На современном этапе перед методикой преподавания предмета стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности на уровне отдельных элементов и в системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»
Управление образования Могилевского облисполкома
Учреждение образования «Средняя школа № 6»
Методическая разработка
на тему: «АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «Трудовое обучение» ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»
Автор: Войтенкова Светлана Сергеевна
Могилев 2018
1 Информационный блок
1.1. Название темы
Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении предмета «Трудовое обучение» через внедрение различных методов и средств обучения.
1.2. Актуальность
Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию
Именно поэтому, активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности и креативного подхода к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Создание средств и поиск методов обучения находится в тесной связи с развитием современной науки и техники, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы. Особую значимость приобретают исследования, способствующие реализации познавательной и творческой активности обучающегося в учебном процессе. В нашу жизнь активно входят компьютерные информационные технологии. Применение этих технологий объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Анализируя свой педагогический опыт, можно прийти к выводу, что именно системная работа с учащимися в урочное и внеурочное время способствует развитию познавательных интересов учащихся и успешности их деятельности.
1.3. Цели
Обучающийся является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность обучающегося к самообразованию и самовоспитанию.
Целью данной работы является развитие познавательного интереса, логического мышления, креативности обучающихся; в создании условий для повышения активности на уроках по средством внедрения различных образовательных технологий.
Основными принципами и приемами моей работы является стимулирование разнообразия творческой деятельности обучающихся.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Это способствует развитию познавательного интереса, логического мышления.
1.4. Задачи
На современном этапе перед методикой преподавания предмета стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные, учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности на уровне отдельных элементов и в системе.
Средствами достижения этой цели являются:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности обучающихся;
создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося;
стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и.т.п.;
использование дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного занятия;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и в процессе его достижения;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативуи самостоятельность;
предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
В своей работе активно использую такое направление технологии как проектная деятельность. В итоге, в каждой учебной группе выделяется группа увлеченных ребят. Далее они вовлекаются в работу в составе творческих групп.
С ними проводится дополнительные занятия. Это способствует сохранению у обучающегося интереса к предмету на протяжении всего курса обучения. И как результат, к концу обучения они обладают навыками творческой работы и у них возникает желание продолжить дальнейшее обучение.
И, как следствие, мы получаем творческую личность, умеющую применять накопленные знания в новых нестандартных ситуациях, способную к самостоятельному дальнейшему развитию.
2 Описание технологии
2.1. Ведущая идея
Повышение качества знаний, развитие познавательного интереса и логического мышления, развитие обучающегося как личности за счет использования элементов различных образовательных технологий в учебном процессе.
2.2. Описание сути
Общепринятое понимание образования как усвоения обучающимися опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственной цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Но для этого необходим иной подход к обучению. Образовательный процесс должен строиться на ситуациях, предполагающих самоопределение обучающихся и креативный поиск их решения.
Использование различных образовательных технологий расширяет возможности педагога в выборе и реализации средств и методов обучения, что способствует расширению и углублению знаний обучающихся.
В процессе работы следующие виды заданий:
Ознакомительные
Творческие
Проблемные ситуации.
При проведении урока часто использую информационные технологии, которые обеспечивают иллюстративное и информационное сопровождение урока. На различных этапах урока я демонстрирую презентации, организую частично-поисковые виды работ. Это стимулирует познавательный интерес учащихся.
Современное информационное общество ставит задачи качественных изменений в деятельности всей системы образования, придавая особое значение формированию способности обучающегося к самостоятельному поиску информации. От понимания значимости этих умений и готовности к формированию соответствующих навыков у обучающегося зависит не только успех в познавательной и практической деятельности, но, в определенной мере, и вероятность их социальной адаптации, а иногда — и физического выживания в условиях современного информационного общества.
В условиях увеличения объема научной информации, совершенствования учебных программ возникает острая необходимость в систематизации, обобщении, повышении уровня качества знаний обучающихся. Для повышения эффективности и качества образовательного процесса необходимым является развитие познавательного интереса, формирование положительной мотивации учения, интерес к изучаемому предмету. Все это может быть достигнуто с помощью межпредметных связей, которые я активно использую в своей деятельности.
Межпредметные связи я использую и на уроках обобщающего повторения, которые провожу чаще всего нетрадиционными методами. Например, на уроках с обучающимися старших курсов я использую кейс-технологии.В данном случае обучающиеся работают в паре или группой.
В своей работе использую технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой творческое развитие личности.
Формирование познавательных интересов обучающихся может быть достигнуто не только через интегрирование знаний, но и проблемным подходом к обучению. Такие уроки требуют от учащихся активной мыслительной деятельности, включения в них самостоятельной работы с элементами творчества.
Целями педагога при использовании технологии проблемного обучения являются формирование логического мышления, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами; развитие творческой интуиции.
Особое значение придаю проверке знаний обучающихся. Провожу устный опрос, тестирование, использую контрольные материалы. Мои ученики умеют работать с учебной и справочной литературой, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Во внеурочной работе я выступаю организатором творческой деятельности учащихся, предлагая им самим решать проблемные ситуации.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для обучающихся оптимальных условий для развития творческих способностей, умения обосновать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных образовательных технологий обеспечивает высокое качество знаний и умений.
Анализ результатов моей деятельности свидетельствует о том, что предложенная система работы по формированию познавательной и творческой деятельности обучающихся дает свои результаты:
повышение качества знаний и умений обучающихся;
повышение креативного потенциала;
рост познавательного интереса.
Результатами развития познавательной деятельности является потребность обучающегося активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое.