kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока « Хлеб Донбасса – хлеб моей Отчизны»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Данная методическая разработка открытого мероприятия (урока-сотрудничества ) составлена для учащихся общеобразовательной школы по дисциплине «Трудовое обучение».

  Цель урока: обобщить и систематизировать на примере сотрудничества с учителями русского языка и литературы, математики, музыкального искусства, представителей енакиевского хлебозавода знания о хлебе, разъяснить, что хлеб-это итог большой работы многих людей, расширять знания об окружающем мире.

Актуальность изучаемой темы соответствует веяниям сегодняшнего дня: бережное отношение к хлебу,  его огромная ценность в  жизни человека,  важность труда земледельцев.

     Предлагаемая форма организации работы:

-использование презентации, знакомство с литературой, музыкой является на сегодняшний день одним из современных способов представления учебного материала и повышения интереса учащихся к изучаемой теме.

 Интегрированный  урок используется как одно из средств повышения активности учащихся на уроке ;  организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение,  обобщение, анализ, синтез и т.д.; применение межпредметных связей при решении разнообразных задач. На этих уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал.

Таким образом, актуальными и новыми на этом уроке являются как сам рассматриваемый материал, так и форма проведения урока,  что способствует наиболее качественному усвоению знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока « Хлеб Донбасса – хлеб моей Отчизны»»

Коммунальное учреждение

«Общеобразовательная школа I-III ступеней № 38

города Енакиево







Урок-сотрудничество

по трудовому обучению

«Хлеб Донбасса - хлеб моей Отчизны»





Подготовили:

Л.В.Ракова

А.В.Кондратова




2015-2016 учебный год


Открытый урок « Хлеб Донбасса – хлеб моей Отчизны»

Тип урока: интегрированное занятие.

Цели урока:

-способствовать формированию у учащихся знаний о ценности хлеба, его значения для питания человека;

- учить учащихся анализировать, сравнивать , обобщать;

- развивать мыслительную деятельность, внимание, восприятие;

-воспитывать рационально-бережное отношение к хлебу и хлебобулочным изделиям; уважение к людям труда (хлеборобам,

пекарям …), любовь к своей малой родине.

Ожидаемые результаты:

-личностные.

проявление положительной мотивации и познавательного интереса к теме урока.

- познавательные:

самостоятельно перерабатывать полученную информацию на основе сообщений;

-коммуникативные:

умение работать в группе.

умение слушать, задавать вопросы, отвечать;

умение осуществлять контроль, самоконтроль.

Используемые технологии:

развивающее обучение, интегрированная ( межпредметная связь с музыкой, литературой, математикой );

здоровьесберегающая (смена видов деятельности , спокойная и доброжелательная обстановка на уроке) ;

ИКТ (презентация, дополнительный материал);

игровая технология.

Оборудование:каравай с солью, выставка книг, продукция енакиевского хлебозавода, иллюстрации зерновых культур, мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.


Звучит песня о хлебе в исполнении Натальи Волги (слайд 1-3).

На столе разложены хлебобулочные изделия енакиевского хлебозавода.

(Ученица угощает всех присутствующих представленной продукцией хлебозавода).

Ученица.

Издавна у людей разных народов есть обычай: люди, угостившись хлебом, становятся друзьями на всю жизнь. Вот и мы с вами станем еще большими друзьями.


II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель.

- Сегодня у нас с вами необычный урок, он подготовлен группой учителей.

Тему его легко определить прослушав песню и посмотрев слайды.

«Хлеб Донбасса – хлеб моей Отчизны» (Слайд ы 4-5).

III. Актуализация знаний.

Учитель.

- Что вы знаете о хлебе? (ответы учащихся).

- Я надеюсь, что сегодня вы расширите круг своих знаний об этом ценном продукте.

IV.Работа на уроке .

Ученица вносит каравай .

С караваем соль подносим,

Поклонясь , отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб - соль из рук! (Слайд 6).

Рассказ учителя о хлебе сопровождается показом слайдов .

(Слайд 7).

Хлеб всегда был важнейшим продуктом.

Он сопровождает каждого из нас от первых шагов и до последних дней. Народ относится к нему как к богатству.

В годы Великой Отечественной войны г . Санкт-Петербург (в прошлом Ленинград) был окружён немецко-фашистскими войсками и выдержал длительную блокаду. Люди ,находясь в плотном кольце врага ,умирали от голода, так как практически не было еды .Самой большой ценностью был хлеб, выпекаемый на единственной уцелевшей пекарне города. В музее истории Санкт-Петербурга хранится маленький черный кусочек блокадного ленинградского хлеба – это суточная норма хлеба для жителей города.

125 граммов … Блокадный хлеб . Это с трудом можно назвать хлебом .В нем было много примесей: жмых, древесные стружки, трава - лебеда или крапива, отруби и смесь, и только 5 граммов муки. Помните это и бережно относитесь к хлебу. (Слайды 8,9).

Город выстоял несмотря ни на что, но те, кто выжил в окруженном Ленинграде, знают настоящую цену хлеба.

Вспоминаются слова Винокурова Е.М.

Он кислым был, ведь он был с отрубями,

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Вглядитесь в эти фотографии – и вы поймёте, как жили ленинградцы блокадной зимой .125 граммов хлеба на целый день . Блокадный хлеб.

Ребята, ведь и нам с вами пришлось испытать тяжелые времена, когда стреляли на улицах, погибали взрослые и дети, рушились дома, квартиры.(Слайд 10).

Но несмотря на это город был с хлебом, енакиевский хлебозавод работал.

И как сказал директор этого предприятия Валентин Вячеславович, что наиболее важная и актуальная задача хлебозавода - обеспечение города и его окрестностей готовым хлебом. Так получилось ,что некоторое время мы обеспечивали и потребности города Горловки в хлебобулочных изделиях. Это большие объемы, примерно до 30 тонн в сутки, для сравнения – обычная загрузка составляет около 18 тонн, потребовавшие полной самоотверженности от всего коллектива завода. Служащие заводоуправления становились к печам. Да это было ! Работали по ночам, можно сказать, на износ .С мыслью: только бы выполнить стоящие задачи по бесперебойному выпуску необходимых объемов хлебных изделий ( Газета « Енакиевский рабочий»).

А теперь мне бы хотелось послушать, что знаете вы о хлебе?

I ученик.

Рождение хлеба - всегда чудо . Труден путь от зернышка до колоска, от колоска до муки и до того, что мы видим на нашем столе.

Без хлеба жизни нет.

В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб относительно беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.

II ученик.

Хлеб никогда не приедается, не надоедает - таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.

(Слайд 11).

Учитель .

У народа есть слова:

«Хлеб - всей жизни голова»

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

А знаете ли вы, чем пахнет

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Учащиеся. Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное - работой пахнет хлеб.

Учитель.

Сейчас я предлагаю поиграть в игру « Испеки каравай».

(Слайды 12-13).

На столах перед вами лежат карточки:

-соль, мука, сахар, масло, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты.

(Учащиеся поделены на две группы и поочередно идут и выбирают нужные карточки с названиями продуктов, из которых пекут каравай, а затем кладут их в миску).

Показывают, кто правильно и быстрее «испечет каравай».

Звучит музыка.

Учитель русского языка и литературы.

Хлеб издавна символизировал народное богатство, довольство.

Хлеб - непременный участник любой трапезы. Как повседневная еда, так и праздничное застолье не обходится без хлеба. Предоставить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки.

(Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки о хлебе ).

А теперь к слову «хлеб» подберем эпитеты (хлеб – богатый, высокий, горький, добрый, золотистый, мягкий ,родительский, свежий, теплый, трудовой и т. д).

Учитель.

Хлеб воспет и в произведениях поэтов и писателей. Назовите произведения о хлебе .

Учащиеся называют произведения .

Учитель.

Послушайте стихотворение С. Есенина « Песнь о хлебе» ( Читает произведение Игорь Ильин ). Выразите свои чувства.

Вы, ребята, будущее нашей страны. Именно от вас будет зависеть наше благосостояние, помните об одном:

Хлеб валяться не имеет права,

Потому что , если хлеб в пыли,

Самая великая держава

Не поднимет крылья от земли.


Учитель музыки.

Ребята, а ведь на стихотворение С. Есенина написана песня , которая так и называется «Песня о хлебе». Я предлагаю вам ее послушать.

( Слайд 14).

Звучит песня в исполнении А.Копычева « Песнь о хлебе».( Слайд 15).

О хлебе пели , поют и будут петь.

Послушайте гимн «Баллада о хлебе» ( Слайд 16) и скажите, что вы слы-

шите и чувствуете.(Ответы учащихся).

Учитель трудового обучения.

Ребята, сегодня у нас в гостях человек , который часто не спит по ночам для того, чтобы у нас на столе всегда был свежий, душистый , ароматный хлеб. Это пекарь Приступа Наталья Владимировна. Я думаю, что у вас вопросы к Наталье Владимировне.

Вопросы учащихся.

1.Почему Вы стали пекарем?

2.Сколько лет Вы работаете на заводе?

З.В чем сложность Вашей профессии?

Ответы Натальи Владимировны и краткий рассказ о производстве хлеба.

Сегодня я хочу научить вас, как приготовить тесто для булочек. (Все действия проговариваются).

Учитель математики.

Вы были очень внимательно слушали Наталью Владимировну , а теперь решите задачу.( Слайд17).

За сутки хлебозавод выпекает 21 000 хлебобулочных изделий.

Из них 18 720 кг хлеба. Определите, какой процент от общего количества выпечки составляет хлеб?

21 000-100%

18 720-Х%

Х=18 720.100:21 000

Х=89 %.

Молодцы, ребята, благодаря вам мы узнали, что основная часть продукции предприятия - хлеб.

Учитель трудового обучения.

Ребята, я предлагаю представить себя научными экспертами-исследователями .Работать над проблемой вы будете в парах.

Перед вами лежат листы экспертизы, виды злаковых растений, образцы круп и муки.

Проведите исследование и заполните лист экспертизы. На выполнение данной работы вам отводится 5 минут.

Лист экспертизы.

Название злакового растения.

Результаты исследований.

Описание зерен.


Размер.


Цвет.


Форма.


Что можно приготовить.




Учитель.

Время закончилось.( Учащиеся сдают карточки на проверку учителю).

Ученик.

Мы немало рассказали,

Много нового узнали, знаем главные слова:

«Хлеб - всей жизни голова!»

V. Рефлексия .

Учитель.

Ребята, наш урок подходит к концу. Каким он запомнится мне и вам , что ценного вы унесете с собой, изменилось ли Ваше отношение к хлебу. Высказать свое мнение вы сможете при помощи незаконченных фраз.

У вас на столах лежат полоски добра. Соберите из них сноп. И чтобы сноп всегда был большим , наполненным человеческим добром, любовью, теплом давайте и мы с вами внесем свою лепту. Увеличим сноп ровно на такое количество тепла, любви , добра , сколько есть у нас с вами. И начну я. Я уношу с собой ваше тепло, ваши улыбки.

Я расскажу дома…

Я уношу с собой…

Учащиеся поочередно высказывают свое мнение и вставляют колоски в сноп.

Оценивание ответов учащихся с комментариями.

VI. Домашнее задание.

Составить памятку «Правила бережного обращения с хлебом».































Использованная литература:

«Енакиевский рабочий»

Черномурова С.Д. Праздник на столе .-М.:Просвещение,2005.

Смирнова О.З.- Любите хлеб

Ермакова В.И. Основы кулинарии. -М.: Просвещение»,1993.





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка открытого урока « Хлеб Донбасса – хлеб моей Отчизны»

Автор: Ракоа Лариса Ввладимировна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 285079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства