kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия по технологии "Изготовление русской тряпичной куклы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.

         Но сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по технологии "Изготовление русской тряпичной куклы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5





Занятие по технологии


«Изготовление

русской тряпичной куклы»



Разработал:

учитель технологии,

учитель высшей категории МОУ СОШ 5

Бендус Людмила Эльмаровна










г. Белореченск

2015 год

ПЛАН УРОКА


Тема: Изготовление русской тряпичной куклы.


Цели:

  1. Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

  2. Обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью и нитками.

  3. Воспитывать нравственные качества детей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: игла, ножницы, нитки, кусочки ситца, булавки, синтипон, кружева или тесьма.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Проверить готовность класса к уроку.

Сообщение темы и целей урока.


2. Повторение пройденного материала.


Учитель. В любом месте, где бы вы ни находились: на улице, дома, на занятиях – необходимо быть очень осторожными. Опасности подстерегают всех везде. На занятиях мы будем пользоваться различными предметами, соблюдение техники безопасности при этом является обязательным. Давайте их повторим:


  1. В чем заключаются требования безопасности при работе с ножницами? (кладите их справа от себя с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавайте их колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями; не подходите во время с ножницами к другим обучающимся).

  2. В чем заключаются требования безопасности при работе с иглами и булавками? (знайте количество игл и булавок, взятых для работы, в конце занятия проверьте их наличие; не держите иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их; иглы и булавки вкалывайте только в игольницу, но не в одежду.


3.Изучение нового материала.


  1. Словестно-иллюстративный рассказ


Вступительное слово.

Учитель.

Солнце яркое встает –

Спешит на ярмарку народ.

А на ярмарке товары:

Продаются самовары,

Продаются вилы, санки,

И конфеты, и баранки.

Покупают люди сушки

И на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша:

До чего же хороша!

Свистят свистульки-утки,

Свестит петух-проказник.

Ой вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные

Веселы и ярки,

Примите их в подарки!

Т. Петухова

Этим веселым, радостным стихотворением мы начинаем наши занятия, посвященные игрушке. Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. Ее отличие от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения до старости. Создание игрушки – прекрасное, древнее и всегда молодое, веселое ремесло в мире. К тому же – это благородное ремесло: ведь с игрушки, как с первых сказок, стихов и песен, начинается познание прекрасного, игрушка забавляет как ребенка, так и взрослого, она украшает, освещает наш быт улыбкой.

В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и так далее), бывают огромных размеров и очень маленькими. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут даже разговаривать.

Но сегодняшняя наша беседа пойдет об игрушке особой – народной. Такими игрушками играли дети много лет назад на территории России.

  • Сведения из истории.

Учитель.

Так что же такое народная игрушка? Народные игрушки – это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сына и куклу из щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям.

Правда, многие народные игрушки были вовсе не для игры. Первобытные люди делали из камня и дерева фигурки богов, чтобы поклониться им, просить у них милости и защиты. Чаще всего эти фигурки напоминали человеческие фигуры и были самыми первыми куклами. Эти куклы облегчили жизнь первых людей: они спасли множество человеческих жизней, заменив собой людей в обрядах жертвоприношения; служили оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода.

Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки, гремящие шары суровые богини превратились в веселые свистульки, погремушки и нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней.

В России с давних пор существовало много центров народных промыслов. В одних мастерили глиняные игрушки, в других – деревянные, в третьих – плели из соломы.

Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой - свой национальный характер, потому что в игрушках отражается человеческая история.

Наш дальнейший разговор пойдет о русской тряпичной кукле, которая была распространена во многих деревнях.


  • Сведения о тряпичной кукле.

Учитель.

В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали либо родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы - берегини передавались по наследству от матери к дочери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы.

Если такие предметы народного обихода, как одежда, резная и расписная посуда, изделия из бересты, нередко сохранялись в течение долгих лет, то кукла и другие игрушки не имели материальной ценности и не являлись предметом первой необходимости. Их поэтому особо не берегли, «жизнь» игрушки была кратковременной.

Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. В каждой местности были свои способы их изготовления. Вот как делали кукол в Полтавской, Киевской и Черкасской областях: брали кусок белой ткани, клали посерединке кусок ветоши и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла!

А в Подмосковье кукол сворачивали из двух платков и перевязывали ленточкой. На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали платочек. Оставалось перетянуть верх валика – получалась головка, завязать два конца платочка – получались руки. Часто к голове куклы еще прилаживали кудельную косу.

В любой самодельной игрушке отразились лучшие черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные.


  1. Технология изготовления русских тряпичных кукол. (Слайд 1).

Сегодня мы с вами научимся изготавливать самые простые тряпичные куклы. Разложите на столе кусочки ситца, нитки, синтепон. Ткань обязательно должна быть отутюженной. Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие.


1. Из ткани выкроите два круга, один немного меньше другого, по краю приметайте и притачайте кружево или тесьму (слайд 4,5,6,7,8,9).

2. Выкроите прямоугольник бежевого цвета из однотонной ткани, две коротких стороны обработайте кружевом или тесьмой (слайд 10,11).

3. В середину большего круга положите кусочек синтепона или ваты и перевяжите нитками, сформировав головку (слайд 12, 13).

4. Меньший круг надеваем на головку и тоже перевязываем нитками (слайд 14).

5. Прямоугольник надеваем также на головку и перевязываем нитками (слайд 15,16).

6. Концы прямоугольника перевязываем ниткой по бокам так, чтобы получились ручки в манжетах (слайд 17).

7. Головку куклы покрываем платочком, можно украсить косами, тесьмой или лентами (слайд17).


Учитель. А теперь немного фантазии и дизайнерского мастерства и

у вас удивительные игрушки, сделанные своими руками (слайд 18, 19).


4. Практическая работа.


  • Изготовление тряпичных кукол.

  • Проведение выставки изготовленных кукол.

  • Оценивание качества выполненных работ.


Учитель во время работы делает целевые обходы, контролируя

правильность выполнения работы, соблюдение правил безопасности.



5. Итог урока.


Учитель анализирует урок, отмечая успешность выполнения

изделий, комментируя ошибки, допущенные во время работы.

Выставление оценок, их аргументация.


6. Задание на дом.


Самостоятельно сшить еще одну куклу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия по технологии "Изготовление русской тряпичной куклы"

Автор: Бендус Людмила Эльмаровна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604327


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства