобелены Овсепяна создаются исключительно по оригинальным авторским эскизам, они многокрасочны, фантазийны, они сияют, излучают тепло и производят чарующее впечатление на зрителя.

Одна из таинственных особенностей этой техники заключается в том, что автор до конца не может знать, что получится в результате его работы, когда гобелен поворачивают лицевой стороной. Некоторые гобелены Овсепяна испускают тонкий аромат трав, цветов и камня. При различном освещении меняется их восприятие.



Педагог: Освоив данную технику, вы сможете выполнить и создать свои собственные изделия. Пусть же вашим занятиям по ковровой вышивке всегда сопутствует творческое вдохновение.


Подведение итогов занятия


Подведем итог нашему занятию. С помощью карточек оцените качество нашего занятия.

  • Много ли нового вы узнали?

  • Было ли вам комфортно?







ПРИЛОЖЕНИЕ






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Нетканый гобелен или вышивка петлёй. История возникновения Инструменты и материалы"

Автор: Замостьянова Елена Владимировна

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196807


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства