Данная разработка может быть использована учителями технологии на уроках как в 5 классе при изучении темы «Основы рационального питания», «Овощи и блюда из них»,так и в 8 классе –«Качество пищевых продуктов и товаров. Пирамида питания», на уроках химии, а также в рамках реализации программы внеурочной деятельности.
| Приветствие. Озвучивание темы занятия. | слайд 1 | учитель технологии |
Вступительное слово | А знаете ли вы, что в России… первоклассников полностью здоровых – 22% школьников, имеющих лишний вес – 17% школьников, имеющих недостаток веса – 20% выпускников полностью здоровых – 10% Правда же, эти цифры пугают? Вы уже знаете, что индивидуальное здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни. Сегодня мы остановимся на одном из основных составляющих здорового образа жизни - правильном питании. | слайд 2 |
| Здоровое питание обязательно должно включать в себя разнообразные продукты. Пища, которую получает наш организм, обеспечивает физическое и умственное развитие, обновление тканей и клеток, является источником энергии для существования человека. Т.е. наше здоровье напрямую зависит от того, что и как мы едим. В детском и подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому вы должны хорошо и вовремя питаться. | слайд 3 |
? | Давайте вспомним основные правила питания школьников, о которых мы говорили на предыдущих занятиях. | |
Ответы детей | 1. Надо соблюдать режим питания | слайд 4 |
2. Рацион питания должен быть сбалансированным, т.е. с пищей должны поступать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества в необходимых количествах, как животного, так растительного происхождения | слайд 5 |
3. Каллорийность и количество пищи = энергетическим затратам. Школьнику в день в среднем необходимо получать 1200 ккал, чтобы он хорошо себя чувствовал, успешно учился. | слайд 6 |
Вывод учителя | Т.е. питание можно считать правильным тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма. Многие болезни - результат неправильного питания, а любимая пища часто оказывается очень вредной. Кто не любит фаст-фуд? Чипсы, сухарики, картошку фри, хот-дог? Знаете - в переводе фаст-фуд - сорная или мусорная еда, укорачивающая жизнь. В ней много соли, жира, большое количество ароматизаторов, красителей и прочего, что отравляет жизнь человека, вызывает зависимость. | слайд 7 |
| учитель |
Раздаточный материал | В ваших папках вы увидите табличку и можете познакомиться с некоторыми добавками с кодом Е, особенно вредными для детского организма. | слайд 8 Таблица с кодами Е |
? | А можно ли заменить искусственные усилители вкуса и цвета пищевых продуктов? | |
Ответы детей | Да. Когда мы делали винегрет на уроке, от свеклы руки окрасились в бордовый цвет, а от моркови в желтый. Значит красители есть и в натуральных продуктах. | |
Слово учителю химии | Ребята, вы правы. Действительно из овощей и фруктов, так полезных для нашего здоровья, можно получать безвредные для организма красящие вещества. Цвет растений обусловлен присутствием в них определенных химических соединений. Основываясь на свойствах этих веществ, мы можем их выделить из продуктов. Так, например, в красно-бордовые цвета сливу, баклажан, свеклу, чернику и др. окрашивают вещества – антоцианы, они растворимы в воде, желто-оранжевый цвет тыкве и моркови придаёт каротин, он растворяется в масле, а зеленый цвет свежей зелени - это пигмент – хлорофилл, его можно выделить спиртом. Давайте проведем эксперимент по выделению натуральных красителей. | слайд 9 | учитель химии |
Раздаточный материал | Обратите внимание на страницу в вашей папке с инструкционной картой. Инструкционная карта Задание 1: Рассмотрите представленные измельченные образцы овощей (свекла, морковь, зелень петрушки или шпината). Обратитесь к Схеме и определите какие вещества придают им окраску. Пользуясь схемой, установите соответствие Овощ | | Цвет | | Красящее вещество | I. свекла | | А. желтый | | 1) антоцианы | II. морковь | | Б. зеленый | | 2) каротин | III. петрушка | | В. красно-бордовый | | 3) хлорофилл | Ответ: Задание 2: Выделите красящее вещество из продукта. Используя сведения из Схемы и информации, предоставленной учителем химии, подберите необходимый растворитель (из представленных в наборе реагентов) для каждого вещества. Овощ | | Красящее вещество | | Растворитель | I. свекла | | А. антоцианы | | 1) вода | II. морковь | | Б. каротин | | 2) спирт | III. петрушка | | В. хлорофилл | | 3) масло | Ответ: Проведите эксперимент по выделению красящего вещества. В пробирку с измельченными овощами присейте 2-3 мл соответствующего растворителя. Встряхните. Подождите несколько секунд, вы увидите, как раствор окрашивается в соответствующий цвет. Задание 3: Раскрасьте картинки с овощами полученными Вами натуральными красками. | слайд 10 Инструкционная карта | проводится опыт демонстрационно |
? | Ребята, а вы знаете, какую пользу для нашего организма приносят овощи, с которыми мы сегодня работали? | | Учитель технологии |
Ответы детей | Да. Морковку и свеклу надо есть, чтобы правильно работала пищеварительная система. А в петрушке много витаминов. | |
? | Правильно. А что такое витамины? | слайд 11 |
Ответы детей | Полезные вещества |
| Слово «витамин» придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл жизненно необходимое вещество «амин» в оболочке рисового зерна, соединил со словом «вита» (жизнь) - ВИТАМИН. |
| А самое интересное, что о содержании в овощах и фруктах тех или иных витаминов и других полезных веществ можно узнать по их цвету. Оранжевые и желтые морковь, тыква, дыни, абрикосы содержат пигмент каротин, из которого в организме синтезируется жизненно необходимый в организме витамин А (ретинол). Каротиноиды обладают способностью укреплять иммунитет. Зелеными листья салата, петрушки, щавеля, шпината становятся благодаря хлорофиллу, а зеленый цвет у овощей и фруктов обусловлен комплексом пигментов – лютеином, ликопином. Ликопин – антиоксидант, самый сильный их всех, поступающих в организме человека. Антиоксиданты - это вещества, препятствующие старению клеток, приводящих впоследствии к разным заболеваниям. Хлорофилл – запускает в организме процессы детоксикация и удаление вредных веществ, поддерживает нормального уровня гормонов и кислотно-щелочной баланс, обеспечивает необходимое количество питательных веществ, витаминов и минералов для производства крови и др. Бордовые, синие и фиолетовые черника, черная смородина, баклажаны, виноград, краснокочанная капуста, содержащие антоцианы, имеют противоопухолевую активность, замедляют старение, предупреждают заболевания сердца и сосудов, в том числе инсульт и инфаркт. Их употребление положительно влияет на мозговую активность и иммунитет. Вывод: сегодня вы узнали немного о натуральных красящих веществах. Теперь вы можете их выделить и использовать не только как натуральные краски для рисования, но и как красители для окраски кремов для тортов, пасхальных яиц и многого другого. | слайд 12 |
Вывод учителя | Ребята, вы поняли, что овощи и фрукты содержать много полезных веществ, в том числе и витаминов. Дневной рацион школьника обязательно должен включать как можно больше этих продуктов. Они стимулируют работу пищеварительной системы, предупреждают накопление лишнего веса, укрепляют здоровье. | | Учитель технологии |
| Но, к сожалению, современные производители, стремясь увеличить урожай, добавляют в почву химические вещества, которые вредны в больших количествах. Эти вещества – нитраты переходят в плоды и даже могут вызвать отравление. Для определения содержания их в продуктах существует разные методы: например, прибор - нитратомер, а также различные химические способы. | |
Слово социальному партнёру | Показывает демонстрационный эксперимент по обнаружению нитратов в картофеле. 3 образца: картофель прошлого урожая, молодой картофель, картофель, предварительно вымоченный в воде. Последний образец точно не показывает наличие нитратов, т.к. эти вещества растворимы. Вывод: чтобы обезопасить себя от вредных нитратов, достаточно некоторое время выдерживать овощи в чистой воде | слайд 13 фото | Учитель химии |
Слово учителя | Правильно обработанные продукты и вкусно приготовленное блюдо - безусловно, одно из достоинств хорошей хозяйки, но очень важно красиво его оформить. На уроках мы с вами пробовали украшать салаты и бутерброды | слайд 14 | Учитель технологии |
| А знаете ли вы, что такое «карвинг»? Это вырезание из овощей и фруктов. Корни его в Японии. Накрыв однажды перед подачей грубые глиняные тарелки листьями, повара, поняли, что это создает более привлекательный вид еде. Они стали украшать ее резными частями растений. Существует азиатский (экзотические фрукты и овощи) и европейский(местные) карвинг. Для работы применяют остро наточенные ножи и приспособления. Чаще для изготовления цветов, листьев режут сырые продукты. Апельсины, яблоки превращаются в корзинки. Для детского стола - украшения в виде забавных животных. | слайд 15 |
| Я предлагаю попробовать изготовить украшение, а в папках вы найдете инструкционные карты по выполнению карвинга. Выбирайте понравившиеся вам и приступайте к выполнению. Не забывайте о правилах ТБ и санитарии. Соблюдайте точность и аккуратность в работе. | слайд 16 Инструкционные карты карвинга |
Заключительное слово | Сегодня вы продолжили знакомиться с основами правильного питания школьников. На нашем занятии мы говорили о такой важной составляющей дневного рациона как овощи и фрукты. Теперь вы знаете в чем именно заключается их польза и как ее определить по цвету плода. Также теперь вы сможете правильно подготавливать овощи и фрукты перед употреблением в пищу, чтобы избавить от вредных веществ, которые могут в них находиться. | слайд 17 Итоги занятия | Учитель технологии |