Методическая разработка урока технологии "Чайные посиделки" Защита творческого проекта
Методическая разработка урока технологии "Чайные посиделки" Защита творческого проекта
Целью данного урока является ознакомление учащихся с технологией приготовления и правилами подачи горячих напитков, требованиями к качеству этих напитков; развитие творческих умений, самостоятельности, умения вести беседу; прививать бережное отношение школьников к своему здоровью, учить детей быть здоровыми и душой и телом, воспитание чувства личной ответственности перед товарищами, общим делом, чувством коллективизма. Для проведения урока необходимо провести предварительную подготовку:сбор и обработка информации о чае, оформление наглядных пособий, разработка игр, оформление презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока технологии "Чайные посиделки" Защита творческого проекта »
Методическая разработка урока по технологии Тема: "Чайные посиделки" Защита творческого проекта».
Горбачева Дарья Анатольевна,
учитель технологии СШГ № 17, г. Актобе
Цели:
образовательные: ознакомить учащихся с технологией приготовления и правилами подачи горячих напитков, требованиями к качеству этих напитков;
развивающие: развитие творческих умений, самостоятельности, умения вести беседу;
воспитательные: прививать бережное отношение школьников к своему здоровью, учить детей быть здоровыми и душой и телом, воспитание чувства личной ответственности перед товарищами, общим делом, чувством коллективизма.
Учащиеся должны знать:
классификацию и ассортимент напитков, технологию приготовления напитков, правила отпуска и подачи, требования к качеству напитков.
Предварительная подготовка:
сбор и обработка информации о чае, оформление наглядных пособий, разработка игр, оформление презентации.
Средства: сервированный стол для чаепития, наглядные пособия, виды чая, презентация.
Межпредметная связь: с уроками истории, ИЗО, биологии, литературы (стихи, частушки), географии (страны распространения чая).
Ход урока:
Учитель: в начале этого года получили задание на выбор, изучить с разных сторон тему: «Чай». Вы сами выбрали то направление, которое вам показалось интересным. Сегодня вы представляете защиту своего группового творческого проекта в нестандартной форме: «Чайные посиделки».
В старину на посиделках девушки и женщины приносили различные печённые изделия, сладости, разговаривали, пели, вышивали, вязали и, конечно пили чай.
“Чай – это приятное без излишества, уникально ценное без дороговизны, это естественность и гармония, гостеприимство и миролюбие. Это бережливость, потому что учит находить комфорт в простом и скромном”. “Пробуя вкус настоящего Чая, Вы пробуете Вкус самой Жизни”. Китайская мудрость.
1 ученица: происхождение и значение слова “чай”. В Китае чай имеет сотни названий, но самое употребляемое - “ча”, что значит “молодой листочек”. Все народы мира заимствовали свои названия чая у китайцев. Тибетцы живут чаем. Не имея его, они страдают до такой степени, что могут заболеть. Японцы - любители зеленого чая. В Индии чай пьют очень крепкий с большим количеством сахара и молока. Англичане одна из самых чаепотребляющих наций в мире. В среднем, каждый англичанин за день выпивает до 6 чашек чая! В Германии чай долго считали растением, обладающим лечебными свойствами, и пили его в основном, женщины. Чаепития с их серебряными заварочными чайниками и фарфоровыми сервизами в Америке стали зеркалом социального успеха. Американцы изобрели чай со льдом. Чарз Липтон первый, кто придумал чай в пакетиках. Казахи пьют чая много, накрывая чайный столик на низких ножках (дастархан): молоко, изюм, курага, восточные сладости, зеленый чай, индивидуальный чайник, пиалы - всё на этом столе! В русском чаепитии качество чая, определяющего значения не имел, лишь бы получался крепкий и ароматный напиток.
2 ученица: я хочу вам рассказать о видах и сортах чая.
Чайный куст – многолетнее растение, культивируемое в районах с тропическим и субтропическим климатом. Получают чай из молодых, нежных побегов.
В зависимости от способа приготовления и качества операций, которым подвергается чайный лист, создаются различные типы и сорта чая.
Более 95% всемирного производства чая приходится на долю чёрного чая. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая.
Зелёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена и отличается более или менее выраженной терпкостью.
Красный чай (солонг) является наиболее ароматным сортом чая. Кроме того, он богат дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость приготовленному из них напитку. Технология получения красного чая сложна и очень капризна.
Жёлтый чай относится к наиболее высококачественным видам чая. Он обладает особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым резко отличается от всех видов чая.
3 ученица: Я знаю, что существуют и разновидности чая.
Листовой – это более дорогой и более высокого сорта – мелколистовой; а крупнолистовой – его сорт немного ниже мелколистового.
Гранулированный чай - это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Обычно, эти крошки превращают в порошок, а затем формуют гранулы различной формы. Чайную крошку используют в чайных пакетиках, т. к. они быстро растворимы. Но аромат несравним с листовым.
Купаж – это смесь сухого чая выращенного на различных плантациях и обработанного на различных чайных фабриках. Каждый купаж имеет свой номер и особое название.
4 ученица: А я узнала о том, что в разных культурах существуют разные чайные гадания и приметы. Большая часть чайных примет родом из Англии. Расскажу о самых интересных приметах.
“Если ты поворачиваешь чайник носиком к камину или стене, ты рискуешь остаться старой девой”.
“Пузырьки на поверхности чая – предвестники скорых поцелуев”.
“Если мужчина и женщина вместе наливают чай, у них будет ребенок”.
“Чаинка, плавающая в чашке, предвещает визит незнакомца”.
“Если наливали не полную чашку, то говорили, что жених будет губастый”.
А ещё существует много пословиц и поговорок о чае:
Не чаем единым сыт человек.
