Тема урока: Моделирование поясного изделия (брюк).
Цель урока: Сформировать знания о принципах моделирования поясных изделий.
Образовательная: ознакомить с принципами моделирования; продолжить знакомить учащихся с профессиями швейной промышленности.
Развивающая: развивать логическое мышление, кругозор и интерес к предмету «технология»; развивать технологические компетенции – умение рационально использовать и организовывать учебно-познавательную деятельность, контролировать результаты своего труда, применять технологические знания на практике.
Воспитательная: формировать эстетический вкус, умение работать в группе, ответственность, уважение к профессиям швейной промышленности.
Тип урока: комбинированный. Урок – «Погружение в профессию», применение знаний, умений, навыков.
Методы проведения занятия:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация);
- репродуктивный (инструктаж, практическая работа, индивидуальная, самостоятельная, групповая работа).
Средства обучения:
- предметно-натуральные объекты, наглядные пособия;
- практически-трудовая деятельность;
- эмоционально-творческий интерес.
Оборудование: учебник, ноутбук, интерактивная доска, иллюстрации брюк, карточки-задания, цветная бумага, клей, ножницы, чертеж брюк в масштабе 1:4, шаблоны брюк, готовые поясные изделия.
Используемая методическая литература:
Мартопляс Л.В., Скачкова Г.В. Школа кройки и шитья на дому. – Минск, 1995.
Скопцова М.Й. Тежнология. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.
Ермилова Е.В., Товченик И.А. Технология (для девочек). – Алматы, «Мектеп», 2013.
Словарь: конструктор, художник, модельер, закройщик.
Девиз урока: «Какие труды, такие и плоды».
Задания командам:
- Повторить материал по разделу «Конструирование и моделирование поясного изделия» (юбка).
- Вспомнить основные профессии швейного производства.
- Придумать название команды.
- Выбрать учащихся на роли художника-модельера, художника-конструктора, закройщика и манекенщицы.
Этап 1. Представление команд.
Каждая команда представляет себя. При оценивании учитывается связь с изучаемым предметом и разделом программы.
Этап 2. Разминка.
«Назовите, какие вы знаете виды брюк по конструкции и фасону.» (команды дают ответы по очереди). Названные виды брюк сопровождаются показом слайдов (презентация).
Этап 3. «Путешествие на фабрику».
«Изготовление одежды проходит в несколько этапов, за которые отвечают люди разных профессий».
Задание. Выберите профессии, относящиеся:
- К серийному производству одежды;
- К индивидуальному способу изготовления одежды;
- Выстройте их в порядке участия в технологическом процессе изготовления изделия.
(Из имеющихся названий профессий, учащиеся на доске выстраивают логическую цепочку по изготовлению швейного изделия. Первая команда – серийного пошива, вторая команда – индивидуального.)
Анализ. «Какие профессии задействованы в серийном и индивидуальном пошиве?»
- Художник-модельер;
- Закройщик;
- Швея-ручница;
- Оператор швейного оборудования;
- Утюжельница.
Представители каждой команды знакомят с кратким содержанием данных видов профессий, с выносом слайдом на интерактивную доску. Учитель дополняет ответы о получении данных профессий в нашем городе.
Этап 4. «Погружение в профессию».
«Ранее, мы уже говорили о том, что художник-модельер создает модели. Как вы думаете, что является основой создания новых видов моделей одежды?»
- Для кого? (соответствие костюма внутреннему и внешнему облику человека);
- Для чего? (соответствие костюма определенной обстановке, то есть его назначение);
- Из чего? (соответствие ткани выбранной модели и образу).
«Сейчас вам предстоит работа в роли художника-модельера»: Выполнить эскиз модели по предложенному описанию. Первая группа – брюки, вторая группа – по модели выполнить описание. Указать:
- Название, назначение;
- Материал;
- Основные конструктивные особенности;
- Декоративно-художественную отделку.
Задание для модельера-конструктора: Выполните техническое моделирование. Первая группа – брюк, вторая группа – шорт. Предложенного фасона, соблюдая основные этапы моделирования:
- Изучение внешнего вида модели;
- Изучение свойств материала модели;
- Обводка лекал;
- Нанесение на чертеж фасонных линий;
- Получение новых линий;
- Вырезание из цветной бумаги;
- Наклеивание на лист А4.
Каждая команда показывает и объясняет итог работы. (Учащимся рекомендуется оценить свою работу и выставить оценки в оценочном листе, учитывая все параметры, указанные в нем).
Этап 5. Рефлексия.
«Итак, урок подошел к концу. Мне хотелось бы услышать ваши отзывы о уроке»:
- Что нового для себя вы узнали сегодня?
- Что такое брюки?
- Какие брюки бывают по назначению?
- Как можно на основе одного чертежа, получить модели других брюк?
- С какими профессиями вы познакомились на этом уроке?
- Какие профессии швейной промышленности вызвали у вас наибольший интерес?
- Можно ли у нас в городе получить эти профессии?
- Какие задания показались вам наиболее трудными?
- Какие виды брюк наиболее популярны в настоящее время?
Группа девочек демонстрирует наиболее популярные виды брюк («бананы», «дудочки», «шорты», «клёш», «джинсы»), и рассказывают о профессии манекенщицы.
Этап 6. Итог урока.
- Озвучивание оценок;
- Задание на дом (тетради, бумагу для выкроек);
- Выполнить эскиз своей модели (брюки, шорты).
«Итак, урок закончен, всем спасибо за активную работу!»
Открытый урок по предмету технология
в 9 классе.
Тема урока: «Моделирование поясного изделия (брюк)»
Учитель технологии СОШГ №9
Кищенко Т.Г.
Павлодар 2013.