kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия по разделу «Кулинария»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована учителями технологии  на уроках как в 5 классе при изучении темы «Основы рационального питания», «Овощи и блюда из них»,так и в 8 классе –«Качество пищевых продуктов и товаров. Пирамида питания», на уроках химии, а также в рамках реализации программы внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по разделу «Кулинария»»

Методическая разработка занятия

по разделу «Кулинария»

Тутова Елена Леонидовна

учитель технологии

МБОУ «СОШ №33»

Данная разработка может быть использована учителями технологии на уроках как в 5 классе при изучении темы «Основы рационального питания», «Овощи и блюда из них»,так и в 8 классе –«Качество пищевых продуктов и товаров. Пирамида питания», на уроках химии, а также в рамках реализации программы внеурочной деятельности.



Приветствие.

Озвучивание темы занятия.

слайд 1





учитель

технологии

Вступительное слово

А знаете ли вы, что в России…

первоклассников полностью здоровых – 22%

школьников, имеющих лишний вес – 17%

школьников, имеющих недостаток веса – 20%

выпускников полностью здоровых – 10%


Правда же, эти цифры пугают?

Вы уже знаете, что индивидуальное здоровье человека на 50% зависит от его образа жизни. Сегодня мы остановимся на одном из основных составляющих здорового образа жизни - правильном питании.

слайд 2


Здоровое питание обязательно должно включать в себя разнообразные продукты.


Пища, которую получает наш организм, обеспечивает физическое и умственное развитие, обновление тканей и клеток, является источником энергии для существования человека. Т.е. наше здоровье напрямую зависит от того, что и как мы едим.


В детском и подростковом возрасте обмен веществ происходит очень интенсивно. Поэтому вы должны хорошо и вовремя питаться.

слайд 3

?


Давайте вспомним основные правила питания школьников, о которых мы говорили на предыдущих занятиях.



Ответы детей

1. Надо соблюдать режим питания

слайд 4

2. Рацион питания должен быть сбалансированным, т.е. с пищей должны поступать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества в необходимых количествах, как животного, так растительного происхождения

слайд 5

3. Каллорийность и количество пищи = энергетическим затратам. Школьнику в день в среднем необходимо получать 1200 ккал, чтобы он хорошо себя чувствовал, успешно учился.

слайд 6

Вывод учителя

Т.е. питание можно считать правильным тогда, когда пища в полной мере отвечает потребностям организма.

Многие болезни - результат неправильного питания, а любимая пища часто оказывается очень вредной.


Кто не любит фаст-фуд? Чипсы, сухарики, картошку фри, хот-дог?

Знаете - в переводе фаст-фуд - сорная или мусорная еда, укорачивающая жизнь. В ней много соли, жира, большое количество ароматизаторов, красителей и прочего, что отравляет жизнь человека, вызывает зависимость.

слайд 7

учитель

Раздаточный материал


В ваших папках вы увидите табличку и можете познакомиться с некоторыми добавками с кодом Е, особенно вредными для детского организма.


слайд 8

Таблица с кодами Е

?


А можно ли заменить искусственные усилители вкуса и цвета пищевых продуктов?



Ответы детей


Да. Когда мы делали винегрет на уроке, от свеклы руки окрасились в бордовый цвет, а от моркови в желтый. Значит красители есть и в натуральных продуктах.



Слово учителю химии

Ребята, вы правы. Действительно из овощей и фруктов, так полезных для нашего здоровья, можно получать безвредные для организма красящие вещества.


Цвет растений обусловлен присутствием в них определенных химических соединений. Основываясь на свойствах этих веществ, мы можем их выделить из продуктов. Так, например, в красно-бордовые цвета сливу, баклажан, свеклу, чернику и др. окрашивают вещества – антоцианы, они растворимы в воде, желто-оранжевый цвет тыкве и моркови придаёт каротин, он растворяется в масле, а зеленый цвет свежей зелени - это пигмент – хлорофилл, его можно выделить спиртом. Давайте проведем эксперимент по выделению натуральных красителей.





слайд 9

учитель

химии

Раздаточный материал

Обратите внимание на страницу в вашей папке с инструкционной картой.


Инструкционная карта

Задание 1: Рассмотрите представленные измельченные образцы овощей (свекла, морковь, зелень петрушки или шпината). Обратитесь к Схеме и определите какие вещества придают им окраску.

Пользуясь схемой, установите соответствие


Овощ


Цвет


Красящее вещество

I. свекла


А. желтый


1) антоцианы

II. морковь


Б. зеленый


2) каротин

III. петрушка


В. красно-бордовый


3) хлорофилл


Ответ:


Задание 2: Выделите красящее вещество из продукта.

Используя сведения из Схемы и информации, предоставленной учителем химии, подберите необходимый растворитель (из представленных в наборе реагентов) для каждого вещества.


Овощ


Красящее вещество


Растворитель

I. свекла


А. антоцианы


1) вода

II. морковь


Б. каротин


2) спирт

III. петрушка


В. хлорофилл


3) масло


Ответ:


Проведите эксперимент по выделению красящего вещества.

В пробирку с измельченными овощами присейте 2-3 мл соответствующего растворителя. Встряхните. Подождите несколько секунд, вы увидите, как раствор окрашивается в соответствующий цвет.


Задание 3: Раскрасьте картинки с овощами полученными Вами натуральными красками.

слайд 10

Инструкционная карта





















проводится опыт демонстрационно

?

Ребята, а вы знаете, какую пользу для нашего организма приносят овощи, с которыми мы сегодня работали?


Учитель технологии

Ответы детей

Да. Морковку и свеклу надо есть, чтобы правильно работала пищеварительная система. А в петрушке много витаминов.


?

Правильно. А что такое витамины?

слайд 11

Ответы детей

Полезные вещества


Слово «витамин» придумал американский ученый - биохимик Казимир Функ. Он открыл жизненно необходимое вещество «амин» в оболочке рисового зерна, соединил со словом «вита» (жизнь) - ВИТАМИН.


А самое интересное, что о содержании в овощах и фруктах тех или иных витаминов и других полезных веществ можно узнать по их цвету.

Оранжевые и желтые морковь, тыква, дыни, абрикосы содержат пигмент каротин, из которого в организме синтезируется жизненно необходимый в организме витамин А (ретинол). Каротиноиды обладают способностью укреплять иммунитет.

Зелеными листья салата, петрушки, щавеля, шпината становятся благодаря хлорофиллу, а зеленый цвет у овощей и фруктов обусловлен комплексом пигментов – лютеином, ликопином.

Ликопин – антиоксидант, самый сильный их всех, поступающих в организме человека. Антиоксиданты - это вещества, препятствующие старению клеток, приводящих впоследствии к разным заболеваниям.

Хлорофилл – запускает в организме процессы детоксикация и удаление вредных веществ, поддерживает нормального уровня гормонов и кислотно-щелочной баланс, обеспечивает необходимое количество питательных веществ, витаминов и минералов для производства крови и др.

Бордовые, синие и фиолетовые черника, черная смородина, баклажаны, виноград, краснокочанная капуста, содержащие антоцианы, имеют противоопухолевую активность, замедляют старение, предупреждают заболевания сердца и сосудов, в том числе инсульт и инфаркт. Их употребление положительно влияет на мозговую активность и иммунитет.


Вывод: сегодня вы узнали немного о натуральных красящих веществах. Теперь вы можете их выделить и использовать не только как натуральные краски для рисования, но и как красители для окраски кремов для тортов, пасхальных яиц и многого другого.

слайд 12

Вывод учителя

Ребята, вы поняли, что овощи и фрукты содержать много полезных веществ, в том числе и витаминов. Дневной рацион школьника обязательно должен включать как можно больше этих продуктов. Они стимулируют работу пищеварительной системы, предупреждают накопление лишнего веса, укрепляют здоровье.


Учитель технологии


Но, к сожалению, современные производители, стремясь увеличить урожай, добавляют в почву химические вещества, которые вредны в больших количествах. Эти вещества – нитраты переходят в плоды и даже могут вызвать отравление. Для определения содержания их в продуктах существует разные методы: например, прибор - нитратомер, а также различные химические способы.


Слово социальному партнёру

Показывает демонстрационный эксперимент по обнаружению нитратов в картофеле.

3 образца: картофель прошлого урожая, молодой картофель, картофель, предварительно вымоченный в воде.

Последний образец точно не показывает наличие нитратов, т.к. эти вещества растворимы.

Вывод: чтобы обезопасить себя от вредных нитратов, достаточно некоторое время выдерживать овощи в чистой воде


слайд 13


фото

Учитель химии

Слово учителя

Правильно обработанные продукты и вкусно приготовленное блюдо - безусловно, одно из достоинств хорошей хозяйки, но очень важно красиво его оформить. На уроках мы с вами пробовали украшать салаты и бутерброды

слайд 14

Учитель технологии


А знаете ли вы, что такое «карвинг»? Это вырезание из овощей и фруктов. Корни его в Японии. Накрыв однажды перед подачей грубые глиняные тарелки листьями, повара, поняли, что это создает более привлекательный вид еде. Они стали украшать ее резными частями растений. Существует азиатский (экзотические фрукты и овощи) и европейский(местные) карвинг. Для работы применяют остро наточенные ножи и приспособления.

Чаще для изготовления цветов, листьев режут сырые продукты. Апельсины, яблоки превращаются в корзинки. Для детского стола - украшения в виде забавных животных.

слайд 15


Я предлагаю попробовать изготовить украшение, а в папках вы найдете инструкционные карты по выполнению карвинга. Выбирайте понравившиеся вам и приступайте к выполнению. Не забывайте о правилах ТБ и санитарии. Соблюдайте точность и аккуратность в работе.


слайд 16


Инструкционные карты карвинга

Заключительное слово

Сегодня вы продолжили знакомиться с основами правильного питания школьников. На нашем занятии мы говорили о такой важной составляющей дневного рациона как овощи и фрукты. Теперь вы знаете в чем именно заключается их польза и как ее определить по цвету плода. Также теперь вы сможете правильно подготавливать овощи и фрукты перед употреблением в пищу, чтобы избавить от вредных веществ, которые могут в них находиться.

слайд 17

Итоги занятия

Учитель технологии





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия по разделу «Кулинария»

Автор: Тутова Елена Леонидовна

Дата: 16.11.2019

Номер свидетельства: 527252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Методическая разработка по теме "Уроки технологии""
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskaia_razrabotka_po_tiemie_uroki_tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "429240"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506067320"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Программа по технологии для неделимых 5-7 классов."
    ["seo_title"] => string(50) "proghrammapotiekhnologhiidlianiedielimykh57klassov"
    ["file_id"] => string(6) "266284"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450116850"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства