Этап урока
Деятельность учителя
Организационный момент
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку.
Мы начинаем урок русского языка
Актуализация знаний
- Какую большую тему мы изучили?
- Что мы изучали в этой теме?
- Чему учились?
- Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте тетради. Запишите число,классная работа,посмотрите на доску,проверьте себя. Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы.
Слайд 2.
Запиши слово – название рисунка: (обезьяна).
Запиши слова по их лексическому значению:
- Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья (ванна)
- Сделанный из молока (молочный)
Запиши:
- Синоним слова «трудиться» (работать)
- Антоним слова «жаркий» (морозный)
Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить)
-Возьмите ручки с зелёной пастой. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы. Слайд 3. Подождать. Слайд 4.
- Оцените себя, по памятке.
Критерии оценки. (на доске)
выделил 11 орфограмм
выделил 9 – 10 орфограмм
выделил 6 – 8 орфограмм
выделил 5 и менее орфограмм
-Нужно ли нам возвращаться к этой теме?
- Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет?
- Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы?
- Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили?
Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение – предмет.
- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой?
Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать?
Слайд 5.
Слова – названия
- Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.
Усвоение новых знаний
Слайд 6.
- Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему.
- Назовите по рисунку слова - названия предметов и вопрос, на который оно отвечает.
- Признаков предметов. …
- Действий предметов.
Посмотрим, что у нас получилось.
Слайд 7
- Можно ли из данных слов составить предложения?
- Запишем одно предложение.
Пушистая белочка взбирается по стволу дерева.
- Послушайте, проговорите орфографически. - Запишите под мою диктовку.
- Ребята, а почему я не закрывала экран?
- Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова?
- Это и есть тема нашего урока.
Доска. Части речи
Что такое части речи?
- Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить?
- Хотите узнать ответ? Обратимся к учебнику.
- Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст.
- Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова?
Прочитайте самостоятельно текст - два раза.
- Что же называют частями речи? Прочитайте предложение.
- Какую функцию выполняет каждая часть речи?
- Какие названия есть у каждой части речи?
- Что вам помогло ответить на мои вопросы?
Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице.
Слайд 8.
- Прочитайте заголовок схемы.
- Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране?
Прочитайте названия частей речи.
- Сравните схему с текстом.
- На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно?
На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы?
- Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы?
- Когда же схема нам может пригодиться?
Проверим.
- Прочитайте предложение на листе.
Морозный январь предвещает урожайный год.
- Как можно назвать такое высказывание?
- Поясните примету.
Запишите предложение в тетрадь.
- Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этом предложении?
- Как вы будете определять?
Доска:
прил. сущ. гл. прил. сущ.
Морозный январь предвещает урожайный год.
- Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41.
Первичная проверка
- А теперь отложим ручки и немного отдохнем. Игра «Лосята»
- Посмотрите на доску. Прочитайте слова.
- Из какой сказки взяты слова?
- Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите слова по корзинам.
- Ребята мы помогли не только лосятам, но и себе.
- Чему мы учились?
-Составьте предложение из данных слов.
- Запишем одно из них.
Старик поймал золотую рыбку.
- Укажите над словами карандашом части речи.
сущ. гл. прил. сущ.
Старик поймал золотую рыбку.
- Вернемся к теме нашего урока. И попробуем уточнить, что такое части речи.
Учитель корректирует ответы учеников.
- Часть речи – это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др. Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи.