kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Национальное искусство коренных народов Севера саами – вышивка бисером.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии в 7 классе посвящен национальной культуре народов Крайнего Севера - саамам. Национальное рукоделие - вышивка бисером. В архиве содержится презентация к уроку и план-конспект урока.

Необходимое техническое оборудование:

  • ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, экран. 
  • Электронные ресурсы: учебно-методический модуль «Культура и быт коренных народов Севера»
  • Раздаточный материал: карточки-задания, иллюстративный материал к практической работе, карточки для рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рушелюк Т. М. урок по саамам»

Разработка плана-конспекта урока технологии


ФИО педагога Рушелюк Тамара Михайловна


Класс 7 класс


Автор УМК: Рушелюк Т. М. Гринченко Т. О.


Тема урока: Национальное искусство коренных народов Севера саами – вышивка бисером.


Тип урока Урок ознакомления с новым материалом.


Планируемые результаты (цели):


Метапредметные:

  • Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности учащихся;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ.


Личностные:

  • Воспитание российской гражданской идентичности через осознание своей этнической принадлежности, знания культуры своего края, усвоения гуманистических ценностей многонационального российского народа;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные:

  • Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по различным учебным предметам для решения прикладных творческих заданий;

  • Овладение методами эстетического оформления изделий.


Необходимое техническое оборудование:

  • ТСО: мультимедиа проектор, компьютер, экран. 

  • Электронные ресурсы: учебно-методический модуль «Культура и быт коренных народов Севера»

  • Раздаточный материал: карточки-задания, иллюстративный материал к практической работе, карточки для рефлексии.



Технологическая карта урока

Этап, время

Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты этапа

Учебно-методическое обеспечение Гиперссылка на ресурс ЭОР

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Действия


формируемые способы деятельности

Действия


формируемые способы деятельности

Действия


формируемые способы деятельности

I.

Организационный этап

2 мин.


Подготовка учащихся к работе (приветствие, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку). Организация внимания и внимания учеников, психологический настрой учащихся на проведение урока.


Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.


Сотрудничество с учителем.


Формирование межличностных отношений.

Готовятся к уроку.

Самоорганизация

Метапредметные

 умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные: Формирование личной ответственности.

Предметные:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности




II.

Актуализация знаний

6мин.

Проводится в форме беседы.

Учитель

Леса и тундра, льды и горы,

Озёра, реки и моря,

Раскинулась в своих просторах

Родная Кольская земля!

Сл 2. Карта Кольского полуострова.

На К. п-ве проживают разные народы

Сл.3 стихотворение (учащиеся читают самостоятельно)

Вопрос кто на ваш взгляд из перечисленных народов являются коренными жителями Севера?

Предварительный ответ: это саами.

Учитель

Что является отличительной чертой саамской одежды?

Предварительный ответ: это вышивка бисером

Сл. 4 саамская одежда

Учитель: кто является неотъемлемым спутником жизни саамов?

Предварительный ответ: олени

Сл. 5 фото оленей.

Учитель какое жилище используют саамы. Когда пасут стада оленей в тундре?

Дом не из камня и не из глины – шкуры оленей там и жердины.

Предварительный ответ: кувакса

Сл..6 фото куваксы

Cистематизируют информацию до изучения нового материала


Cтруктурировие знаний.


Сотрудничество с учителем, формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения.


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Коммуникативные универсальные действия


Обеспечивание социальной компетентности и учета позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные:

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные:

Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.

Предметные:

активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий.



III.

Ознакомление с новым материалом

7 мин.


Проходит в форме мультимедийной презентации, сопровождаемой разъяснениями учителя об элементах создания саамской вышивки.

Учитель организует диалог с обучающимися, знакомит с понятиями: «орнамент саамской вышивки

Сл 7-12 орнамент саамской вышивки

Учитель: Саамский народный орнамент создаётся вышивкой бисером. Его отличает изящная простота, строгость узора.

Мотивы вышивок состоят из вариаций простых элементов геометрической формы – треугольников, крестов, ромбов, квадратов, кругов,

полуокружий, зигзагов.

Трудно найти повторяющийся рисунок. Одинаковые по назначению вещи похожи друг на друга лишь с первого взгляда. А каждый орнамент оригинальный, отражающий индивидуальный почерк мастера. В саамской семье есть свои родовые знаки. И они передаются из поколения в поколение.


Высказывают свое мнение, слушают мнение других ребят.

Соглашаются или не соглашаются с предлагаемыми ответами.

Записывают, каждый ответ в свои рабочие тетради.

По ходу презентации учащиеся ведут записи в тетради.


Систематизация, анализ, обобщение, структурирование знаний.

Сотрудничество с учителем, формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решения.


Познавательные универсальные действия

Постановка и решение проблемы.

Метапредметные

умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные:

развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей .

Предметные:

овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач



IV

Закрепление нового материала

10

мин

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

Учитель: Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления вам предлагается выполнить небольшие практическое задание задания. Время на выполнение задания 10 минут. У вас на рабочем столе лежат схемы рисунков, используемых в саамской вышивке, на их основе составьте узор, который вы будете вышивать на вашей игольнице


Самостоятельно работают над составлением узора.


.



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования,

метапредметные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить логические взаимосвязи.

личностные

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование межличностных отношений, познавательных потребностей, социальных чувств, личностных качеств.

Предметные

Формировать умения самостоятельной работы учащихся по инструкционным картам.




Практическая работа


Вводный инструктаж

10

мин.








Инструктаж сопровождается практическим показом учителя.

Объяснение сопровождается инструкционной картой.

Сл.13-18 технологический процесс вышивки













Действия, подводящие к осознанию, необходимости нового познания,

Действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.





Текущий инстркутаж

45

Мин

Через20 мин тек истр

физкультминутка


Учитель контролирует и корректирует действия учеников. Подводит учащихся к выявлению причин и способов устранения недочетов в выполнении вышивки

Физхкультминутка

Учитель: у оленя дом большой (уч-ся поднимают руки над головой)

Он глядит в своё окошко

Зайка по полю бежит (дети имитируют бег зайца)

В двор к нему стучится

Тук-тук, дверь открой

Там в лесу охотник злой

Дверь мне открывай

Лапу мне давай (Дети протягивают друг другу руки сначала правую потом левую)


Контроль и самооценка деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить способы решения проблемы, определять степень успешности.


Учащиеся оказывают помощь друг другу в случае необходимости.


Регулируют свои действия с учётом замечаний учителя, учатся корректировать свою работу.

Метапредметные:


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;


Личностные:


развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Предметные:

Совершенствование навыков вышивки бисером.



Постановка заданий на дом

Учитель предлагает учащимся разработать варианты современной одежды с элементами саамской вышивки, используя персональный компьютер.





Личностные:

формирование умений анализировать полученную информацию.

Метапредметные:

формирование навыков решения проблем, поиска, анализа и обработки информации.

Предметные:

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для декорирования одежды.


Подведение итогов урока

10

Мин.

Обобщение полученных знаний - выставка готовых работ учащихся.

Закрепление знаний с помощью разгадывания кроссворда

Сл.19кроссворд по теме урока

Учащиеся сравнивают свою работу с работами одноклассников, выявляют и анализируют ошибки

Закрепляют полученные знания с помощью кроссворда

Учащиеся анализируют работы, учатся объективно оценивать результаты труда других учащихся

Учатся комментировать и доказывать свою точку зрения.

Сравнивают и анализируют свои выводы и понятия с мнением одноклассников.

Обобщают знания по данной теме.


Метапредметные:

Формирование речевых навыков

Личностные:

Развитие мотивации, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения творческой работы.

Предметные:

Использование приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях.













Критерии оценки достижения результатов занятия

Критерий оценки результата


«5»

«4»

«3»

«2»

1

Учащиеся разработали эскиз вышивки для игольницы

Учащиеся разработали эскиз вышивки для игольницы

Учащиеся разработали эскиз вышивки для игольницы


2

Выполнили работу в соответствии с эскизом.

Выполнили 80% работы в соответствии с эскизом

Выполнили 50% работы в соответствии с эскизом


3

Качество выполненной работы соответствует индивидуальным способностям учащихся

Качество выполненной работы соответствует индивидуальным способностям учащихся

Качество выполненной работы соответствует индивидуальным способностям учащихся



Просмотр содержимого презентации
«презентация по саамам Рушелюк Т. М.»

Здесь на краешке земли,  Где лишайники и мхи ,  Где полгода солнце спит,  Тьма полярная стоит –  Жили люди – лопари  В тундре жизнь свою вели,  Называли их саами,  Говорили они сами:  «Мы от солнца рождены,  дети солнца и земли».  Убегая от беды –  коми-ижемцы пришли.  Терский берег – дивный край, Он людей сюда манил и звал.       Смелые и добрые,  Сильные и вольные  К морю белому пришли  Волю –вольную нашли,  Назвались они поморы,  Люди жившие у моря.  А потом, ход истории мечом  Край людьми заполонил  Собрался тут целый мир.  Здесь под Кольским небосводом  Много наций и народов  Мирно- дружно проживают,  Край любимый украшают  Рушелюк Т.М.

Здесь на краешке земли, Где лишайники и мхи , Где полгода солнце спит, Тьма полярная стоит – Жили люди – лопари В тундре жизнь свою вели, Называли их саами, Говорили они сами: «Мы от солнца рождены, дети солнца и земли». Убегая от беды – коми-ижемцы пришли. Терский берег – дивный край,

Он людей сюда манил и звал.

Смелые и добрые, Сильные и вольные К морю белому пришли Волю –вольную нашли, Назвались они поморы, Люди жившие у моря. А потом, ход истории мечом Край людьми заполонил Собрался тут целый мир. Здесь под Кольским небосводом Много наций и народов Мирно- дружно проживают, Край любимый украшают Рушелюк Т.М.

Виды саамской одежды  Летние  женские  костюмы  Юпа

Виды саамской одежды

Летние

женские

костюмы

Юпа

Олени – постоянные спутники  жизни саами

Олени – постоянные спутники

жизни саами

КУВАКСА –  национальное  жилище саами

КУВАКСА –

национальное

жилище саами

Богатые самобытные традиции имеет шитьё бисером. Бисером орнаментировались головные уборы, кошельки и сумки, детские люльки и др. изделия. Узоры прямолинейно – геометрических форм представлены одно- или многорядными горизонтальными линиями, вильчатыми фигурами, зигзагами, треугольниками, ромбами.  Предметы прямоугольной формы украшались соответственно форме предмета. Технология вышивки бисером

Богатые самобытные традиции

имеет шитьё бисером.

Бисером орнаментировались головные уборы, кошельки и сумки, детские люльки и др. изделия.

Узоры прямолинейно – геометрических форм представлены одно- или многорядными горизонтальными линиями, вильчатыми фигурами, зигзагами, треугольниками, ромбами.

Предметы прямоугольной формы украшались соответственно форме предмета.

Технология вышивки

бисером

Саамская вышивка бисером    Саамская вышивка - геометрическая.  Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения.

Саамская вышивка бисером

Саамская вышивка - геометрическая.

Народные умелицы обычно начинали узор с центра. Здесь они помещали четыре бисеринки и всю дальнейшую работу вели относительно центра. Благодаря этому достигалась пропорциональность геометрических элементов и деталей, форма которых зависела от материала, а в конечном счете - от самой вещи и ее назначения.

Основные мотивы орнамента в бисерном шитье     В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.  

Основные мотивы орнамента в бисерном шитье

  В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. Первоначальные четыре бисеринки, образующие центр, после наслоений напоминают распустившийся цветок. Дальнейшее решение узора разнообразно: он может быть в виде ромба, треугольника, квадрата или овала.

 

Символика цвета в саамском орнаменте       В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.  

Символика цвета в саамском орнаменте  

В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Зная общее количество бисеринок на нитке, вышивальщица высчитывает, сколько их должно быть на каждом повороте, загибе или переходе рисунка. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного и синего цветов, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.

 

Символика цвета в саамском орнаменте  - вода, небо, озеро, море, реки;   - морошка, солнце;  - снег, лепестки ромашки, морошки.

Символика цвета в саамском орнаменте

  • - вода, небо, озеро, море, реки;

- морошка, солнце;

- снег, лепестки ромашки, морошки.