Выпей чайку — забудешь тоску.
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
Чай не пить, так на свете не жить.
Самовар кипит, уходить не велит.
5 ученица: А я девочки узнала много интересного о пользе чая. Чай - лекарство от тьмы болезней. В наше время чай, наряду с кофе и какао составляют тройку наиболее популярных напитков. Кофеина в чае не много, но достаточно, чтобы дух оставался бодрым, а голова свежая. В чае содержатся витамины С, Р, В1, В2. Чай хорошо растворяет жиры и поэтому способствует пищеварению, теофиллин улучшает проходимость веночной артерии, укрепляет сердце и придаёт чаю мочегонное действие. Благодаря этим и другим свойствам, чай является превосходным оздоровительным напитком.
У вас болит зуб? Наберите в рот крепкий настой зелёного чая, в который положите несколько раздавленных долек чеснока. Подержите настой во рту - боль пройдет. Кстати, запах чеснока изо рта вы устраните, если пожуете щепотку сухого зелёного чая.
Если вас замучил ячмень на веке, залейте стаканом кипятка чайную ложку измельчённого сухого зелёного чая, настаивайте 10 минут. В теплом настое смочите стерильную ватку и приложите его к ячменю. Повторите эту процедуру несколько раз.
При конъюнктивите помогает промывание глаз крепким, свежим, быстро охлаждённым чайным настоем.
Если вы случайно обожжёте глаза каким-нибудь химическим веществом, например, уксусной эссенцией, как можно скорее (из-за промедления можно потерять зрение) наберите в шприц настой свежего остывшего некрепкого чая, выверните пальцами веки и чайной струёй тщательно промойте глаз.
Замерзшему человеку полезен грог – чай с алкоголем. В стакан только что заваренного крепкого сладкого чая, вливают чайную ложку коньяка и столовую ложку рома. Коньяк и ром можно заменить двумя столовыми ложками подогретой водки. Полученную горячую смесь тщательно перемешивают. Грог пьют горячим маленькими глотками. Он быстро согреет пострадавшего, нормализует его дыхание и сердечную деятельность.
6 ученица: Да, вы говорите всё чай, чай, а я вот узнала, что существуют и запреты на чай:
Запрет пить чай на пустой желудок;
Запрет на обжигающий чай;
Запрет на холодный чай;
Запрет на крепкий чай;
Запрет на долгое заваривание;
Запрет на многократное заваривание;
Запрет на чай перед едой;
Запрет на чай сразу после еды;
Запрет на запивание чаем лекарств;
Запрет на вчерашний чай;
7 ученица: Я хочу вам рассказать о чайной этике. Оказывается, в университетах Японии наряду с другими предметами студентам читают курс Тядо – искусство приготовления чая. Чай – это взаимодействие огня, воды, чайного листа, пространства и состояний. Особое внимание – чайной церемонии: поведение гостей и хозяина, их беседа должны создавать настроение отрешённости от повседневности и устремление к познанию. В Японии во время чаепития не разговаривают, размышляют о смысле жизни, в Англии ведут деловые переговоры, в России за чаем общаются, поют чайные частушки. В 1840 г. герцогиня Бедфордская в Англии ввела дневной чай, в последствии он стал называться “пяти часовой чай”. Для него были созданы специальные “чайные одеяния”: комфортные, легкие, элегантные, свободные. В Европе в 19 веке стали модными “чайные танцы”.
8 ученица: Девочки, а давайте придумаем свой словарь чайной церемонии:
ЧАЙка – человек, который пьет чай;
ЧАЙник - человек, не умеющий заваривать чай;
ЧАЙмодан – корзина для хранения чая;
НаЧАЙник – руководящий чайной церемонией;
ЧАЙродей – мастер приготовление чая;
ЧАЙкушка – пиала для чая;
ЧАЙ-хана - плохо заваренный чай;
сЧАЙстье – большой выбор чая;
ОтЧАЙенье – недостаток чая;
9 ученица: А я хочу вам рассказать анекдоты про чай, которые я специально нашла к нашим посиделкам.
-Сколько вам сахара в чай положить? -Двенадцать ложечек, И, пожалуйста, не размешивайте! Не люблю сладкий чай.
Посетитель кафе попросил стакан чая. - Вам черный или зеленый? -Без разницы, я дальтоник.
-Официант, чай был совершенно холодный! -Спасибо, что вы мне это сказали. Ice tea на 2$ дороже.
10 ученица: А я предлагаю сделать чайное дерево, я основу заготовила, а вы прикрепите всё что вы узнали о чае как листочки на это дерево.
11 ученица: а давайте покажем нашим гостям наши работы, которые мы сделали к нашим чайным посиделкам. Мы не просто много узнали о чае, мы и можем приготовить красивый чайный стол, и украшения для него и прихватки, и грелки на чайники.
12 ученица: похвастались? А теперь давайте угостим наших гостей чаем, в разных традициях гостеприимства. Хозяйки чайной церемонии, не торопясь, по всем правилам заварили чаи: по- русски, по-китайски, по-казахски, по - английски. Дорогие, гости медленно, маленькими глотками отпивайте чай, пробуйте наши угощения, почувствуйте всю прелесть этого напитка.
Ученицы подают чай в различных традициях и рассказывают технологию его приготовления.
Классный руководитель: давайте подведём итоги. Мы сделали с вами такое шикарное чайное дерево, это ваш совместный, групповой проект. Вы хорошо потрудились, узнали много интересного о чае и традициях чаепития. Научились его заваривать и правильно подавать. Вы показали свое умение не только накрывать чайный стол, но и своими руками вы можете сделать необходимые вещи для чайных церемоний: грелки на чайники, прихватки, фартуки, подставки. Большое спасибо вам за урок.