Значение элементов в орнаменте саамов      Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа.  Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.  

Значение элементов в орнаменте саамов  

Несмотря на лаконичность и простоту художественного обобщения, что объясняется суровой арктической природой, народные художники добивались необыкновенной выразительности образа.

Так, волнистая линия в бисерном орнаменте изображает холодное озеро или море, белоснежный треугольник с петлями на углах – парящую северную птицу или оленя, россыпь жёлтых точек – бутон распустившихся тундровых цветов.

 

Инструменты и материалы Иглы : №0 (для набора бисера) № 3,4 для закрепления бисера Нитки: в цвет ткани (красные или синие) Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань Наперсток Ножницы

Инструменты и материалы

Иглы : №0 (для набора бисера)

№ 3,4 для закрепления бисера

Нитки: в цвет ткани (красные или синие)

Бисер: непрозрачный, ровный, трех основных цветов

Ткань: шерстяная ткань, сукно красного, синего цветов; подкладочная ткань

Наперсток

Ножницы

Подготовка основы для вышивания Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2). Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3).

Подготовка основы для вышивания

Вырезаем подкладочный материал и сукно по определенным размерам (рис.2).

Накладываем сукно на подкладочную ткань и примётываем по краям (рис.3).

На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)

На изнаночной стороне находим центр для вышивки узора. Проводим по линейке линии через центр- вертикальную и горизонтальную и соединяем противоположные углы линиями. При помощи стежков белыми нитками эти линии переносятся на лицевую сторону (рис.5)

Технологический процесс вышивки  Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)

Технологический процесс вышивки

Составленный узор начинают вышивать с центра по счету бисеринок. Например, чтобы вышить крестик, на рабочую нить нанизывает три желтых бисеринки и закрепляем другой иглой каждую бисеринку поперечным стежком от центра по вертикали. Точно также вышиваем по горизонтальной линии от центра (рис.4)

Технологический процесс вышивки Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)

Технологический процесс вышивки

Круг –нанизываем бисер на основную нить и вокруг крестика раполагаем так, чтобы получился круг, иглу с ниткой протягиваем в обратном направлении через 2-3 бисеринки и затягиваем основную нить, затем закрепляем каждую бисернику по кругу (рис.6)

Технологический процесс вышивки  Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)

Технологический процесс вышивки

Петелька –набираем на основную ниьь 7-8 бисеринок, последняя бисеринка является переходящей для образования петли, затем набираем 7-9 бисеринок и основную нить иголкой продергиваем через переходящую бисеринку, далее повторяем набор из 7 бисеринок. Также делаем набор остальных трех петелек. Закрепляем узор так, чтобы середина петелек проходила по вертикальной и горизонтальной линии. В середине каждой петли закрепляем по одной более крупной бисеринке контрастного цвета (рис.7)

В гостях у саамов По вертикали: По горизонтали: 1. Пространство приполярных областей со скудной растительностью. 3. Враг, разбойник. 2. Длинная, сплетённая из шерсти завязка для обуви. 4. Походный шалаш из жердей, оленьих шкур или бересты. 5. Таинственная страна, расположенная в четырёх государствах: Норвегии, России, Финляндии и Швеции. 3. Сказочные существа, живущие под землёй. 7. Олень-самец, олень-вожак. 4. Короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами. 9.Жилище из брёвен с плоской крышей. 6. Саамское селение. 8. Жилище, напоминающее землянку.

В гостях у саамов

По вертикали:

По горизонтали:

1. Пространство приполярных областей со скудной растительностью.

3. Враг, разбойник.

2. Длинная, сплетённая из шерсти завязка для обуви.

4. Походный шалаш из жердей, оленьих шкур или бересты.

5. Таинственная страна, расположенная в четырёх государствах: Норвегии, России, Финляндии и Швеции.

3. Сказочные существа, живущие под землёй.

7. Олень-самец, олень-вожак.

4. Короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.

9.Жилище из брёвен с плоской крышей.

6. Саамское селение.

8. Жилище, напоминающее землянку.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Национальное искусство коренных народов Севера саами – вышивка бисером.

Автор: Рушелюк Тамара Михайловна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства